Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N А64-2834/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N А64-2834/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Надежкина Геннадия Викторовича: Селезневой Е.В., представителя по доверенности б/н от 28.05.2012 г;
- от Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.07.2014 по делу N А64-2834/2014 (судья Тишин А.А.) по иску индивидуального предпринимателя Надежкина Геннадия Викторовича (ОГРНИП 313682915400021, ИНН 683102382464), г. Тамбов к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Москва в лице филиала по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области, Администрация г. Тамбова, г. Тамбов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

установил:

Индивидуальный предприниматель Надежкин Геннадий Викторович (далее - ИП Надежкин Г.В.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Тамбова.
Определением суда от 28.05.2014 уточнено наименование ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ по Тамбовской области; в качестве соответчика привлечена Администрация Тамбовской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области исключено из числа ответчиков и привлечено в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.07.2014 по делу N А64-2834/2014 требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.07.2014 по делу N А64-2834/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.11.2014 г. представитель истца в отношении доводов апелляционной жалобы возражал, полагая принятое по делу решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил данное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились.
От ФБУ "Кадастровая палата по Тамбовской области" и от Администрации Тамбовской области в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Надежкин Г.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 25 "Б", с кадастровым номером 68:29:0103018:0028, площадью 792 кв. м, на основании договора N 18 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения от 06.03.2006 г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2006 г. серия 68АА 540045.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка составила 5 539 525 рублей 20 коп.
Не согласившись с установленным размером кадастровой стоимости спорного земельного участка, ИП Надежкин Г.В. обратился к ИП Адаму А.Л. с целью установления рыночной стоимости участка по состоянию на 01.01.2013 г.
Согласно отчету ИП Адама А.Л. N 0409/2014-О от 09.04.2014 года рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 662 200 руб.
Ссылаясь на то, что имеет место несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночной стоимости, а именно кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к необоснованному увеличению земельного налога и нарушает права лиц, владеющих земельными участками, истец обратился в суд с настоящим требованием (с учетом его последующего уточнения).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области". Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0103018:0028 установлена в размере 5 539 525,20 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно представленному в материалы дела отчету ИП Адама А.Л. N 0409/2014-О от 09.04.2014 года, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 662 200 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Определением от 30.06.2014 г по рассматриваемому делу назначена судебная экспертиза, на предмет определения соответствия отчета об оценке N 0409/2014-О от 09.04.2014 г. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам об оценочной деятельности и на подтверждение стоимости объектов оценки, определенной оценщиком в отчетах; а также на предмет установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N 68:29:0103018:0028 общей площадью 792 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, дом 25 Б, по состоянию на 01.01.2013 г., в случае не подтверждения стоимости объекта оценки, определенной оценщиком. Проведение указанной экспертизы поручено Некоммерческому партнерству "Юго-Восточная коллегия оценщиков"
16.07.2014 в арбитражный суд поступило заключение эксперта N 4-14 от 11.07.2014 г., согласно которому отчет об оценке N 0409/2014-О от 09.04.2014, составленный ИП Адамом А.Л., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0103018:0028 общей площадью 792 кв. м по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 1 525 000 рублей.
Указанное экспертное заключение и послужило основанием для уточнения истцом заявленных им требований.
Доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что названное экспертное заключение не является экспертным заключением к отчету об оценке, подлежат отклонению за необоснованностью.
Согласно статье 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Таким образом, в силу требований ст. 67, 68 АПК РФ, с учетом положений статьи 86 АПК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно признал заключение эксперта N 4-14 от 11.07.2014 г. надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25 июля 2014 по делу N А64-2834/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ

Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)