Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2015 N Ф06-6587/2013, Ф06-24697/2015, Ф06-25654/2015 ПО ДЕЛУ N А55-17750/2013

Требование: 1) О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта торговли; 2) Об обязании предоставить обществу земельный участок в аренду.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что размещение временного объекта торговли на испрашиваемом участке не предусмотрено утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2015 г. N Ф06-6587/2013

Дело N А55-17750/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.
при участии представителя:
заявителя - Андрианова Е.Л. (доверенность от 01.04.2015)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Адвент" и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-17750/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адвент", (ОГРН 1106319007332), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными бездействия, решения, обязании совершить определенные действия,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица: администрации городского округа Самара, г. Самара, Геличука Андрея Анатольевича, г. Самара, Нуждина Сергея Николаевича, г. Самара, Дмитриева Сергея Михайловича, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Леминг", г. Самара, Кравцева Никиты Олеговича, г. Самара, Фоменкова Алексея Анатольевича, г. Самара, Мордвинцева Андрея Вячеславовича, г. Самара, Месропян Марианны Петросовны, г. Самара, Любимова Максима Анатольевича, Чтчян Романа Тетевосавича, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Адвент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Министерства в период с 21.06.2011 по 14.03.2012, выраженного в не обеспечении публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве; в период с 30.05.2012 по 22.05.2013, выраженного в не обеспечении проведения оценки земельного участка и не принятии решения о проведении торгов в форме аукциона; о признании незаконным решения об отказе Обществу в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 22.05.2013 N 12-2/0050/11-а; об обязании предоставить Обществу земельный участок площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 с кадастровым номером 63:01:0714003:7648 сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 22.05.2013 N 12-2/0050/11-а. Также суд обязал Министерство по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления Обществу земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 с кадастровым номером 63:01:0714003:7648. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечены: администрация городского округа Самара, Геличук Андрей Анатольевич, Нуждин Сергей Николаевич, Дмитриев Сергей Михайлович, общество с ограниченной ответственностью "Леминг", Кравцев Никита Олегович, Фоменков Алексей Анатольевич, Мордвинцев Андрей Вячеславович, Месропян Марианна Петросовна, Любимов Максим Анатольевич, Чтчян Роман Тетевосавич.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении Обществу земельного участка, оформленного письмом от 22.05.2013 N 12-2/0050/11-а, и на Министерство возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с требованиями действующего законодательства. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что исходя из утвержденной постановлением Главы городского округа Самары от 19.04.2013 N 377 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено, в связи с чем Министерство не могло принять решение о предоставлении спорного земельного участка.
Также Министерство в части требований об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества просит заменить заинтересованное лицо по делу - Министерство на администрацию городского округа Самара, ссылаясь на то, что в связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, с 01.03.2015 осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
Судебная коллегия не находит оснований для замены Министерства на администрацию городского округа Самара, поскольку передача распорядительных функций иному лицу не влечет процессуального правопреемства в порядке статьи 48 АПК РФ. В данном случае предметом спора является законность действий именно Министерства, а перераспределение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления не меняют сторону публичного обязательства, чьи действия оспариваются в порядке главы 24 АПК РФ.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указывая, что незаконное длительное бездействие со стороны Министерства привело к незаконному отказу в предоставлении земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714003:994, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 100 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет 16.11.2010.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 03.02.2011 о предоставлении в аренду указанного земельного участка под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без кладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В газете "Волжская коммуна" 15.03.2012 была размещена информация о предоставлении земельного участка.
Письмом от 18.04.2012 Министерство сообщило Обществу о необходимости проведения торгов в связи с наличием нескольких претендентов.
Согласно письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области от 30.11.2012, сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0714003:994 были аннулированы, а 01.04.2013 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714003:7648.
Письмом от 22.05.2013 N 12-2/0050/11-а Министерство отказало Обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377.
Общество, ссылаясь на то, что незаконное длительное бездействие со стороны Министерства привело к невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка или проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды, а также ввиду того, что другие претенденты не оспаривают решение Министерства об отказе в предоставлении им спорного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя частично заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок), в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1, к которому прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
При поступлении указанных документов Министерство не позднее следующего дня с даты их поступления, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Судами установлено, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка Министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, указанное положение Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду без торгов, ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду.
Судами установлено, что у Общества отсутствует преимущественное право на приобретение спорного земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 Порядка, с учетом того, что Обществом земельный участок испрашивался для установки торгового павильона.
В связи с этим, при отсутствии условий, указанных в пункте 3.1 Порядка, подлежит применению порядок предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11. - 2.13 Порядка).
Довод Министерства в кассационной жалобы о том, что предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду невозможно, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено размещение нестационарного объекта на спорном земельном участке, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта задолго до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, в связи с чем по смыслу вышеуказанных норм, факт наличия или отсутствия его в данной схеме не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды двух инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 201 АПК РФ, признали заявленные требования обоснованными и удовлетворили их, обязав Министерство совершить действия, предусмотренные Порядком, и необходимые для принятия решения о проведении аукциона.
При этом судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Министерства в период с 21.06.2011 по 14.03.2012, выраженного в не обеспечении публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве; в период с 30.05.2012 по 22.05.2013, выраженного в не обеспечении проведения оценки земельного участка и не принятии решения о проведении торгов в форме аукциона, при наличии оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку данное обстоятельство не приведет к восстановлению нарушенных прав Общества.
Доводы заявителей кассационных жалоб не опровергают правильность выводов судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу N А55-17750/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Р.В.АНАНЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)