Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-2552/14

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2014 г. по делу N А41-2552/14


Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Загорская птицефабрика" Орешкина Николая Николаевича: Мартюк А.П. по доверенности б/н от 25.04.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Загорская птицефабрика" Орешкина Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года по делу N А41-2552/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению закрытого акционерного общества "Загорская птицефабрика" о признании недействительным ненормативного правового акта филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области,

установил:

Конкурсный управляющий закрытого акционерного общества (ЗАО) "Загорская птицефабрика" Орешкин Николай Николаевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области N МО-13/РКФ-525008 от 22.10.13 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях; обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исправить техническую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости, указав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:163 предыдущий кадастровый номер 9 (л.д. 4 - 7).
Заявление подано на основании статей 197 - 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 137 - 138).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий ЗАО "Загорская птицефабрика" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права (л.д. 140 - 142).
В судебном заседании апелляционного суда представитель конкурсного управляющего ЗАО "Загорская птицефабрика" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя конкурсного управляющего ЗАО "Загорская птицефабрика", участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05.12.94 ЗАО "Загорская птицефабрика" на основании постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района N 1636 от 15.08.94 было выдано свидетельство на право собственности на землю сери 50-5-20 N 6 в отношении земельного участка общей площадью 904,6 га по адресу: Сергиево-Посадский район, Наугольновская сельская администрация, с кадастровым номером 9, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. 46 - 49).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2002 года по делу N А41-К2-18837/01 ЗАО "Загорская птицефабрика" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Орешкин Н.Н. (л.д. 36 - 40).
04.05.06 земельный участок общей площадью 9 046 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Сергиево-Посадский район, был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:05:0000000:163, при этом предыдущий кадастровый номер участка указан не был (л.д. 50 - 51).
15.10.13 ЗАО "Загорская птицефабрика" обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости, сославшись на отсутствие в кадастровом паспорте названного земельного участка предыдущего кадастрового номера - 9 (л.д. 43).
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО 13/РКФ-525008 от 22.10.13 в исправлении технической ошибки было отказано (л.д. 44 - 45).
Полагая отказ в исправлении технической ошибки незаконным. ЗАО "Загорская птицефабрика" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено доказательств формирования землеустроительной документации в отношении земельного участка с кадастровым номером 9.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ЗАО "Загорская птицефабрика" указало, что ему необоснованно было отказано в исправлении технической ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области должен доказать правомерность отказа во внесении в сведения Государственного кадастра недвижимости предыдущего кадастрового номера земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:163.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Таким образом, неуказание органом кадастрового учета в сведениях Государственного кадастра недвижимости предыдущего кадастрового номера земельного участка, если он был указан в документах, представленных на регистрацию, является технической ошибкой.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости, в том числе, вносится кадастровый номер объекта и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 названной статьи в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке.
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:163 был сформирован в 1994 году и поставлен на государственный кадастровый учет 04.05.06, то есть до принятия Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.00 "О государственном земельном кадастре" моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. В Едином государственном реестре земель, в том числе, содержатся сведения о кадастровых номерах земельных участках.
Пунктом 2 статьи 7 Закона "О государственном земельном кадастре" установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
Сведения о таких земельных участках должны быть внесены в Единый государственный реестр земель на основании и в соответствии с инвентаризационной описью, оформленной согласно "Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках" ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.01.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздела "Земельные участки", в редакции Приказа Росземкадастра от 29.07.02 N П/301 внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Пунктом 3.2 указанного Порядка установлено, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
В целях обеспечения полноты и достоверности данных, вносимых в Единый государственный реестр земель по ранее учтенным земельным участкам, инвентаризация преследует своей целью выявить действительное состояние земельных участков на дату проведения инвентаризации применительно к данным, подлежащим внесению в Единый государственный реестр земель.
До принятия Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.00 "О государственном земельном кадастре" (в момент формирования земельного участка ЗАО "Загорская птицефабрика") кадастровый учет объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 2130 от 11.12.93 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", в соответствии с которым организация ведения государственного земельного кадастра была возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Сам порядок учета объектов недвижимости был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 622 от 25.08.92 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации".
Таким образом, для подтверждения наличия у земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:163 предыдущего кадастрового номера 9, подлежащего внесению в сведения Государственного кадастра недвижимости, ЗАО "Загорская птицефабрика" необходимо было представить в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области доказательства присвоения такого номера в установленном законодательством порядке.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ЗАО "Загорская птицефабрика" доказательств присвоения спорому земельному участку кадастрового номера 9 органами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству при формировании этого участка либо в процессе инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках не представлено.
Таким образом, оснований полагать, что земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:163 имеет предыдущий кадастровый номер, установленный в предусмотренном законом порядке, не имеется, в связи с чем ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области пришло к обоснованному выводу об отсутствии в сведениях Государственного кадастра недвижимости технической ошибки и правомерно отказало ЗАО "Загорская птицефабрика" в ее устранении.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и неопровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года по делу N А41-2552/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)