Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2015 N Ф06-1520/2015 ПО ДЕЛУ N А55-523/2015

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, заключить договор аренды земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. N Ф06-1520/2015

Дело N А55-523/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-523/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Горбунова Вадима Олеговича (ОГРН 304631315500040, ИНН 631300187325) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, о признании незаконным решения от 04.12.2014 N 12-1/2810/10 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, третьи лица: Министерство строительства Самарской области, г. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара,

установил:

индивидуальный предприниматель Горбунов Вадим Олегович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Горбунов В.О.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 04.12.2014 N 12-1/2810/10 об отказе в предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы";
- - обязании администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы";
- - обязании администрации городского округа Самара (далее - Администрация) после принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы", в двухнедельный срок заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2015 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Министерства от 04.12.2014 N 12-1/2810/10 об отказе в предоставлении в аренду ИП Горбунову В.О. земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская, область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы"; на Администрацию возложена обязанность по рассмотрению в установленном порядке заявления о предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская, область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Министерство указывает, что основания для предоставления земельного участка отсутствуют, поскольку утвержденной постановлением Главы городского округа Самары от 19.04.2013 N 377 схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено; из Комитета по управлению имуществом г. Самары договор аренды на сопровождение не передавался.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, вышеуказанный земельный участок был предоставлен предпринимателю распоряжением администрации Красноглинского района от 19.09.2001 N 82, на основании которого между Комитетом по управлению имуществом и предпринимателем был заключен договор аренды от 30.10.2001 N 010859з земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы".
После заключения данного договора предприниматель установил магазин "Цветы" и приступил к его эксплуатации (от 30.09.2002 N 9).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство.
18.11.2014 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы", то есть фактически предприниматель обратился за переоформлением договора аренды земельного участка, заключенного ранее с Комитетом по управлению имуществом.
Министерство сообщением от 04.12.2014 N 12-1/2810/14 отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ), Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области", размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Предприниматель, полагая отказ незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой законодательства органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок), в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1, к которому прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
При поступлении указанных документов Министерство не позднее следующего дня с даты их поступления, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.
Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, указанное положение Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду без торгов, при наличии акта уполномоченного органа власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006.
В связи с этим, при отсутствии условий, указанных в пункте 3.1 Порядка, подлежит применению порядок предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11. - 2.13 Порядка).
С учетом вышеизложенного арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что решение Министерства об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, площадью 30,00 кв. м, занимаемого магазином "Цветы", противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что передача распорядительных функций иному лицу не влечет правопреемства, заявление о предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка подлежит рассмотрению в установленном порядке.
Принимая во внимание положения вышеуказанных нормативных актов, суд правомерно частично удовлетворил заявленные требования, возложив в порядке устранения нарушенного права в соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Администрацию обязанность по рассмотрению в установленном порядке заявления о предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 63:01:03 28 007:1457.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду невозможно, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено размещение нестационарного объекта на спорном земельном участке, был предметом оценки судов и правомерно ими отклонен.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Нестационарный торговый объект предпринимателя размещен на спорном земельном участке, предоставленном в аренду предпринимателю под установку временного магазина и используется им с 2002 года, в подтверждение чего в материалы дела представлены распоряжение администрации Красноглинского района от 19.09.2001 N 82, договор аренды N 010859з земельного участка, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и предпринимателем 30.10.2001, акт ввода в эксплуатацию магазина от 30.09.2002 N 9.
Таким образом, судами установлено, что эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Следовательно, наличие либо отсутствие торгового объекта в схеме, утвержденной в 2013 году, не может служить препятствием для его дальнейшего размещения на спорном земельном участке.
Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о невозможности применения к рассматриваемым отношениям сторон положений пункта 3.1 Порядка с учетом имеющейся в ней оговорки о том, что "данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды" со ссылкой на договор аренды от 30.10.2001.
Исходя из буквального толкования смысла данной оговорки и смысла названного пункта 3.1 Порядка в их совокупности, в целом, сопоставляя дату договора аренды от 30.10.2001, на который сослался суд при анализе указанной нормы с датой введения в действие пункта 3.1 Порядка в названной редакции, судебная коллегия считает, что данная оговорка ("данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды") свидетельствует о том, что правило пункта 3.1. Порядка подлежит применению однократно, до заключения первого договора аренды с применением положений указанного правила и не распространяется на отношения, возникшие после заключения такого договора аренды, то есть не может быть использована повторно.
Данное обстоятельство не повлияло на законность выводов суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу N А55-523/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)