Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 18.02.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гриднева А.Н.
судей Маненкова А.Н., Нарусова М.М.
при участии в заседании:
от истца:
общество с ограниченной ответственностью "Алеф" ИНН 3664090014, ОГРН 1083668014451 представитель Кардашов С.Н. по доверенности N 17 от 12 марта 2013 г.
от ответчика:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 не явился, извещен надлежаще
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) не явился, извещен надлежаще
общество с ограниченной ответственности "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+" (ОГРН 1027700444584, ИНН 7732109714) не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Алеф" ИНН 3664090014, ОГРН 1083668014451 на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А14-17277/2012
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алефъ" (далее по тексту - ООО "Алефъ", истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик 1), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Воронежской области, ответчик 2), обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+" (далее по тексту - ООО "НПАП "Меридиан+", ответчик 3) о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75, внесенных в государственный кадастр недвижимости при постановке указанных земельных участков на кадастровый учет, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости применительно к периоду с 22.12.2011 года по 20.09.2012 года сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75 (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 по делу N А14-17277/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 решение оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушения норм права общество обратилось в суд округа с настоящей кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, и установлено судами разрешившими спор, ООО "Алефъ", на основании договора купли-продажи от 12.09.2011 и акта приема-передачи к нему приобрел земельный участок, площадью 145 961 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, ул. Дубровина, 5а, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, с разрешенным использованием - "строительство торгового центра", что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно кадастровому плану данного земельного участка его кадастровая стоимость составила 726 088 832,94 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости - 4 974,54 руб. /кв. м.
Решением от 01.10.2011 ООО "Алефъ" разделило указанный земельный участок на два участка, площадью 69 979 кв. м и 75 982 кв. м.
В результате раздела были образованы два земельных участка по адресу ул. Дубровина, 5а, г. Воронежа, с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75.
Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровым номером 36:34:0310011:74, площадью 75 982 кв. м, составила 37 797 498,28 рублей, с кадастровым номером 36:34:0310011:75-348 113 334,66 рублей. Разрешенный вид использования данных земельных участков - 5-й (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), удельный показатель кадастровой стоимости образованных земельных участков составил согласно кадастровым паспортам 4 974,54 руб./кв. м. Указанные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
16.03.2012 ООО "Алефъ" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75 в размере, соответствующем их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-7720/2012 от 22.05.2012 иск ООО "Алефъ" был удовлетворен, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:74 в размере 165 439 043 рубля и земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:75 в размере 152 368 440 рублей, соответствующем их рыночной стоимости.
Данное решение вступило в законную силу 20.09.2012, и было исполнено Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", что не отрицается истцом.
Изменения размера кадастровой стоимости спорных земельных участков (в размере, соответствующем их рыночной стоимости) были внесены в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения арбитражного суда по указанному делу в законную силу.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков явно и многократно превышает размер их рыночной стоимости, а кадастровая стоимость применяется для определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, что ведет к нарушению его прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога, ООО "Алефъ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований при этом правильно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Доводы заявителя о неправомерном отказе в привлечении к участию в деле Правительства Воронежской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и необходимости привлечения к участию в деле Администрации Воронежской области не могут быть приняты во внимание, по указанным судом апелляционной инстанции основаниям.
Судебными инстанциями правильно указано, что соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результата определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Требования истца сформулированы следующим образом: признать недостоверными сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75, внесенных в государственный кадастр недвижимости при постановке указанных земельных участков на кадастровый учет, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости применительно к периоду с 22.12.2011 года по 20.09.2012 сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Цель, которую преследовал истец при обращении в арбитражный суд, фактически состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков за счет исключения из государственного кадастра недостоверных, по его мнению, сведений.
Согласно требованиям действующего законодательства, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в пять лет.
Принципы ведения государственного кадастра недвижимости установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре внесение органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, в том числе о кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.
На основании пункта 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (части 1, 5 статьи 4 Закона).
Сведения о кадастровой стоимости вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки, представленном в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о кадастре.
В силу ст. 16 указанного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В Воронежской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были утверждены в 2005 году.
Последующие работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были проведены в соответствии с распоряжением Правительства Воронежской области от 29.06.2009 N 280-р "О проведении работ по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области".
06.10.2009 ДИЗО Воронежской области (заказчик работ) заключен государственный контракт N 190/2 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Воронежской области с ООО "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+" (исполнитель работ).
Переоценка кадастровой стоимости земель населенных пунктов проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития России N 39 от 15.02.2007, и Техническими рекомендациями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.07.2007 N П/0152.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного Комитета Российской Федерации по земельной политике (Росреестр) утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты актуализации оценки земель населенных пунктов прошли экспертизу в Управлении Росреестра и утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108.
Постановление Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 было опубликовано в газете "Молодой коммунар" от 18.12.2010 N 142, а также в "Собрании законодательства Воронежской области" 30.12.2010 N 12 (часть 2), ст. 854.
Согласно указанному постановлению, Управлению Росреестра по Воронежской области рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области в государственный кадастр недвижимости и разместить на официальном сайте Управления в сети Интернет.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра, и картографии по Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет 29.12.2010 были размещены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области на главной странице сайта.
ДИЗО Воронежской области также были размещены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет 29.12.2010.
Виды разрешенного использования земель утверждены Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Согласно пункту 1.2 Методических указаний утверждено 16 видов разрешенного использования, в том числе 5-й вид - "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
С 01.01.2011 во исполнение пункта 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, результаты кадастровой оценки были представлены в орган кадастрового учета и внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как подтверждено материалами дела, принадлежавший истцу на праве собственности земельный участок площадью 145 961 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, ул. Дубровина, 5а, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, был приобретен им на основании договора купли-продажи от 12.09.2011 с разрешенным использованием - "строительство торгового центра" и до его раздела относился к пятому виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Доказательств оспаривания достоверности внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о его кадастровой стоимости в результате проведенной актуализации, на основании Распоряжения Правительства Воронежской области от 29.06.2009 N 280-р "О проведении работ по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области", ни предыдущий собственник, ни ООО "Алефъ" в установленном порядке не представлено.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 10 011:0017 на два участка вновь образованные земельные участки сохранили пятый вид разрешенного использования, в связи с чем, суд первой инстанции верно указал, что удельный показатель кадастровой стоимости данных земельных участков составляет 4 974,54 рубля за 1 кв. м.
На основании ст. 24.21 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 с 1.03.2012 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Руководители территориальных органов Росреестра обязаны обеспечить контроль исполнения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться в силу ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Материалами дела подтверждено, что истец в судебном порядке (решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2012 по делу N А14-7720/2012) уже реализовал свое право, основанное на нормах ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75, равной их рыночной стоимости.
Оспаривание кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков в период, предшествующий вступлению в законную силу судебного решения, постановившего внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость спорных земельных участков, равную их рыночной стоимости, противоречит правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса и нормам статьи 180 АПК РФ.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в рассматриваемом случае изменения количественных и (или) качественных характеристик спорных земельных участков не произошло, в силу чего, органом кадастрового учета правомерно были внесены сведения в реестр в отношении спорных земельных участков на основании представленных правообладателем сведений, и представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия необходимых для кадастрового учета документов.
Сведения о вновь образованных (спорных) земельных участках внесены в реестр государственного кадастра недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, в том числе данных, представленных истцом.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Основанием установления кадастровой стоимости в размере рыночной является вступивший в законную силу судебный акт, являющийся юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение соответствующих правоотношений.
Из материалов дела следует, что на момент обращения истца в суд с настоящим иском кадастровая стоимость земельных участков изменена на основании решения Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2012 А14-7720/2012, в Государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Обращение истца с требованиями по оспариванию достоверности кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков на период с 22.12.2011 по 20.09.2012 имеет своей целью повторное снижение кадастровой стоимости земельных участков, при отсутствии на то законных оснований.
При этом, установление кадастровой стоимости спорных участков равной их рыночной стоимости в отношении прошлого периода не повлечет внесения сведений об этой стоимости в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости и восстановления каких-либо нарушенных прав общества.
Таким образом, истцом неверно истолкованы нормы права, ввиду чего избран ненадлежащий способ защиты, противоречащий позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Кроме того, само по себе требование об исключении из Единого государственного реестра земель сведений о кадастровой стоимости не подлежит удовлетворению поскольку, в силу п. 2 ст. 14 ФЗ "О государственном земельном кадастре", данные сведения относятся к основным сведениям о земельном участке и подлежат обязательному включению в Единый государственный реестр земель.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А14-17277/2012, оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
А.Н.МАНЕНКОВ
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N А14-17277/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N А14-17277/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 18.02.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гриднева А.Н.
судей Маненкова А.Н., Нарусова М.М.
при участии в заседании:
от истца:
общество с ограниченной ответственностью "Алеф" ИНН 3664090014, ОГРН 1083668014451 представитель Кардашов С.Н. по доверенности N 17 от 12 марта 2013 г.
от ответчика:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 не явился, извещен надлежаще
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) не явился, извещен надлежаще
общество с ограниченной ответственности "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+" (ОГРН 1027700444584, ИНН 7732109714) не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Алеф" ИНН 3664090014, ОГРН 1083668014451 на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А14-17277/2012
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алефъ" (далее по тексту - ООО "Алефъ", истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик 1), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Воронежской области, ответчик 2), обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+" (далее по тексту - ООО "НПАП "Меридиан+", ответчик 3) о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75, внесенных в государственный кадастр недвижимости при постановке указанных земельных участков на кадастровый учет, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости применительно к периоду с 22.12.2011 года по 20.09.2012 года сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75 (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 по делу N А14-17277/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 решение оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушения норм права общество обратилось в суд округа с настоящей кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, и установлено судами разрешившими спор, ООО "Алефъ", на основании договора купли-продажи от 12.09.2011 и акта приема-передачи к нему приобрел земельный участок, площадью 145 961 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, ул. Дубровина, 5а, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, с разрешенным использованием - "строительство торгового центра", что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно кадастровому плану данного земельного участка его кадастровая стоимость составила 726 088 832,94 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости - 4 974,54 руб. /кв. м.
Решением от 01.10.2011 ООО "Алефъ" разделило указанный земельный участок на два участка, площадью 69 979 кв. м и 75 982 кв. м.
В результате раздела были образованы два земельных участка по адресу ул. Дубровина, 5а, г. Воронежа, с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75.
Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровым номером 36:34:0310011:74, площадью 75 982 кв. м, составила 37 797 498,28 рублей, с кадастровым номером 36:34:0310011:75-348 113 334,66 рублей. Разрешенный вид использования данных земельных участков - 5-й (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), удельный показатель кадастровой стоимости образованных земельных участков составил согласно кадастровым паспортам 4 974,54 руб./кв. м. Указанные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
16.03.2012 ООО "Алефъ" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75 в размере, соответствующем их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-7720/2012 от 22.05.2012 иск ООО "Алефъ" был удовлетворен, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:74 в размере 165 439 043 рубля и земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:75 в размере 152 368 440 рублей, соответствующем их рыночной стоимости.
Данное решение вступило в законную силу 20.09.2012, и было исполнено Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", что не отрицается истцом.
Изменения размера кадастровой стоимости спорных земельных участков (в размере, соответствующем их рыночной стоимости) были внесены в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения арбитражного суда по указанному делу в законную силу.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков явно и многократно превышает размер их рыночной стоимости, а кадастровая стоимость применяется для определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, что ведет к нарушению его прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога, ООО "Алефъ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований при этом правильно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Доводы заявителя о неправомерном отказе в привлечении к участию в деле Правительства Воронежской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и необходимости привлечения к участию в деле Администрации Воронежской области не могут быть приняты во внимание, по указанным судом апелляционной инстанции основаниям.
Судебными инстанциями правильно указано, что соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результата определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Требования истца сформулированы следующим образом: признать недостоверными сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75, внесенных в государственный кадастр недвижимости при постановке указанных земельных участков на кадастровый учет, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости применительно к периоду с 22.12.2011 года по 20.09.2012 сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Цель, которую преследовал истец при обращении в арбитражный суд, фактически состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков за счет исключения из государственного кадастра недостоверных, по его мнению, сведений.
Согласно требованиям действующего законодательства, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в пять лет.
Принципы ведения государственного кадастра недвижимости установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре внесение органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, в том числе о кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.
На основании пункта 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (части 1, 5 статьи 4 Закона).
Сведения о кадастровой стоимости вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки, представленном в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о кадастре.
В силу ст. 16 указанного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В Воронежской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были утверждены в 2005 году.
Последующие работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были проведены в соответствии с распоряжением Правительства Воронежской области от 29.06.2009 N 280-р "О проведении работ по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области".
06.10.2009 ДИЗО Воронежской области (заказчик работ) заключен государственный контракт N 190/2 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Воронежской области с ООО "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+" (исполнитель работ).
Переоценка кадастровой стоимости земель населенных пунктов проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития России N 39 от 15.02.2007, и Техническими рекомендациями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.07.2007 N П/0152.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного Комитета Российской Федерации по земельной политике (Росреестр) утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты актуализации оценки земель населенных пунктов прошли экспертизу в Управлении Росреестра и утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108.
Постановление Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 было опубликовано в газете "Молодой коммунар" от 18.12.2010 N 142, а также в "Собрании законодательства Воронежской области" 30.12.2010 N 12 (часть 2), ст. 854.
Согласно указанному постановлению, Управлению Росреестра по Воронежской области рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области в государственный кадастр недвижимости и разместить на официальном сайте Управления в сети Интернет.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра, и картографии по Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет 29.12.2010 были размещены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области на главной странице сайта.
ДИЗО Воронежской области также были размещены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет 29.12.2010.
Виды разрешенного использования земель утверждены Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Согласно пункту 1.2 Методических указаний утверждено 16 видов разрешенного использования, в том числе 5-й вид - "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
С 01.01.2011 во исполнение пункта 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, результаты кадастровой оценки были представлены в орган кадастрового учета и внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как подтверждено материалами дела, принадлежавший истцу на праве собственности земельный участок площадью 145 961 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, ул. Дубровина, 5а, кадастровый номер 36:34:03 10 011:0017, был приобретен им на основании договора купли-продажи от 12.09.2011 с разрешенным использованием - "строительство торгового центра" и до его раздела относился к пятому виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Доказательств оспаривания достоверности внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о его кадастровой стоимости в результате проведенной актуализации, на основании Распоряжения Правительства Воронежской области от 29.06.2009 N 280-р "О проведении работ по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области", ни предыдущий собственник, ни ООО "Алефъ" в установленном порядке не представлено.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 10 011:0017 на два участка вновь образованные земельные участки сохранили пятый вид разрешенного использования, в связи с чем, суд первой инстанции верно указал, что удельный показатель кадастровой стоимости данных земельных участков составляет 4 974,54 рубля за 1 кв. м.
На основании ст. 24.21 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 с 1.03.2012 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Руководители территориальных органов Росреестра обязаны обеспечить контроль исполнения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться в силу ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Материалами дела подтверждено, что истец в судебном порядке (решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2012 по делу N А14-7720/2012) уже реализовал свое право, основанное на нормах ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0310011:74 и 36:34:0310011:75, равной их рыночной стоимости.
Оспаривание кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков в период, предшествующий вступлению в законную силу судебного решения, постановившего внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость спорных земельных участков, равную их рыночной стоимости, противоречит правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса и нормам статьи 180 АПК РФ.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в рассматриваемом случае изменения количественных и (или) качественных характеристик спорных земельных участков не произошло, в силу чего, органом кадастрового учета правомерно были внесены сведения в реестр в отношении спорных земельных участков на основании представленных правообладателем сведений, и представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия необходимых для кадастрового учета документов.
Сведения о вновь образованных (спорных) земельных участках внесены в реестр государственного кадастра недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, в том числе данных, представленных истцом.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Основанием установления кадастровой стоимости в размере рыночной является вступивший в законную силу судебный акт, являющийся юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение соответствующих правоотношений.
Из материалов дела следует, что на момент обращения истца в суд с настоящим иском кадастровая стоимость земельных участков изменена на основании решения Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2012 А14-7720/2012, в Государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Обращение истца с требованиями по оспариванию достоверности кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков на период с 22.12.2011 по 20.09.2012 имеет своей целью повторное снижение кадастровой стоимости земельных участков, при отсутствии на то законных оснований.
При этом, установление кадастровой стоимости спорных участков равной их рыночной стоимости в отношении прошлого периода не повлечет внесения сведений об этой стоимости в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости и восстановления каких-либо нарушенных прав общества.
Таким образом, истцом неверно истолкованы нормы права, ввиду чего избран ненадлежащий способ защиты, противоречащий позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Кроме того, само по себе требование об исключении из Единого государственного реестра земель сведений о кадастровой стоимости не подлежит удовлетворению поскольку, в силу п. 2 ст. 14 ФЗ "О государственном земельном кадастре", данные сведения относятся к основным сведениям о земельном участке и подлежат обязательному включению в Единый государственный реестр земель.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А14-17277/2012, оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ
Судьи
А.Н.МАНЕНКОВ
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)