Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис": Пивоваровой Н.Н., представителя по доверенности б/н от 24.03.2014,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 по делу N А64-1224/2014 (судья Тишин А.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис" к Администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Администрация города Тамбова,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис" (ООО "Тамбовстройсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области иском (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) в лице филиала по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Администрация города Тамбова (третьи лица).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области, Администрация города Тамбова, Управление Росреестра по Тамбовской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ООО "Тамбовстройсервис" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Тамбовстройсервис" принадлежат на праве собственности земельные участки категория земель: земли вселенных пунктов - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенные по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29:
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:893, площадью 23 528 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748673 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-515;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:894, площадью 1 410 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748672 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-514;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:895, площадью 300 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748676 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-516;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:891, площадью 1 581 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748675 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-512;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:892, площадью 2 093 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748674 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-513.
Согласно кадастровым паспортам указанных земельных участков кадастровая стоимость земельного участка:
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:893 составила 107 683 656 руб. 24 коп.;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:894 составила 5 659 725 руб. 90 коп.;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:895 составила 1 373 049 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:891 составила 6 346 118 руб. 19 коп.,
- с кадастровым номером 68:29:0303001:892 составила 9 579 305 руб. 19 коп.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости спорных земельных участков истцом были получены отчеты N 040204/1, N 040204/2, N 040204/3, N 040204/4, N 040204/5 от 14.01.2014, выполненные ЗАО "Юридическо-оценочная фирма "ПАРТНЕР", согласно которым, по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером 68:29:0303001:893 составила 11 552 300 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:894 составила 620 400 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:895 составила 118 500 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:891 составила 624 500 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:892 составила 826 800 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названных земельных участков их рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельных участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области N 1276 от 11.11.2013 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия отчетов N 040204/1, N 040204/2, N 040204/3, N 040204/4, N 040204/5 от 14.01.2014 об определении рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, по состоянию на 01.01.2013 законодательству об оценочной деятельности. В случае несоответствия полученных истцом отчетов законодательству об оценочной деятельности перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению эксперта от 20.05.2014 об определении рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, отчеты от 14.01.2014 N 040204/1, 040204/2, 040204/3, 040204/4, 040204/5, составленные ЗАО "Юридическо-оценочная фирма "ПАРТНЕР", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом экспертом определена рыночная стоимость земельных участков категория земель: земли вселенных пунктов - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, по состоянию на 01.01.2013,
- с кадастровым номером 68:29:0303001:893, общей площадью 23 528 кв. м в размере 22 422 184 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:894, общей площадью 1 410 кв. м в размере 1 707 510 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:895, общей площадью 300 кв. м в размере 414 900 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:891, общей площадью 1 581 кв. м в размере 1 897 200 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:892, общей площадью 2 093 кв. м в размере 2 450 903 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе. Отсутствие экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков о правильности заключения, полученного в результате судебной экспертизы, на оценку заключения судом повлиять не может.
Заключение эксперта от 20.05.2014 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Доводы апелляционной жалобы относительно неверно отобранных объектов - аналогов не соответствуют материалам дела, заявитель неверно указывает на количество и характеристики исследованных экспертом участков, сведения о которых приведены в приложении к заключению эксперта. Критерии, на которые указано в апелляционной жалобе, влияют на предполагаемую продавцом цену участка. Необходимость и достаточность выбранных экспертом корректировок подробно описаны в заключении (л.д. 54-55 заключения).
Кроме того, данное доказательство не оспаривалось заявителем жалобы или иными лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции. В суд апелляционной инстанции не были также представлены доказательства и не приведены мотивы, по которым заключение эксперта должно быть признано по существу недостоверным.
Таким образом, с учетом положений статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта от 20.05.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013, определенную в заключении эксперта от 20.05.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 по делу N А64-1224/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
И.Б.СУХОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N А64-1224/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N А64-1224/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис": Пивоваровой Н.Н., представителя по доверенности б/н от 24.03.2014,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 по делу N А64-1224/2014 (судья Тишин А.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис" к Администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Администрация города Тамбова,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис" (ООО "Тамбовстройсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области иском (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) в лице филиала по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Администрация города Тамбова (третьи лица).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области, Администрация города Тамбова, Управление Росреестра по Тамбовской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ООО "Тамбовстройсервис" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Тамбовстройсервис" принадлежат на праве собственности земельные участки категория земель: земли вселенных пунктов - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенные по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29:
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:893, площадью 23 528 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748673 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-515;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:894, площадью 1 410 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748672 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-514;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:895, площадью 300 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748676 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-516;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:891, площадью 1 581 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748675 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-512;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:892, площадью 2 093 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АБ N 748674 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 68-68-01/226/2013-513.
Согласно кадастровым паспортам указанных земельных участков кадастровая стоимость земельного участка:
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:893 составила 107 683 656 руб. 24 коп.;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:894 составила 5 659 725 руб. 90 коп.;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:895 составила 1 373 049 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0303001:891 составила 6 346 118 руб. 19 коп.,
- с кадастровым номером 68:29:0303001:892 составила 9 579 305 руб. 19 коп.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости спорных земельных участков истцом были получены отчеты N 040204/1, N 040204/2, N 040204/3, N 040204/4, N 040204/5 от 14.01.2014, выполненные ЗАО "Юридическо-оценочная фирма "ПАРТНЕР", согласно которым, по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером 68:29:0303001:893 составила 11 552 300 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:894 составила 620 400 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:895 составила 118 500 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:891 составила 624 500 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:892 составила 826 800 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названных земельных участков их рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельных участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области N 1276 от 11.11.2013 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия отчетов N 040204/1, N 040204/2, N 040204/3, N 040204/4, N 040204/5 от 14.01.2014 об определении рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, по состоянию на 01.01.2013 законодательству об оценочной деятельности. В случае несоответствия полученных истцом отчетов законодательству об оценочной деятельности перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению эксперта от 20.05.2014 об определении рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, отчеты от 14.01.2014 N 040204/1, 040204/2, 040204/3, 040204/4, 040204/5, составленные ЗАО "Юридическо-оценочная фирма "ПАРТНЕР", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом экспертом определена рыночная стоимость земельных участков категория земель: земли вселенных пунктов - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, по состоянию на 01.01.2013,
- с кадастровым номером 68:29:0303001:893, общей площадью 23 528 кв. м в размере 22 422 184 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:894, общей площадью 1 410 кв. м в размере 1 707 510 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:895, общей площадью 300 кв. м в размере 414 900 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:891, общей площадью 1 581 кв. м в размере 1 897 200 руб.
- с кадастровым номером 68:29:0303001:892, общей площадью 2 093 кв. м в размере 2 450 903 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе. Отсутствие экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков о правильности заключения, полученного в результате судебной экспертизы, на оценку заключения судом повлиять не может.
Заключение эксперта от 20.05.2014 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Доводы апелляционной жалобы относительно неверно отобранных объектов - аналогов не соответствуют материалам дела, заявитель неверно указывает на количество и характеристики исследованных экспертом участков, сведения о которых приведены в приложении к заключению эксперта. Критерии, на которые указано в апелляционной жалобе, влияют на предполагаемую продавцом цену участка. Необходимость и достаточность выбранных экспертом корректировок подробно описаны в заключении (л.д. 54-55 заключения).
Кроме того, данное доказательство не оспаривалось заявителем жалобы или иными лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции. В суд апелляционной инстанции не были также представлены доказательства и не приведены мотивы, по которым заключение эксперта должно быть признано по существу недостоверным.
Таким образом, с учетом положений статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта от 20.05.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013, определенную в заключении эксперта от 20.05.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 29, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.06.2014 по делу N А64-1224/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
И.Б.СУХОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)