Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2015 N 10АП-7617/2015 ПО ДЕЛУ N А41-14715/15

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2015 г. по делу N А41-14715/15


Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства по Московской области - Кузьмина К.А., представитель по доверенности от 29.12.2014 N 26Дов-549,
от ФГБУ "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица ТУФАУГИ в Московской области - Богомолов С.В., представитель по доверенности от 19.08.2014 N 97/Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.05.2015 по делу N А41-14715/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,по заявлению Комитета лесного хозяйства по Московской области к ФГБУ "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", третье лицо: ТУФАУГИ в Московской области об обязании освободить лесной участок квартала 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества,

установил:

Комитет лесного хозяйства по Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские" (далее - учреждение) об обязании освободить земли лесного фонда в квартале 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества площадью 0,045 га от самовольно возведенных построек - двух павильонов.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.03.2015 по делу N А41-14715/15 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУФАУГИ в Московской области (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.05.2015 по делу N А41-14715/15 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал учреждение освободить земли лесного фонда в квартале 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества площадью 0,045 га от самовольно возведенных построек - двух павильонов (л.д. 57-58).
Не согласившись с решением суда первой инстанции учреждение обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей учреждения, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель комитета возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ТУФАУГИ в Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, повторно исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в результате проверки сотрудниками Подольского филиала ГКУ Московской области "Мособллес" выявлено, что на территории лесного участка квартала N 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, вблизи пос. Горки Ленинские, установлены павильоны (билетные кассы) в количестве 2 штук, размером 10 м на 4 м, площадь составляет 0,008 га. Павильоны установлены на фундаментных блоках. Также на площади около 0,04 га произведена отсыпка песком. Общая площадь самовольно используемого лесного участка составляет 0,045 га. Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 18.12.2014 (л.д. 8).
В связи с выявленными нарушениями 20.12.2013 государственным лесным инспектором Московской области составлен протокол об административном правонарушении N 13-210/2013 (л.д. 7).
20.12.2013 в отношении учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.3 КоАП, а также вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства - в срок до 20.01.2014 предписано убрать самовольно размещенные постройки на указанном лесном участке.
09.01.2014 Комитетом лесного хозяйства Московской области вынесено постановление о назначении административного наказания N 13-210/2013, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 11-12).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.09.2014 по делу N А41-23473/14, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014, отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предписания об устранении нарушений лесного законодательства" от 20.12.2013 (л.д. 17-23).
При этом в материалы дела представлены акт осмотра территории от 21.01.2014 (л.д. 14) и протокол об административном правонарушении от 21.01.2014 N 13-005/2014 (л.д. 13), которыми установлено, что лесной участок в квартале 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества площадью 0,045 га учреждением не освобожден и продолжает использоваться без достаточных правовых оснований.
Поскольку предписание от 20.12.2013 об освобождении лесного участка учреждением не исполнено в добровольном порядке, комитет обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из использования ответчиком лесного участка, расположенного в квартале 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества, в отсутствие правоустанавливающих документов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области (далее - государственные органы Московской области), органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
В число основных задач Комитета входит охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.
В соответствии с уставом Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области в сфере лесных отношений.
При данных обстоятельствах Комитет лесного хозяйства Московской области является надлежащим истцом по делу об освобождении лесного участка и возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры регулируется статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Пунктом 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 названной статьи на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Однако, как указано Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 19.11.13 N 6557/13 по делу N А56-41462/2011, данная норма не устанавливает каких-либо самостоятельных, специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (статьи 222, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктами 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (пунктом 2 части 1), а также действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пунктом 4 части 2).
В силу статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Как следует из материалов дела, павильоны (билетные кассы) в количестве 2 штук, размером 10 м на 4 м возведены ответчиком на лесном участке в квартале 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества площадью 0,045 га и не относятся к объектам, перечисленным в пункте 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
По смыслу действующего гражданского законодательства исковое требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения может быть удовлетворено только при установлении факта нахождения имущества в фактическом незаконном владении ответчика.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Как следует из материалов дела, доказательств того, что права учреждения на лесной участок, занимаемый спорными объектами, надлежащим образом оформлены, в дело не представлено.
Доказательств освобождения спорного земельного участка в деле не имеется, суду апелляционной инстанции такие доказательства также не представлены.
Таким образом, поскольку учреждение использует лесной участок, расположенный в квартале 6 выдела 13 Мемориального участкового лесничества, в отсутствие правоустанавливающих документов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:497 был предоставлен ФГБУ "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", отклоняется судебной коллегией.
Из материалов дела усматривается, что павильоны (билетные кассы) в количестве 2 штук, размером 10 м на 4 м, площадью 0,008 га находятся за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:497, что подтверждается выкопировкой (л.д. 27).
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что права учреждения на лесной участок, занимаемый спорными объектами, надлежащим образом оформлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2015 года по делу N А41-14715/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)