Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СНТ "Дружба" о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района,
установил:
Постановлением Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района" земельные участки (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения садоводства")
- площадью 159500 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:187 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 марта 2008 года N 20.3/08-6-22222;
- площадью 84800 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:186 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22220;
- площадью 206185 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:185 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22219;
- площадью 30700 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:188 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22218;
- площадью 193815 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:184 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22221,
расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Большие Вяземы, в районе д. Малые Вяземы, включены в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района (категория земель "Земли населенных пунктов"). Одновременно изменен вид разрешенного использования земельного участка - "под комплексное жилищное строительство".
Садоводческое некоммерческое товарищество "Дружба" обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании указанного Постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 (далее - Постановление ПМО N 1189/56), просит признать Постановление незаконным и недействующим полностью со дня его принятия.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемое постановление принято с нарушением действующего законодательства, в частности с нарушением положений Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", положений Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст. 37 Устава Московской области, ч. 4 ст. 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О правительстве Московской области", ст. 5 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Заявитель указывает, что оспариваемым постановлением нарушаются права членов СНТ "Дружба", имеющего общую границу с СНТ "Восход-21" и общие элементы инфраструктуры (дорога, коммуникации). Многоэтажная жилая застройка ухудшит условия землепользования членов СНТ "Дружба".
В судебном заседании представитель СНТ "Дружба" поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Московской области Р. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на то, что оспариваемое постановление Правительства Московской области соответствует федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Московской области Г.М. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылалась на то, что порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае соответствует действующему законодательству.
Представитель заинтересованного лица - Главархитектуры Московской области И. также возражала против удовлетворения требований заявителя.
Представитель заинтересованного лица - собственника земельного участка СНТ "Восход-21" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее возражал против удовлетворения заявления.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что 22 декабря 2004 года между ЗАО "Племзавод Макарова" и СНТ "Восход-21" был заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому ЗАО "Племзавод Макарова" продало, а СНТ "Восход-21" приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:20:004 14 11:0071 площадью 675000 кв. м без строений и сооружений, в границах кадастрового плана от 12 декабря 2004 года N 20.1/04-2-6374, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в административных границах Большевяземского сельского округа Одинцовского района Московской области и предоставленный для ведения садоводства в районе деревни Малые Вяземы (т. 2 л.д. 59 - 67, 100 - 108).
Согласно Протоколу N 2 общего собрания СНТ "Восход-21" от 03 ноября 2006 года СНТ принято решение о разделении земельного участка кадастровый номер 50:20:004 14 11:0071 площадью 675000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства - на пять земельных участков (т. 2 л.д. 27 - 28):
- площадью 159500 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:187,
- площадью 84800 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:186,
- - площадью 206185 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:185;
- - площадью 30700 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:188;
- - площадью 193815 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:184.
На каждый из вновь образованных земельных участков 12 августа 2008 года оформлены кадастровые паспорта, соответственно, с номерами: N 20.3/08-6-22222, N 20.3/08-6-22220, N 20.3/08-6-22219, N 20.3/08-6-22218, N 20.3/08-6-22221 (т. 2 л.д. 29-30, 49-50, 69-70, 88-89, 110-111). В каждом кадастровом паспорте указан правообладатель: СНТ "Восход-21", вид права: собственность, категория земель: земли сельхозназначения, разрешенное использование: для садоводства.
20 ноября 2008 года СНТ "Восход-21" заключило с ООО "Западное предместье" договор N 11/08-ДУ доверительного управления. В соответствии с условиями данного договора СНТ "Восход-21" передал ООО "Западное предместье" в доверительное управление указанные выше земельные участки сроком на пять лет (т. 1 л.д. 213 - 219).
В течение 2008-2009 г.г. СНТ "Восход-21" и ООО "Западное предместье", действующее в качестве доверительного управляющего, предпринимали попытки изменить категорию и вид разрешенного использования земель, в том числе направляли Главе городского поселения Большие Вяземы пакет документов и письма с просьбой подготовить заключения Администрации городского поселения Большие Вяземы о возможности и целесообразности включения в границы населенного пункта деревня Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района для комплексного жилищного строительства пяти земельных участков с установленным видом разрешенного использования "для садоводства" категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", принадлежащих СНТ "Восход-21"; просили направить заключения в адрес Губернатора Московской области с приложением представленных документов. (т. 2 л.д. 14 - 145).
Администрацией городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области такие заключения были даны по каждому из пяти принадлежащих СНТ "Восход-21" участков (т. 2 л.д. 13, 33, 52, 72, 94, 209 - 213).
Постановлением Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района", с учетом заявления доверительного управляющего ООО "Западное предместье", заключения и.о. Главы Администрации городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, указанные земельные участки, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", включены в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы с изменением категории земель на "земли населенных пунктов" и изменением вида разрешенного использования "для ведения садоводства" на вид разрешенного использования "под комплексное жилищное строительство" (т. 2 л.д. 1).
Постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" 19 июля 2013 года, N 130 (3062) (т. 1 л.д. 47).
Публикация оспариваемого постановления произведена в соответствии со ст. 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области".
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом - в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации в части 1 устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Статья также устанавливает, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу. Нормы частей 1 - 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что акты, регулирующие земельные отношения, могут также издавать Президент Российской Федерации, в пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений установлены статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом в перечень полномочий включены, в том числе, полномочия, которые не отнесены Земельным кодексом к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются статьей 5 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В силу п. 9 ст. 5 Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" принятие решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, относится к полномочиям Правительства Московской области, а часть 1 статьи 33 того же Закона устанавливает, что эти решения принимаются в форме постановлений.
С учетом указанных выше норм федерального и областного законодательства суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти субъекта Федерации - Правительством Московской области в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
В судебном заседании заявитель не оспаривал полномочия Правительства Московской области по принятию оспариваемого правового акта.
Указанное СНТ "Дружба" основание для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта - неопубликование этого акта в установленном порядке - не может приниматься во внимание, поскольку на день рассмотрения дела Постановление Правительства Московской области N 1189/56 опубликовано.
В силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменений границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов регламентирован нормами Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении вида разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
В силу пункта 3 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ установлен перечень оснований, при наличии которых исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, а пунктом 20 той же статьи - перечень оснований, при наличии которых исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта.
В том числе, подпунктом 1 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ установлено, что в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта должно быть отказано в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Генеральный план городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, Схема территориального планирования Одинцовского муниципального района до настоящего времени не утверждены (т. 3 л.д. 1 - 4, 26), следовательно, включение земельного участка в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы должно производиться в соответствии с установленными Федеральным законом N 191-ФЗ правилами.
Из текста оспариваемого Постановления Правительства Московской области N 1189/56 усматривается, что при включении земельного участка в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы изменены как категория земли: с "земли сельскохозяйственного назначения" на: "земли населенных пунктов", так и вид разрешенного использования: с "ведение садоводства" на: "под комплексное жилищное строительство".
Из текстов каждого из данных Администрацией городского поселения Большие Вяземы заключений о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта следует, что каждый из предполагаемых к включению в границы населенного пункта земельный участок предназначен для размещения многоквартирной жилой застройки.
Между тем, земельные участки, категория земли и вид разрешенного использования земли которых изменены оспариваемым постановлением, принадлежат юридическому лицу - Садоводческому некоммерческому товариществу "Восход-21". В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. имеет специальную (целевую) правоспособность. Приобретенное имущество некоммерческие организации могут использовать лишь для достижения целей, указанных в учредительных документах (ч. 4 ст. 213 ГК РФ).
В силу абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения закреплены в ст. 7 Федерального закона N 66-ФЗ. В соответствии с указанной нормой садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Цели и предмет деятельности СНТ "Восход-21" закреплены в п. 3 его Устава: товарищество создано в целях содействия его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.
При таких обстоятельствах вид разрешенного использования земель: "для ведения садоводства" принадлежащих некоммерческой организации СНТ "Восход-21" земельных участков не может быть изменен на вид разрешенного использования: "для комплексного жилищного строительства" и предназначаться для многоквартирной жилой застройки, поскольку в данном случае федеральным законом установлены ограничения изменения вида разрешенного использования земельного участка.
То обстоятельство, что с заявлением о переводе земельных участков из одной категории земель в другую и об изменении вида разрешенного использования земельных участков обратилось не СНТ "Восход-21", а доверительный управляющий - ООО "Западное предместье" не должно приниматься во внимание при решении вопроса о возможности такого перевода, поскольку правомочия доверительного управляющего по распоряжению недвижимым имуществом не могут выходить за пределы правомочий собственника имущества, переданного в доверительное управление (ч. 1 ст. 1020 ГК РФ).
Таким образом, оспариваемое постановление противоречит указанным выше нормам федерального законодательства: статьям 49, 50, 213, 1020 ГК РФ, ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Суд считает несостоятельными доводы представителя Правительства Московской области о том, что в данном случае для перевода земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для садоводства" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "под комплексное жилищное строительство" было достаточно предоставления документов, указанных в ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ. Данная норма содержит требования лишь к перечню документов, прилагаемых к соответствующему заявлению о включении земельного участка в границы населенного пункта, но не исключает необходимость соблюдения иных требований федерального законодательства при решении компетентным органом вопроса о включении земельного участка в границы населенных пунктов, изменения категории земель и вида разрешенного использования земель.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае не соответствует действующему федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения.
В силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права членов СНТ "Дружба", поскольку, как утверждает представитель заявителя, а также усматривается из документов согласования (т. 2, л.д. 4 - 5, 7 и др.), оба садоводческие товарищества имеют общую границу, по территории включаемых в границы д. Малые Вяземы земельных участков проходят газопровод, электролиния, телефонный кабель и дорога на территорию СНТ "Дружба", застройка соседних земельных участков многоэтажными домами отрицательно скажется на условиях землепользования СНТ "Дружба".
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования Садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Московский областной суд.
Судья
Л.А.НАЙДЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.02.2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2014 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СНТ "Дружба" о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района,
установил:
Постановлением Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района" земельные участки (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения садоводства")
- площадью 159500 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:187 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 марта 2008 года N 20.3/08-6-22222;
- площадью 84800 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:186 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22220;
- площадью 206185 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:185 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22219;
- площадью 30700 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:188 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22218;
- площадью 193815 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:184 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 12 августа 2008 года N 20.3/08-6-22221,
расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Большие Вяземы, в районе д. Малые Вяземы, включены в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района (категория земель "Земли населенных пунктов"). Одновременно изменен вид разрешенного использования земельного участка - "под комплексное жилищное строительство".
Садоводческое некоммерческое товарищество "Дружба" обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании указанного Постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 (далее - Постановление ПМО N 1189/56), просит признать Постановление незаконным и недействующим полностью со дня его принятия.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемое постановление принято с нарушением действующего законодательства, в частности с нарушением положений Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", положений Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст. 37 Устава Московской области, ч. 4 ст. 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О правительстве Московской области", ст. 5 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Заявитель указывает, что оспариваемым постановлением нарушаются права членов СНТ "Дружба", имеющего общую границу с СНТ "Восход-21" и общие элементы инфраструктуры (дорога, коммуникации). Многоэтажная жилая застройка ухудшит условия землепользования членов СНТ "Дружба".
В судебном заседании представитель СНТ "Дружба" поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Московской области Р. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на то, что оспариваемое постановление Правительства Московской области соответствует федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Московской области Г.М. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылалась на то, что порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае соответствует действующему законодательству.
Представитель заинтересованного лица - Главархитектуры Московской области И. также возражала против удовлетворения требований заявителя.
Представитель заинтересованного лица - собственника земельного участка СНТ "Восход-21" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее возражал против удовлетворения заявления.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что 22 декабря 2004 года между ЗАО "Племзавод Макарова" и СНТ "Восход-21" был заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому ЗАО "Племзавод Макарова" продало, а СНТ "Восход-21" приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:20:004 14 11:0071 площадью 675000 кв. м без строений и сооружений, в границах кадастрового плана от 12 декабря 2004 года N 20.1/04-2-6374, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в административных границах Большевяземского сельского округа Одинцовского района Московской области и предоставленный для ведения садоводства в районе деревни Малые Вяземы (т. 2 л.д. 59 - 67, 100 - 108).
Согласно Протоколу N 2 общего собрания СНТ "Восход-21" от 03 ноября 2006 года СНТ принято решение о разделении земельного участка кадастровый номер 50:20:004 14 11:0071 площадью 675000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства - на пять земельных участков (т. 2 л.д. 27 - 28):
- площадью 159500 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:187,
- площадью 84800 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:186,
- - площадью 206185 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:185;
- - площадью 30700 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:188;
- - площадью 193815 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041411:184.
На каждый из вновь образованных земельных участков 12 августа 2008 года оформлены кадастровые паспорта, соответственно, с номерами: N 20.3/08-6-22222, N 20.3/08-6-22220, N 20.3/08-6-22219, N 20.3/08-6-22218, N 20.3/08-6-22221 (т. 2 л.д. 29-30, 49-50, 69-70, 88-89, 110-111). В каждом кадастровом паспорте указан правообладатель: СНТ "Восход-21", вид права: собственность, категория земель: земли сельхозназначения, разрешенное использование: для садоводства.
20 ноября 2008 года СНТ "Восход-21" заключило с ООО "Западное предместье" договор N 11/08-ДУ доверительного управления. В соответствии с условиями данного договора СНТ "Восход-21" передал ООО "Западное предместье" в доверительное управление указанные выше земельные участки сроком на пять лет (т. 1 л.д. 213 - 219).
В течение 2008-2009 г.г. СНТ "Восход-21" и ООО "Западное предместье", действующее в качестве доверительного управляющего, предпринимали попытки изменить категорию и вид разрешенного использования земель, в том числе направляли Главе городского поселения Большие Вяземы пакет документов и письма с просьбой подготовить заключения Администрации городского поселения Большие Вяземы о возможности и целесообразности включения в границы населенного пункта деревня Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района для комплексного жилищного строительства пяти земельных участков с установленным видом разрешенного использования "для садоводства" категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", принадлежащих СНТ "Восход-21"; просили направить заключения в адрес Губернатора Московской области с приложением представленных документов. (т. 2 л.д. 14 - 145).
Администрацией городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области такие заключения были даны по каждому из пяти принадлежащих СНТ "Восход-21" участков (т. 2 л.д. 13, 33, 52, 72, 94, 209 - 213).
Постановлением Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района", с учетом заявления доверительного управляющего ООО "Западное предместье", заключения и.о. Главы Администрации городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, указанные земельные участки, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", включены в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы с изменением категории земель на "земли населенных пунктов" и изменением вида разрешенного использования "для ведения садоводства" на вид разрешенного использования "под комплексное жилищное строительство" (т. 2 л.д. 1).
Постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" 19 июля 2013 года, N 130 (3062) (т. 1 л.д. 47).
Публикация оспариваемого постановления произведена в соответствии со ст. 33 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области".
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом - в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации в части 1 устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Статья также устанавливает, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу. Нормы частей 1 - 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что акты, регулирующие земельные отношения, могут также издавать Президент Российской Федерации, в пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений установлены статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом в перечень полномочий включены, в том числе, полномочия, которые не отнесены Земельным кодексом к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются статьей 5 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В силу п. 9 ст. 5 Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" принятие решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, относится к полномочиям Правительства Московской области, а часть 1 статьи 33 того же Закона устанавливает, что эти решения принимаются в форме постановлений.
С учетом указанных выше норм федерального и областного законодательства суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти субъекта Федерации - Правительством Московской области в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
В судебном заседании заявитель не оспаривал полномочия Правительства Московской области по принятию оспариваемого правового акта.
Указанное СНТ "Дружба" основание для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта - неопубликование этого акта в установленном порядке - не может приниматься во внимание, поскольку на день рассмотрения дела Постановление Правительства Московской области N 1189/56 опубликовано.
В силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменений границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов регламентирован нормами Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении вида разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
В силу пункта 3 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ установлен перечень оснований, при наличии которых исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, а пунктом 20 той же статьи - перечень оснований, при наличии которых исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта.
В том числе, подпунктом 1 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ установлено, что в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта должно быть отказано в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Генеральный план городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, Схема территориального планирования Одинцовского муниципального района до настоящего времени не утверждены (т. 3 л.д. 1 - 4, 26), следовательно, включение земельного участка в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы должно производиться в соответствии с установленными Федеральным законом N 191-ФЗ правилами.
Из текста оспариваемого Постановления Правительства Московской области N 1189/56 усматривается, что при включении земельного участка в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы изменены как категория земли: с "земли сельскохозяйственного назначения" на: "земли населенных пунктов", так и вид разрешенного использования: с "ведение садоводства" на: "под комплексное жилищное строительство".
Из текстов каждого из данных Администрацией городского поселения Большие Вяземы заключений о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта следует, что каждый из предполагаемых к включению в границы населенного пункта земельный участок предназначен для размещения многоквартирной жилой застройки.
Между тем, земельные участки, категория земли и вид разрешенного использования земли которых изменены оспариваемым постановлением, принадлежат юридическому лицу - Садоводческому некоммерческому товариществу "Восход-21". В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. имеет специальную (целевую) правоспособность. Приобретенное имущество некоммерческие организации могут использовать лишь для достижения целей, указанных в учредительных документах (ч. 4 ст. 213 ГК РФ).
В силу абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения закреплены в ст. 7 Федерального закона N 66-ФЗ. В соответствии с указанной нормой садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Цели и предмет деятельности СНТ "Восход-21" закреплены в п. 3 его Устава: товарищество создано в целях содействия его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.
При таких обстоятельствах вид разрешенного использования земель: "для ведения садоводства" принадлежащих некоммерческой организации СНТ "Восход-21" земельных участков не может быть изменен на вид разрешенного использования: "для комплексного жилищного строительства" и предназначаться для многоквартирной жилой застройки, поскольку в данном случае федеральным законом установлены ограничения изменения вида разрешенного использования земельного участка.
То обстоятельство, что с заявлением о переводе земельных участков из одной категории земель в другую и об изменении вида разрешенного использования земельных участков обратилось не СНТ "Восход-21", а доверительный управляющий - ООО "Западное предместье" не должно приниматься во внимание при решении вопроса о возможности такого перевода, поскольку правомочия доверительного управляющего по распоряжению недвижимым имуществом не могут выходить за пределы правомочий собственника имущества, переданного в доверительное управление (ч. 1 ст. 1020 ГК РФ).
Таким образом, оспариваемое постановление противоречит указанным выше нормам федерального законодательства: статьям 49, 50, 213, 1020 ГК РФ, ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Суд считает несостоятельными доводы представителя Правительства Московской области о том, что в данном случае для перевода земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для садоводства" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "под комплексное жилищное строительство" было достаточно предоставления документов, указанных в ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ. Данная норма содержит требования лишь к перечню документов, прилагаемых к соответствующему заявлению о включении земельного участка в границы населенного пункта, но не исключает необходимость соблюдения иных требований федерального законодательства при решении компетентным органом вопроса о включении земельного участка в границы населенных пунктов, изменения категории земель и вида разрешенного использования земель.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае не соответствует действующему федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения.
В силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права членов СНТ "Дружба", поскольку, как утверждает представитель заявителя, а также усматривается из документов согласования (т. 2, л.д. 4 - 5, 7 и др.), оба садоводческие товарищества имеют общую границу, по территории включаемых в границы д. Малые Вяземы земельных участков проходят газопровод, электролиния, телефонный кабель и дорога на территорию СНТ "Дружба", застройка соседних земельных участков многоэтажными домами отрицательно скажется на условиях землепользования СНТ "Дружба".
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования Садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Московский областной суд.
Судья
Л.А.НАЙДЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)