Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года
по делу N А57-1233/2014 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Гнетова Сергея Владимировича (ИНН 645100065348, ОГРНИП 304645135600011)
к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления о предоставлении земельного участка; обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
заинтересованные лица:
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004, адрес местонахождения: 410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1),
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860, адрес местонахождения: 410600, г. Саратов, Театральная пл., 7),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Воронин А.Н., действующий на основании доверенности от 12.12.2011 года сроком на три года,
Администрации - Абушаева Г.А., действующая на основании доверенности от 22.01.2014 N 01-03/29,
Комитета по управлению имуществом - Соловьева Ю.С., действующая на основании доверенности от 16.10.2013 N 15.14/26995,
Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству - не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Гнетов Сергей Владимирович (далее - ИП Гнетов С.В., заявитель, предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), выразившегося в несвоевременном, с нарушением процедуры рассмотрения заявления от 18.07.2013 N 7324 о предоставлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату; обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" принять решение по заявлению о предоставлении Гнетову С.В. земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48: 020314:7, в собственность за плату.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству).
Решением от 22 августа 2014 года Арбитражный суд Саратовской области требования индивидуального предпринимателя Гнетова Сергея Владимировича удовлетворил.
Суд признал незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в несвоевременном, с нарушением процедуры рассмотрения заявления от 18.07.2014 N 7324 о представлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48: 020314:7, в собственность за плату.
Суд также обязал Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление о предоставлении Гнетову С.В. земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату.
Кроме того, суд взыскал с Администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу индивидуального предпринимателя Гнетова Сергея Владимировича государственную пошлину в размере 200 руб.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ИП Гнетов С.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по управлению имуществом поддерживает апелляционную жалобу Администрации в полном объеме.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству в деле в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98087 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание комитет не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 12 сентября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 18.07.2013 заявитель обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением N 7324 о предоставлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату, с разрешенным использованием для проектирования и строительства магазина с офисом и летним кафе, на котором фактически расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности заявителю.
В установленный законом срок заявителем ответ не получен, равно как и уведомление о продлении срока рассмотрения обращения.
25 декабря 2013 года заявителем получен ответ от заместителя главы Администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству и архитектуре, в котором сообщается следующее: "Указанное заявление рассмотрено. Комитетом по управлению имуществом города Саратова подготовлен проект постановления, который в настоящее время находится на согласовании в структурных подразделениях администрации".
Однако, в адрес заявителя ответ о принятом решении Администрацией муниципального образования "Город Саратов" направлен не был.
Заявитель, считая бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что документов, подтверждающих своевременное принятие решения Администрацией муниципального образования "Город Саратов" не представлено.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В пунктах 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Как было указано выше, заявитель обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату 18.07.2013.
Как следует из материалов дела, в адрес заявителя ответ о принятом решении Администрацией до настоящего времени не направлен.
Документы, приложенные предпринимателем к заявлению о предоставлении земельного участка, соответствуют требованиям приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 4745, фактические и правовые основания у Администрации для оспариваемого бездействия отсутствуют.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что заявитель в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в муниципальный орган с заявлением от 18.07.2013 N 7324 о предоставлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату, с приложением пакета документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что со стороны Администрации имеет место бездействие, выразившееся в непринятии в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения по заявлению индивидуального предпринимателя Гнетова С.В. о предоставлении в собственность земельного участка, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что со стороны Администрации бездействие отсутствует, так как проект постановления о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка в Администрацию в соответствии с пунктом 3.1.2.2 Административного регламента (далее - регламент) предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения", утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 N 241, из Комитета по управлению имуществом г. Саратова не поступал.
Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Как указано выше, в силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, в нарушение требований вышеуказанных правовых норм решение по обращению предпринимателя в установленный срок не принято, по существу заявление не рассмотрено, что свидетельствует о неправомерном бездействии Администрации и нарушении права заявителя на приобретение земельного участка.
Внутриведомственные взаимоотношения Администрации и его отраслевого структурного подразделения не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроков и прав предпринимателя на предоставление спорного земельного участка.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.
Суд первой инстанции правомерно признал необходимым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем обязания Администрации муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление о предоставлении Гнетову С.В. земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года по делу N А57-1233/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2014 ПО ДЕЛУ N А57-1233/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. по делу N А57-1233/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года
по делу N А57-1233/2014 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Гнетова Сергея Владимировича (ИНН 645100065348, ОГРНИП 304645135600011)
к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления о предоставлении земельного участка; обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
заинтересованные лица:
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004, адрес местонахождения: 410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1),
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860, адрес местонахождения: 410600, г. Саратов, Театральная пл., 7),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Воронин А.Н., действующий на основании доверенности от 12.12.2011 года сроком на три года,
Администрации - Абушаева Г.А., действующая на основании доверенности от 22.01.2014 N 01-03/29,
Комитета по управлению имуществом - Соловьева Ю.С., действующая на основании доверенности от 16.10.2013 N 15.14/26995,
Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству - не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Гнетов Сергей Владимирович (далее - ИП Гнетов С.В., заявитель, предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), выразившегося в несвоевременном, с нарушением процедуры рассмотрения заявления от 18.07.2013 N 7324 о предоставлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату; обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" принять решение по заявлению о предоставлении Гнетову С.В. земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48: 020314:7, в собственность за плату.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству).
Решением от 22 августа 2014 года Арбитражный суд Саратовской области требования индивидуального предпринимателя Гнетова Сергея Владимировича удовлетворил.
Суд признал незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в несвоевременном, с нарушением процедуры рассмотрения заявления от 18.07.2014 N 7324 о представлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48: 020314:7, в собственность за плату.
Суд также обязал Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление о предоставлении Гнетову С.В. земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату.
Кроме того, суд взыскал с Администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу индивидуального предпринимателя Гнетова Сергея Владимировича государственную пошлину в размере 200 руб.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ИП Гнетов С.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по управлению имуществом поддерживает апелляционную жалобу Администрации в полном объеме.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству в деле в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98087 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание комитет не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 12 сентября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 18.07.2013 заявитель обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением N 7324 о предоставлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату, с разрешенным использованием для проектирования и строительства магазина с офисом и летним кафе, на котором фактически расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности заявителю.
В установленный законом срок заявителем ответ не получен, равно как и уведомление о продлении срока рассмотрения обращения.
25 декабря 2013 года заявителем получен ответ от заместителя главы Администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству и архитектуре, в котором сообщается следующее: "Указанное заявление рассмотрено. Комитетом по управлению имуществом города Саратова подготовлен проект постановления, который в настоящее время находится на согласовании в структурных подразделениях администрации".
Однако, в адрес заявителя ответ о принятом решении Администрацией муниципального образования "Город Саратов" направлен не был.
Заявитель, считая бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что документов, подтверждающих своевременное принятие решения Администрацией муниципального образования "Город Саратов" не представлено.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В пунктах 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Как было указано выше, заявитель обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату 18.07.2013.
Как следует из материалов дела, в адрес заявителя ответ о принятом решении Администрацией до настоящего времени не направлен.
Документы, приложенные предпринимателем к заявлению о предоставлении земельного участка, соответствуют требованиям приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 4745, фактические и правовые основания у Администрации для оспариваемого бездействия отсутствуют.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что заявитель в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в муниципальный орган с заявлением от 18.07.2013 N 7324 о предоставлении земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату, с приложением пакета документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что со стороны Администрации имеет место бездействие, выразившееся в непринятии в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения по заявлению индивидуального предпринимателя Гнетова С.В. о предоставлении в собственность земельного участка, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что со стороны Администрации бездействие отсутствует, так как проект постановления о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка в Администрацию в соответствии с пунктом 3.1.2.2 Административного регламента (далее - регламент) предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения", утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 N 241, из Комитета по управлению имуществом г. Саратова не поступал.
Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Как указано выше, в силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, в нарушение требований вышеуказанных правовых норм решение по обращению предпринимателя в установленный срок не принято, по существу заявление не рассмотрено, что свидетельствует о неправомерном бездействии Администрации и нарушении права заявителя на приобретение земельного участка.
Внутриведомственные взаимоотношения Администрации и его отраслевого структурного подразделения не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроков и прав предпринимателя на предоставление спорного земельного участка.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.
Суд первой инстанции правомерно признал необходимым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем обязания Администрации муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление о предоставлении Гнетову С.В. земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе, 12 "В" в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020314:7, в собственность за плату.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года по делу N А57-1233/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)