Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1027/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N 33-1027/2014


Председательствующий: Амержанова Р.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" "..." на решение Таврического районного суда Омской области от 17 декабря 2013 года, которым постановлено: "Заявление С. о признании незаконным решения должностного лица об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, об обязании внести сведения о ранее учтенном земельном участке, о взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от <...> N <...>.
Обязать филиал Федерального государственного учреждения "ФКП Росреестра" по Омской области внести сведения о ранее учтенном земельном участке по свидетельству на право собственности на землю от <...>, выданному на имя "...".
Взыскать с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в пользу С. судебные расходы в сумме <...> руб.".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда

установила:

С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения должностного лица Межрайонного отдела N <...> (Таврический район) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее также - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, орган кадастрового учета) от <...> N <...> об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, возложении обязанности внести сведения о ранее учтенном земельном участке, указав, что на основании решения президиума Омского районного Совета народных депутатов от <...> N <...> администрацией Новоомского сельского Совета Омского района Омской области ей был выделен земельный участок для ведения дачного хозяйства, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю. На ее заявление о предоставлении кадастрового паспорта филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области дан ответ от <...> о том, что предоставленный ей земельный участок N <...> в <...> не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтен. При этом в ответе указано, что представленное свидетельство на право собственности на землю является основанием для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, для чего ей необходимо подать соответствующее заявление и оригинал свидетельства. <...> она в соответствии с указаниями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области представила соответствующее заявление. Решением инженера 2 категории Межрайонного отдела N <...> (Таврический район) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> N <...> во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости отказано в связи с тем, что свидетельство на право собственности на землю выдано неуполномоченным лицом. Полагала данное решение незаконным, поскольку выданное ей свидетельство на право собственности на землю не признано недействительным.
В судебном заседании заявитель С. не участвовала, ее представитель Б. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" "..." в судебном заседании полагала оспариваемое решение законным.
Представитель заинтересованного лица - администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал при надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" "..." просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", действовавшим в момент выдачи С. свидетельства на право собственности на землю от <...>, предусматривалось, что при первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными. Свидетельство на право собственности на землю, выданное Администрацией Новоомского сельского Совета после вступления в силу Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", является недействительным на основании приведенных положений п. 3 данного Указа. Ссылается также на то, что государственный кадастровый учет земельного участка возможен на основании межевого плана и заявления в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области "...", поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя С. Б., выразившую согласие с решением суда, судебная коллегия областного суда приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, согласно представленному заявителем свидетельству на право собственности на землю, выданному <...> Администрацией Новоомского сельского Совета, решением Президиума Омского районного Совета народных депутатов от <...> N <...> "..." предоставлен земельный участок N <...> площадью <...> га в <...> (л.д. <...>).
"..." после заключения <...> брака с "..." присвоена фамилия "..." (л.д. <...>).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются учтенными. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из имеющегося в материалах дела уведомления филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> N <...>, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, не сформирован и в государственном кадастре недвижимости (далее также - ГКН) не учтен.
Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.
<...> представитель С. Б. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <...>, представив свидетельство на право собственности на землю от <...>, выданное Администрацией Новоомского сельского Совета на основании решения Президиума Омского районного Совета народных депутатов от <...> N <...>.
Решением инженера 2 категории Межрайонного отдела N <...> (Таврический район) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> N <...> заявителю отказано во внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - вышеуказанном земельном участке. Отказывая во внесении в ГКН таких сведений, должностное лицо органа кадастрового учета руководствовалось положениями п. 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, указав, что в представленных документах отсутствуют основания для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, поскольку представленное свидетельство на право собственности на землю от <...> выдано неуполномоченным органом, учитывая, что п. 2 Указа Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 регистрация и оформление документов о правах на земельные участки с 11.12.1993 были возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Удовлетворяя заявление С. об оспаривании названного решения должностного лица органа кадастрового учета, суд исходил из того, что земельный участок был предоставлен С. в установленном законом порядке, при этом факт выдачи заявителю свидетельства на право собственности на землю Администрацией Новоомского сельского Совета не может явиться основанием для ущемления прав С., поскольку невыполнение уполномоченными органами, а именно Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальными органами на местах, обязанностей по регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки не может ограничивать права заявителя на земельный участок.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Исходя из положений ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в ГКН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
В то же время, принимая во внимание положения ч. 3 указанной статьи, для включения сведений о ранее учтенном земельном участке в ГКН необходимо, чтобы документы, представленные заинтересованным лицом в орган кадастрового учета с целью внесения в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке, содержали описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного ст. 7 названного Федерального закона состава сведений. Кроме того, по смыслу ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" документ, устанавливающий или подтверждающий право заинтересованного лица на земельный участок, должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Аналогичное толкование Закона изложено в письме Минэкономразвития РФ от 18.02.2010 N 2321-ИМ/Д23 "Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках".
Согласно разъяснению, изложенному в этом письме, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований для включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.
Такое разъяснение дано исходя из того, что в силу п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с посл. изм. и доп.) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, возможна только на основании таких актов (свидетельств) о праве, которые выданы уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания данных актов (свидетельств).
На момент выдачи С. ("...") свидетельства на право собственности на землю от <...> действовал Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".

В п. 2 Указа Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", также действовавшего на момент выдачи заявителю свидетельства, определено, что регистрация и оформление документов о правах на земельные участки возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Вместе с тем из материалов дела следует, что свидетельство на право собственности на землю от <...> выдано С. ("...") Администрацией Новоомского сельского Совета, а не территориальным органом указанного выше Комитета, то есть выдано органом, не уполномоченным в соответствии с названными Указами Президента РФ.
В силу п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
Из представленной в материалы дела копии свидетельства на право собственности на землю от <...> видно, что данный документ не содержит отметок о регистрации его в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Также надлежит учесть, что исходя из п. п. 1, 3 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом 20.05.1992, представленное С. свидетельство на право собственности на землю является лишь документом, удостоверяющим право, и могло быть выдано только на основании решения о предоставлении земельного участка, которое в свою очередь является документом, влекущем возникновение права на земельный участок (правоустанавливающим документом).
В качестве документа, на основании которого С.("...") предоставлен в собственность земельный участок, то есть в качестве правоустанавливающего документа, в свидетельстве от <...> указано решение Президиума Омского районного Совета народных депутатов от 06.02.1992 N 17.
Статьей 80 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991, предусматривалось, что земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сославшись в решении на названные положения Земельного кодекса РСФСР, указал на предоставление заявителю земельного участка в установленном порядке, однако решение (копия решения) Президиума Омского районного Совета народных депутатов от <...> N <...> в материалах дела отсутствует.
Согласно имеющемуся в деле ответу архивного отдела организационно-кадрового управления Администрации Омского муниципального района Омской области от <...>, решения Президиума Омского районного Совета народных депутатов Омской области переданы на хранение в КУ Омской области "Исторический архив Омской области".
Как следует из ответа КУ Омской области "Исторический архив Омской области" от <...> N <...>, представленного в суд апелляционной инстанции по запросу, в архивном фонде Омского райисполкома в решениях Президиума Омского районного Совета народных депутатов решение Президиума N <...> от <...> отсутствует. Имеется решение N <...> от <...> "О предоставлении земельного участка гр. "..." для организации крестьянского хозяйства". Решений от <...> в фонде нет. В имеющихся решениях Президиума Омского райисполкома (<...>) и в протоколах заседания Малого Совета (<...>) "..." не значится.
Согласно п. 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия).
Поскольку материалами дела не подтверждается факт выдачи свидетельства на право собственности на землю от <...> уполномоченным лицом в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент выдачи указанного свидетельства, у суда отсутствовали предусмотренные ст. 258 ГПК РФ основания для удовлетворения заявления С. о признании незаконным решения должностного лица органа кадастрового учета об отказе во внесении в ГКН на основании названного свидетельства сведений о ранее учтенном земельном участке, возложении на орган кадастрового учета обязанности внести в ГКН такие сведения.
При изложенных выше обстоятельствах ссылки заявителя на то, что свидетельство на право собственности на землю от <...> никем не оспорено, не опровергают законность принятого решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Указанное свидетельствует о наличии названных в ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных С., в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Таврического районного суда Омской области от 17 декабря 2013 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления С. о признании незаконным решения должностного лица Межрайонного отдела N <...> (Таврический район) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области от <...> N <...> об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)