Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Суховой И.Б.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от Шкитиной Любови Дмитриевны: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Муниципального образования городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Тамбовской области и Муниципального образования городского округа город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 по делу N А64-5189/2011 (судья Макарова Н.Ю.), по иску Шкитиной Любови Дмитриевны к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, третьи лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова,
установил:
индивидуальный предприниматель Шкитина Любовь Дмитриевна (ИП Шкитина Л.Д., истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 589 кв. м с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 равной его рыночной стоимости в размере 5 025 600 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2013 производство по делу N А64-5189/2011 приостановлено до размещения на официальном сайте (http://arbitr.ru) Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения в порядке надзора дела Арбитражного суда Владимирской области N А11-5098/2010.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2013 производство по делу N А64-5189/2011 возобновлено по ходатайству истца.
Определением суда первой инстанции от 12.02.2014 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области и Администрация Тамбовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова и Администрация Тамбовской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривались в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Через канцелярию суда от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором ответчик поддержал доводы жалоб, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В электронном виде с помощью сервиса "Мой арбитр" от ИП Шкитиной Л.Д. поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором истец возражал против доводов апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб с учетом представленного дополнения, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Шкитина Любовь Дмитриевна является собственником земельного участка, площадью 5 589 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АА N 885603, выданного 25.12.2008.
Согласно кадастровому паспорту, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309006:0021 составляет 25 186 828 руб. 500 коп.
Указанная стоимость была определена по результатам государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Тамбовской области, утвержденным Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" в редакции Постановления Администрации Тамбовской области N 363 от 02.04.2009 "О внесении изменений в Постановление Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309006:0021 общей площадью 5 589 кв. м согласно отчету об оценке N 05-04-11 от 28.05.2011 была определена в размере 4 120 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 исковые требования Шкитиной Л.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 589 кв. м с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г равной рыночной стоимости удовлетворены в полном объеме.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 06.02.2013 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
При новом рассмотрении дела, истцом был представлен новый отчет об оценке N 02-03-14 от 05.02.2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка площадью 5 589 кв. м с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, составила 4 800 000 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия отчета об оценке N 02-03-14 от 05.02.2014 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 законодательству об оценочной деятельности. Кроме того, перед экспертом был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости указанного земельного участка.
Согласно заключению эксперта N 15-14 от 08.04.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, отчет 02-03-14 от 05.02.2014 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, экспертом определена рыночная стоимость земельного участка площадью 5 589 кв. м, с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 в размере 5 025 600 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе. Отсутствие экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков о правильности заключения, полученного в результате судебной экспертизы, на оценку заключения судом повлиять не может.
Заключение эксперта N 15-14 от 08.04.2014 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Кроме того, данное доказательство не оспаривалось заявителем жалобы или иными лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции. В суд апелляционной инстанции не были также представлены доказательства и не приведены мотивы, по которым отчет должен быть признан по существу недостоверным.
В заключении приведен нормативно-методологический анализ исследования отчета, вывод мотивирован в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и обоснованности избранных оценщиком подходов.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 504с-14 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2013, с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 в размере 5 025 600 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб относится на ее заявителей. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 по делу N А64-5189/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Тамбовской области и Муниципального образования городского округа город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2014 ПО ДЕЛУ N А64-5189/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. по делу N А64-5189/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Суховой И.Б.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от Шкитиной Любови Дмитриевны: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Муниципального образования городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Тамбовской области и Муниципального образования городского округа город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 по делу N А64-5189/2011 (судья Макарова Н.Ю.), по иску Шкитиной Любови Дмитриевны к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, третьи лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова,
установил:
индивидуальный предприниматель Шкитина Любовь Дмитриевна (ИП Шкитина Л.Д., истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 589 кв. м с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 равной его рыночной стоимости в размере 5 025 600 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2013 производство по делу N А64-5189/2011 приостановлено до размещения на официальном сайте (http://arbitr.ru) Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения в порядке надзора дела Арбитражного суда Владимирской области N А11-5098/2010.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2013 производство по делу N А64-5189/2011 возобновлено по ходатайству истца.
Определением суда первой инстанции от 12.02.2014 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области и Администрация Тамбовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова и Администрация Тамбовской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривались в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Через канцелярию суда от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором ответчик поддержал доводы жалоб, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В электронном виде с помощью сервиса "Мой арбитр" от ИП Шкитиной Л.Д. поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором истец возражал против доводов апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб с учетом представленного дополнения, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Шкитина Любовь Дмитриевна является собственником земельного участка, площадью 5 589 кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АА N 885603, выданного 25.12.2008.
Согласно кадастровому паспорту, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309006:0021 составляет 25 186 828 руб. 500 коп.
Указанная стоимость была определена по результатам государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Тамбовской области, утвержденным Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" в редакции Постановления Администрации Тамбовской области N 363 от 02.04.2009 "О внесении изменений в Постановление Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309006:0021 общей площадью 5 589 кв. м согласно отчету об оценке N 05-04-11 от 28.05.2011 была определена в размере 4 120 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 исковые требования Шкитиной Л.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 589 кв. м с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г равной рыночной стоимости удовлетворены в полном объеме.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 06.02.2013 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
При новом рассмотрении дела, истцом был представлен новый отчет об оценке N 02-03-14 от 05.02.2014, согласно которому рыночная стоимость земельного участка площадью 5 589 кв. м с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, составила 4 800 000 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия отчета об оценке N 02-03-14 от 05.02.2014 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 законодательству об оценочной деятельности. Кроме того, перед экспертом был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости указанного земельного участка.
Согласно заключению эксперта N 15-14 от 08.04.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, отчет 02-03-14 от 05.02.2014 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, экспертом определена рыночная стоимость земельного участка площадью 5 589 кв. м, с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 в размере 5 025 600 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе. Отсутствие экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков о правильности заключения, полученного в результате судебной экспертизы, на оценку заключения судом повлиять не может.
Заключение эксперта N 15-14 от 08.04.2014 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Кроме того, данное доказательство не оспаривалось заявителем жалобы или иными лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции. В суд апелляционной инстанции не были также представлены доказательства и не приведены мотивы, по которым отчет должен быть признан по существу недостоверным.
В заключении приведен нормативно-методологический анализ исследования отчета, вывод мотивирован в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и обоснованности избранных оценщиком подходов.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 504с-14 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2013, с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, по состоянию на 01.01.2013 в размере 5 025 600 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164-Г, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб относится на ее заявителей. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 по делу N А64-5189/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Тамбовской области и Муниципального образования городского округа город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)