Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2014 N Ф07-10302/2014 ПО ДЕЛУ N А56-79076/2013

Требование: О признании незаконным бездействия правительства субъекта РФ, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка для строительства спортивного комплекса, об обязании принять решение.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Несмотря на представление обществом всех необходимых документов решение не было принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N А56-79076/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бассейны" Ждановой Ю.И. (доверенность от 01.12.2014), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев 22.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-79076/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Бассейны", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Ремесленная ул., д. 7, лит. А, ОГРН 1077847171709, ИНН 7813372960 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), и Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей (бассейна) земельного участка 1 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения (юго-западнее д. 149 лит. А по пр. Народного Ополчения), а также об обязании Правительства принять решение путем издания соответствующего постановления о предоставлении Обществу названного земельного участка на инвестиционных условиях, определенных на основании отчета от 27.03.2013 N НК-127/13 РА-уи об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости и экспертного заключения санкт-петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП ГУИОН) N 31-2-0228/2013.
Решением от 16.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.09.2014, признано незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка 1, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения (юго-западнее д. 149 лит. А по пр. Народного Ополчения), для строительства крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей (бассейна). Суд обязал Правительство принять такое решение путем издания соответствующего постановления на основании представленных Обществом документов.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет по строительству, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просят отменить указанные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывают податели жалобы, на момент утверждения акта от 26.04.2010 N 1387 о выборе земельного участка территория испрашиваемого участка была сформирована, что в силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) препятствует его предоставлению по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Судами не принято во внимание нарушение процедуры информирования населения о предоставлении земельного участка. По мнению подателей жалобы, у Правительства отсутствовала объективная возможность принять решение о предоставлении земельного участка, поскольку проект соответствующего постановления на рассмотрение не поступал, а принятые судебные акты не отвечают принципу исполнимости.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета по строительству и Правительства поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее. Кроме того, представитель Общества пояснил, что в протоколе судебного заседания от 09.04.2014 и в решении от 16.04.2014 не отражен факт обращения Общества с ходатайством об уточнении заявленных требований, однако резолютивная часть решения принята с учетом этого ходатайства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 14.04.2009 N 397, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на земельном участке 1 площадью 4755 кв. м с кадастровым номером 78:15:8438А:261, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения (юго-западнее д. 149 лит. А по пр. Народного Ополчения), в целях определения возможности проектирования и строительства бассейна.
Комитет по управлению городским имуществом (арендодатель; далее - КУГИ) и Общество (арендатор) 17.06.2009 заключили договор N 05/ЗКИ-04887 аренды упомянутого земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательских работ.
Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) письмом от 19.03.2010 согласовал объемно-пространственное решение и генеральный план плавательного бассейна по адресу: Кировский район, квартал 8 района Ульянки, пр. Народного Ополчения, западнее д. 149, лит. А, распоряжением от 08.04.2010 N 59-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 4618 кв. м по указанному адресу, а распоряжением от 26.04.2010 N 1387 - акт о выборе этого земельного участка для строительства.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В составе данной документации представлены заключения КГА от 02.03.2010 N 1-4-10673/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 18.06.2009 N 425, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 30.03.2010 N 2-1940-1, Управления благоустройства и садово-паркового хозяйства от 10.03.2010 N 14-01-759/10-0-1, распоряжение КГА от 08.04.2010 N 59-пр.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 4618 кв. м 23.03.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:15:8438А:265.
Общество 02.04.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813, подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства бассейна и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства. Вместе с заявлением Общество представило письма КЗРиЗ от 10.08.2012 N 60799/к, КУГИ от 15.02.2013 N 3540-32, КГИОП от 22.08.2012 N 2-8511-1, заключение Комитета по энергетике от 19.03.2013 N 119, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.11.2012, кадастровый паспорт от 23.03.2011, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 27.03.2013, заключение ГУП ГУИОН от 01.04.2013.
Проект решения Правительства о предоставлении земельного участка был подготовлен, однако решение не было принято.
Общество 06.09.2013 и 08.10.2013 обратилось в Комитет по строительству с просьбой сообщить о причинах задержки принятия Правительством постановления о предоставлении упомянутого участка в редакции согласованного проекта.
Письмом от 31.10.2013 N 14-2111-7/13 Комитет по строительству сообщил Обществу, что проект постановления не согласован Юридическим комитетом администрации губернатора Санкт-Петербурга в связи с отсутствием оснований для предоставления участка после 26.04.2013.
Общество, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство, однако в установленные сроки решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок предоставления земельных участков под строительство регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ, Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции".
В данном случае в отношении спорного земельного участка была начата процедура его предоставления под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворили, установив, что все этапы, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка под строительство по указанной процедуре, Обществом были выполнены, необходимые документы представлены в Комитет по строительству.
Подробно исследовав и надлежащим образом оценив все доводы Правительства и Комитета по строительству, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа и препятствий для предоставления Обществу земельного участка под строительство не имелось.
Суды признали, что информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка было произведено в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"; до сведения населения была доведена необходимая информация.
Довод подателей жалобы о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, прошедшем кадастровый учет, опровергается приобщенным к делу кадастровым паспортом земельного участка от 23.03.2011 N 70, согласно которому сведения о земельном участке площадью 4618 кв. м с кадастровым номером 78:15:8438А:265 внесены в государственный кадастр недвижимости 23.03.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 78:15:8438А:261 поставлен на кадастровый учет в соответствии с пунктом 3.5.1.1 Положения 2004 года в целях предоставления для проведения проектно-изыскательских работ и имеет иную площадь.
Ссылка заинтересованных лиц на то, что обжалуемое решение является неисполнимым в связи с истечением срока действия технических условий, указанных в письме Комитета по энергетике от 19.03.2013 N 119, кассационным судом отклоняется, поскольку это письмо лишь содержит ссылку на технические условия подключения к сетям, Обществом представлены все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении участка для строительства, а незаконное бездействие допущено Правительством.
В части сроков обращения в уполномоченный орган суды обоснованно исходили из того, что заявление подано Обществом в пределах трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, в связи с чем в предоставлении земельного участка не может быть отказано по мотиву истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что со стороны Правительства, которое в установленные сроки не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка под строительство при отсутствии оснований для отказа в его предоставлении, было допущено незаконное бездействие, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2014 по ходатайству Правительства и Комитета исполнение решения от 16.04.2014 приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов без изменения приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А56-79076/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2014, отменить.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)