Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-532/2014

Требование: О признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка, договора купли-продажи, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании соответствующих записей в ЕГРП.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Спорный земельный участок предоставлен ответчиками-1, -2 с нарушением требований земельного и лесного законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. по делу N 33-532/2014


Судья Иванова Л.В.

судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Крятова А.Н.,
судей: Парамзиной И.М., Славской Л.А.,
с участием прокурора Щелкуновой О.М.,
при секретаре: В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамзиной И.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района, действующего в интересах РФ, к К.Ю. <данные изъяты>, М. <данные изъяты>, К. <данные изъяты>, администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка и договоров купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании соответствующих записей о правах на спорный земельный участок в ЕГРП,
по апелляционной жалобе представителя КГКУ "Емельяновское лесничество" В.С.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 19 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Емельяновского района, действующего в интересах РФ, к К.Ю. <данные изъяты>, М. <данные изъяты>, Крупенько <данные изъяты>, администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных; отношений администрации Емельяновского района о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка и договоров купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании соответствующих записей о правах на спорный земельный участок ЕГРП, оставить без удовлетворения.
Меры, принятые в обеспечение иска определением суда от 25.12.2012 года, отменить по вступлению решения в законную силу".
Выслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Емельяновского района, действующий в интересах РФ, обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к М., К.О., администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района о признании постановления главы администрации Емельяновского района от 20 июня 2010 года N<данные изъяты> "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия<данные изъяты>", договора купли-продажи земельного участка от 10 марта 2011 года N <данные изъяты> недействительными, прекращении права собственности К.Ю., К.О. и М. на указанный земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, аннулировании соответствующей запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N <данные изъяты> от 30 марта 2011 года.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Емельяновского района в ходе проверки соблюдения требований; земельного законодательства администрацией Емельяновского района при предоставлении земельных участков на территории Емельяновского района для ведения личного подсобного хозяйства, установлены следующие нарушения.
30 июня 2010 года администрацией Емельяновского района было издано постановление N <данные изъяты> "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>". В соответствии с указанным постановлением К.Ю. был предоставлен земельный участок из категории земель: сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1488 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по указанному адресу, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, в собственность за плату. Пунктом 2 указанного постановления отделу по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района было предписано оформить договор купли-продажи указанного земельного участка с К.Ю.
На основании указанного постановления отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района с К.Ю. был заключен договор купли-продажи земельного участка N<данные изъяты> от 10 марта 2011 года, согласно которому К.Ю. приобрела вышеуказанный земельный участок за 30 140 рублей.
Емельяновским отделом Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю были внесены изменения в Государственный кадастр недвижимости. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 29 апреля 2010 N<данные изъяты>, 29 апреля 2010 года были внесены соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости, вышеуказанный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения садоводства внесен в ГКН. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с указанной кадастровой выпиской составляет 380 124 рубля 48 копеек.
В ходе выездной проверки с привлечением специалистов было проведено обследование границ лесного участка, расположенного на территории Емельяновского района Красноярского края, с целью определения местоположения участка в процессе геодезической съемки с определением координат принадлежности данного лесного участка к землям лесного фонда.
По результатам обследования установлено, что ряд участков, в том числе и участок с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленный в собственность К.Ю. числятся в государственном кадастре недвижимости как земли сельскохозяйственного назначения. В то же время, в результате сопоставления данных проведенного натурного обследования и имеющихся материалов лесоустройства 1990 года Емельяновского лесничества установлено, что обследованная территория (в том спорный земельный участок) находится на землях лесного фонда и расположена: Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз "Элита", в кварталах 11 (выдел 27) 12 (выдел 32).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12 августа 2011 года серии <данные изъяты>, указанные лесные участки, расположенные в выделах <данные изъяты> "Элита" Емельяновского участкового лесничества являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, администрация Емельяновского района как орган местного самоуправления не имела полномочий по предоставлению указанного земельного участка в собственность. Предоставление земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> К.Ю. для ведения садоводства противоречило требованиям земельного и лесного законодательства. С 08 августа 2011 года спорный земельный участок принадлежит К.О. и М.
На основании изложенного, истец полагает, что нарушены права Российской Федерации, поскольку указанный земельный участок является федеральной собственностью.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ "Емельяновское лесничество" В.С. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылается на то, что решение вынесено на основании копий документов, не заверенных надлежащим образом. Земельным законодательством полномочия районных Советов народных депутатов по изъятию земель лесного фонда, являющегося собственностью государства, ограничены; решений, распоряжений Исполнительных комитетов областных, краевых Советов народных депутатов, Советов Министров, которым такие полномочия были предоставлены, материалы дела не содержат. Постановление администрации Емельяновского района N <данные изъяты> от 13 августа 1997 года, указанное в качестве основания для изъятия земель лесного фонда, не может являться надлежащим доказательством изъятия земель лесного фонда Мининского опытно-механизированного лесхоза, в связи с тем, что оно противоречит нормам действующего в период предполагаемого изъятия Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года, положения которого не приняты судом во внимание, Кроме того, содержащийся в материалах дела план отвода испрашиваемого земельного участка под коллективные сады, оформленный рукописно, представленный также в виде копии, не позволяет идентифицировать расположение земельного участка. Кроме того законодательством не предусмотрена передача спорных земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам. Судом первой инстанции допущены нарушения процессуального характера: апеллянту было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы, а Совхоз "Элита", права которого затрагиваются, в качестве третьего лица не привлекалось. Спорные участки были выделены неуполномоченными на то органами, в связи с чем, нарушено право Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Стороны надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, не представили. Поскольку суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителя КГКУ "Емельяновское лесничество", КГКУ "Мининское лесничество" - К.Т., поддержавшую жалобу, представителей Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Т., Г.Ж., полагавших решение подлежащим отмене, М., К.О. и их представителя - Г.Т., согласившихся с решением суда, прокурора Щелкунову О.М., полагавшую решение, подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение, подлежащим отмене.
Возникшие правоотношения регулируются нормами Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (ст. 7 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Как следует их положений ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Таким образом, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Статьей 25 действующего Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Емельяновского района от 20.06.10 г. N <данные изъяты> "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> К.Ю. предоставлен в собственность за плату земельный участок из категории земель сельхозназначения, площадью 1488 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства (л.д. 9). Решение о постановке земельного участка на кадастровый учет состоялось 29 апреля 2010 г. Согласно кадастрового паспорта границы участка установлены, площадь участка соответствует материалам межевания (л.д. 158).
По договору купли-продажи от 10 марта 2011 г. N <данные изъяты> Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района осуществило отчуждение данного земельного участка К.Ю. за плату в сумме 30 410 руб. (л.д. 7).
Согласно договора купли-продажи от 02 апреля 2011 г. К.Ю. продала спорный земельный участок М. за 30 000 руб. Право собственности М. в установленном порядке зарегистрировано 06 апреля 2011 г. (л.д. 75). В дальнейшем М. по договору купли-продажи от 12 июля 2011 г. ? долю данного земельного участка продал К.О. Право общей долевой собственности на спорный земельный участок зарегистрировано 08 августа 2011 г. (л.д. 80). В настоящее время собственниками земельного участка каждый по 1\\2 доли являются М. и К.О.
Предъявляя иск о признании недействительным постановления администрации Емельяновского района N <данные изъяты> о предоставлении земельного участка в <данные изъяты> о прекращении права собственности К.Ю., М. и К.О. на данный земельный участок, прокурор Емельяновского района обосновывал требования тем, что земельный участок из категории земель сельхозназначения, площадью 1488 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования - для ведения садоводства находится на землях лесного фонда и расположен: <данные изъяты>, а значит данные земли в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора, суд первой инстанции указал на то, что спорный земельный участок был сформирован как вновь образуемый, границы данного земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными лицами, в том числе, с руководителем КГКУ "Емельяновское лесничество" С.В.С.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указал, что решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленный фактов.
Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям.
Согласно акта выездной проверки с привлечением специалистов КГКУ "Емельяновское лесничество", ГККУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям", Агентства лесной отрасли Красноярского края, Емельяновского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю, МАУ "Земля", членов СНТ "Аграрник" от 27.07.11 г. установлено, что ряд земельных участков, в том числе - с кадастровым номером <данные изъяты>, поставленных на учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположены на землях лесного фонда: <данные изъяты> 32), что установлено путем сопоставления данных проведенного натурного обследования по материалам лесоустройства 1990 года Емельяновского лесничества (л.д. 17).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.11 г. серии <данные изъяты>, лесные участки, расположенные в выделах 1 и 11 квартала 67 являются собственностью Российской Федерации (л.д. 19).
Как установлено статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Такие земельные участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а лесной план - юридически действительным (статья 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
При таких условиях следует признать, что материалы лесоустройства являются надлежащими доказательствами места расположения земельных участков и принадлежности их к лесному фонду. В суде на обозрение и в материалы дела был представлен План лесонасаждений совхоза "Элита Емельяновского лесничества (материалы лесоустройства 1990 года), обзорный план проектируемых мероприятий совхоза "Элита" Емельяновского лесничества (материалы лесоустройства 1990 года), лесная карта-схема Емельяновского района по материалам лесоустройства 1985, 1986, 1991, 1992, 1997 гг., планшет N 15 землепользование совхоза "Элита" (лесоустройство 1997 г.), план лесонасаждений Мининского лесничества (л.д. 135-143).
Из схемы расположения спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, составленным государственным предприятием ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" и представленным в материалы дела в суде первой инстанции, следует, что на территории Мининского лесничества значится 67 квартал. Составной частью 67 квартала являются выдел 1 и 11 с обозначенными на схеме границами. Согласно условным обозначениям спорный земельный участок расположен на территории Мининского лесничества (л.д. 166). Данные обстоятельства подтвердил в суде апелляционной инстанций, допрошенный в качестве специалиста землеустроитель ФГУП "Рослесинфорг" Ф. Из его пояснений следует, что спорный земельный участок находится на территории Мининского лесничества, материалы лесоустройства 1990 года являются легитимными, подтверждающими расположение земельных участков, относящихся к землям лесного фонда.
Право собственности на данные лесные участки, расположенные в выделах 67 кварталов 1 и 11 Мининского участкового лесничества зарегистрировано за Российской Федерацией 12 августа 2011 г.
Лесным участком, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.06 г. N 200-ФЗ является земельный участок, границы которого определяются, в соответствии с проведенным лесоустройством (ст. 67), а местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ст. 69).
При этом кадастровый учет - это система учета, включающая изготовление кадастрового плана межевого дела, в том числе с согласованием границ (в координатах: x - y), а лесной учет осуществляется через определение квартала-выдела.
Судебная коллегия считает, что в ходе рассмотрения данного спора установлен факт наложения границ земель лесного фонда на земли спорного земельного участка, которое было допущено в результате кадастровых работ по определению границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Данное стало возможным, в том числе, в связи с тем, что при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> нарушена процедура согласования местоположения границ названного участка на местности со смежными землепользователями, предусмотренная ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку руководителями ККБУ "Мининское лесничество" не проведена проверка принадлежности земельного участка, а акт согласования местоположения границы земельного участка был согласован с руководителем ККБУ "Емельяновское лесничество" С.В.С., представители ККБУ "Мининское лесничество" в согласовании не участвовали, что подтверждается материалами гражданского дела, в частности протоколами объяснений сотрудников ККБУ "Емельяновское лесничество", данных ими в УЭБиПК ГУ МВД по Красноярскому краю (л.д. 35-53).
До настоящего времени отсутствует план застройки территории СНТ "Долина", в связи с чем, утверждение стороны ответчика о том, что территория земельного участка N 278, предоставленная К.Ю. администрацией Емельяновского района по договору купли-продажи 10 марта 2011 г., ранее была выделена коллективному саду "Связист" (впоследствии реорганизован в СНТ "Долина") путем изъятия земель из земель лесного фонда, являются несостоятельными.
В суде апелляционной инстанции нашел подтверждение тот факт, что спорный земельный участок территориально расположен на окраине СНТ. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика о том, что указанная территория была предоставлена СНТ "Долина" постановлением администрации Емельяновского района N 483 от 13.08.97 г. из земель Мининского лесхоза. Согласно п. 2 данного постановления администрация Емельяновского района просит администрацию Красноярского края утвердить настоящее постановление, содержащее в п. 1 решение об изъятии из земель Мининского лесхоза 8,2 га для расширения СНТ "Долина". Материалы дела не содержат последующего утверждения данного решения, вместе с тем, изъятие земель лесного фонда в 1997 году должно было производиться по нормам действующего на тот период Лесного кодекса РФ от 29.01.97 г. N 22-ФЗ.
Так, в силу ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда собственность субъектов Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относится к полномочиям Российской Федерации, а в лесах второй и третьей групп - к полномочиям субъектов РФ (ст. 46, ст. 47 Лесного кодекса РФ 1997 года). Порядок перевода лесных земель в нелесные земли указан в ст. 63 Лесного кодекса РФ 1997 года, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта российской федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы в той части, что до 1997 года предоставление (изъятие) земель из земель лесного фонда должно было осуществляться по нормам Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970, действовавшего на момент выдачи исполкомом Емельяновского районного Совета народных депутатов Коллективному саду "Связист" государственного Акта о закреплении в бессрочное пользование 4,0 га земли от 18 мая 1990 г.
В соответствии со статьей 74 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов. При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могли предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов.
Согласно статье 76 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование в порядке, установленном статьями 12 - 18 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 13 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов, предоставляли Исполнительные комитеты областных, краевых Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик.
Согласно статье 34 ЗК РСФСР 1970 года изъятие земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 данного Кодекса, вправе производить только Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов.
Вместе с тем, обосновывая свои доводы о законности постановления администрации Емельяновского района N 2108 о выделении в 2010 г. К.Ю. земельного участка с адресацией в СНТ "Долина", ответчики утверждали, что спорный земельный участок был выведен из состава земель лесного фонда в 1990 году органом местного самоуправления, которым в тот период являлся исполнительный комитет Емельяновского Совета народных депутатов.
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится на землях государственного лесного фонда, а потому администрация Емельяновского района не имела полномочий по его предоставлению физическим лицам ни в аренду, ни в собственность.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ земельный участок должен относиться только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременно к двум категориям земель, недопустимо.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
Учитывая, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда, а утверждение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> 29 апреля 2010 г. и передача его гражданину осуществлена с нарушением требований ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Лесного кодекса РФ, судебная коллегия, применив положения ст. ст. 167, 168 ГК РФ, считает, что постановление администрации Емельяновского района N 2108 от 20.06.10 г. и договор купли-продажи от 10.03.11 г. следует признать недействительными. В связи с этим, подлежит прекращению право собственности на земельный участок К.Ю., М., К.О.
Судебная коллегия пришла к выводу, что земельный участок, занимаемый Мининским лесничеством, выбыл из владения его собственника - Российской Федерации помимо его воли и в дальнейшем был отчужден лицом, не имеющим на это право.
Глава администрации Емельяновского района в данном случае распорядился земельным участком, который не входил в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входил в состав земель лесного фонда Российской Федерации.
Поскольку судом установлен факт незаконности возникновения права собственности на земельный участок у К.Ю., возражения стороны ответчика о том, что М. и К.О. являются добросовестными приобретателями указанного земельного участка, по заключенной с К.Ю. (М.) сделкам, не могут повлиять на законность требований истца о недействительности сделки и прекращении права собственности.
Учитывая, что государственная регистрация права собственности ответчиков на указанные земельные участки произведена по недействительным, в силу их ничтожности, сделкам, в порядке применения последствий недействительности указанных сделок, судебная коллегия считает возможным аннулировать запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку в результате межевания земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:11:0340551:173, он стал расположен на землях государственного лесного фонда, следовательно, межевание земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на землях лесного фонда проведено незаконно, в нарушение требований ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" о порядке согласования местоположения границ земельных участков. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для сохранения в государственном кадастре записи о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в связи с чем, он подлежит снятию с кадастрового учета.
Доводы о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям, судебной коллегией не принимаются, поскольку прокурором требования заявлены 16.07.12 г. в отношении сделок 2010 года, 2011 г., т.е. в пределах срока исковой давности (ст. 181 ГК РФ).
Предъявление апелляционной жалобы представителем КГКУ "Емельяновское лесничество", при том, что спорным является земельный участок, расположенный территориально в Мининском лесничестве Емельяновского района, не имеет правового значения, поскольку судебная коллегия в интересах законности вправе проверить решение в полном объеме. Кроме того, апелляционная жалоба поддержана представителями Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), несоответствие выводов суда первой инстанции, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), а также в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Емельяновского района. В связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 19 июня 2013 г. об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах РФ, к К.Ю. <данные изъяты>, М. <данные изъяты>, Крупенько <данные изъяты>, администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка и договоров купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании соответствующих записей о правах на спорный земельный участок в ЕГРП, - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации к К.Ю. <данные изъяты>, М. <данные изъяты>, Крупенько <данные изъяты>, администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района удовлетворить.
Признать недействительными постановление главы администрации Емельяновского района Б. от 20.06.10 г. N <данные изъяты> "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>", договора купли-продажи земельного участка между Управлением земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района и К.Ю. <данные изъяты> от 10 марта 2011 года N <данные изъяты>.
Прекратить право собственности К.Ю. <данные изъяты>, М. <данные изъяты>, Крупенько <данные изъяты> на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>
Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и снять земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с кадастрового учета.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)