Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 июля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубикон Трейдинг" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2014 года по делу N А19-1403/2014 (суд первой инстанции - Дягилева И.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рубикон Трейдинг" (ИНН 3801056145, ОГРН 1033800520490, далее - общество, ООО "Рубикон Трейдинг") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (ИНН 3840002898, ОГРН 1023802145344, далее - администрация) о признании незаконным решения администрации от 05.08.2013 года N 43/2562 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080; об обязании Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080 с "для сельскохозяйственного производства" на " для АЗС".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2014 года по делу N А19-1403/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу администрация не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.06.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, ООО "Рубикон Трейдинг" на основании свидетельства о государственной регистрации серии 38 АД N 865662 на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 38:16:000049:3080, площадью 2 879 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 30.09.2012 года N 456-пп данный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В связи с принятием указанного постановления 18.10.2012 года Общество обратилось в Администрацию Муниципального района Усольского районного муниципального образования с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080 с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для АЗС".
Письмом от 29.10.2012 года Администрация со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" сообщила о необходимости проведения публичных слушаний для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка. для организации и проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080 Обществу предложено обратиться в администрацию Железнодорожного муниципального образования.
Администрацией сельского поселения Железнодорожного муниципального образования на основании письма Общества от 09.11.2012 года в соответствии с уставными документами организованы и проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080.
По итогам проведения публичных слушаний в газете "ВЕСТНИК п.Железнодорожный" от 04.06.2013 года опубликовано сообщение о результатах проведения публичных слушаний, в котором указано, что по вопросу изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС земельному участку с кадастровым номером 38:16:000049:3080, расположенному по адресу: Иркутская область, Усольский район, Администрация сельского поселения Железнодорожного муниципального образования и общественность (граждане), проживающие на территории сельского поселения Железнодорожного муниципального образовании, не возражают.
16.07.2013 года Общество повторно обратилось в Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Письмом от 05.08.2013 года N 43/2562 Администрация указала на невозможность принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером 38:16:000049:3080, со ссылкой на пункт 8 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с не поступлением в Администрацию рекомендаций комиссии о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Заявитель, считая указанное письмо Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования решением об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080, которое нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта незаконным является одновременно как несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Содержание данного принципа раскрывается в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может осуществляться землепользователем на предоставленном ему земельном участке.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования;2 условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктами 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительный регламент, в свою очередь, является составной частью Правил землепользования и застройки (пункт 2 статьи 30 Кодекса), которые включают в себя также карту градостроительного зонирования с указанием территориальных зон (пункт 4 статьи 30 Кодекса).
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель обратился с заявлением в Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования об изменении вида разрешенного использования земельного участка до утверждения и принятия Правил землепользования и застройки. Следовательно, изменение вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом не могло быть произведено.
Таким образом, учитывая, что избранный заявителем вид разрешенного использования "для АЗС" не предусмотрен зонированием территории, суд первой инстанции правильно исходил из того, что для изменения условно разрешенного вида использования до принятия Правил землепользования и застройки действует общий порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который регламентируется в статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также статьях 37 - 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (пункт 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (пункт 5 статьи 39 настоящего Кодекса).
Пунктом 6 названной статьи установлено, что заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно пункту 7 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.03.2013 г. в зале заседаний здания администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования по адресу: Иркутская область, Усольский район, п.Железнодорожный, ул. Комсомольская, 28 "а" состоялись публичные слушания, в том числе по вопросу изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС земельному участку с кадастровым номером 38:16:000049:3080, расположенному по адресу: Иркутская область, Усольский район, что подтверждается протоколом проведения публичных слушаний.
По итогам проведения публичных слушаний в газете "ВЕСТНИК п.Железнодорожный" N 6 (38) от 04.06.2013 г. опубликовано сообщение о результатах проведения публичных слушаний, в котором указано, что по вопросу изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС земельному участку с кадастровым номером 38:16:000049:3080, расположенному по адресу Иркутская область Усольский район, Администрация сельского поселения Железнодорожного муниципального образования и общественность (граждане), проживающие на территории сельского поселения Железнодорожного муниципального образовании, не возражают.
Из представленного заявителем в материалы дела заключения Администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования от 27.05.2013 следует, что в результате проведенных публичных слушаний администрацией и общественностью (гражданами), проживающими на территории Железнодорожного муниципального образования принято решение об изменении вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС.
Пунктом 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в пункте 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основанием для принятия решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка в данном случае являются рекомендации комиссии, проводившей публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Между тем, как следует из оспариваемого письма администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования рекомендации комиссии, проводившей публичные слушания, о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка в администрацию не поступали. В судебных заседаниях при рассмотрении дела судом первой инстанции представитель администрации факт получения рекомендаций комиссии тоже оспаривал.
Материалы дела также не содержат данных о подготовке комиссией, проводившей публичные слушания, рекомендаций по изменению вида разрешенного использования земельного участка, и направлении их главе местной администрации как того требует пункт 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что заявителем не представлено суду доказательств представления в администрацию муниципального района вышеназванных доказательств, как и доказательств приложения к заявлению об изменении вида разрешенного использования, поступившему в администрацию 16.07.2013 г., документов, подтверждающих проведение публичных слушаний, принятие решения по результатам публичных слушаний, а также данных о подготовке комиссией, проводившей публичные слушания, рекомендаций, предусмотренных пунктом 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание требования статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что при отсутствии рекомендаций комиссии, проводившей публичные слушания, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, а также иных документов, подтверждающих проведение публичных слушаний, у администрации отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080.
Доводы заявителя о том, что заключение главы сельского поселения Железнодорожного муниципального образования носит характер рекомендации нельзя признать обоснованными, поскольку закон четко регламентирует перечень документов, необходимых к оформлению по результатам публичных слушаний, а именно протокол проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования и рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (пункты 5, 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые принимаются на основании заключения.
В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, правовых оснований для подмены одного, предусмотренного законом документа, другим не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции правильно исходил из того, что утверждение градостроительного плана после издания оспариваемого письма и изменение органа местного самоуправления, в полномочия которого в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" вошли обязанности по изменению вида разрешенного использования не могут повлиять на права и обязанности заявителя а, соответственно, и на законность (незаконность) оспариваемого ненормативного правового акта, в связи с чем доводы заявителя о нарушении его прав также следует признать необоснованными. Вне зависимости от органа, рассматривающего такого рода вопросы, при наличии соблюдения порядка изменения вида разрешенного использования и оформления всех, предусмотренных законов документов, заявитель вправе требовать изменения вида разрешенного использования принадлежащему ему земельному участку.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что письмо Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования от 05.08.2013 г. N 43/2562 является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судом не установлено наличие как несоответствия (противоречия) письма Администрации Муниципального района Усольского районного муниципального образования от 05.08.2013 N 43/2562 "Об изменении вида разрешенного использования" закону или иному правовому акту, а также нарушения этим ненормативным правовым актом прав и законных интересов ООО "РУБИКОН ТРЕЙДИНГ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что апелляционным судом признается правильным, постольку оснований для удовлетворения требования заявителя апелляционный суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2014 года по делу N А19-1403/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N А19-1403/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N А19-1403/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 июля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубикон Трейдинг" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2014 года по делу N А19-1403/2014 (суд первой инстанции - Дягилева И.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рубикон Трейдинг" (ИНН 3801056145, ОГРН 1033800520490, далее - общество, ООО "Рубикон Трейдинг") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (ИНН 3840002898, ОГРН 1023802145344, далее - администрация) о признании незаконным решения администрации от 05.08.2013 года N 43/2562 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080; об обязании Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080 с "для сельскохозяйственного производства" на " для АЗС".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2014 года по делу N А19-1403/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу администрация не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.06.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, ООО "Рубикон Трейдинг" на основании свидетельства о государственной регистрации серии 38 АД N 865662 на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 38:16:000049:3080, площадью 2 879 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 30.09.2012 года N 456-пп данный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В связи с принятием указанного постановления 18.10.2012 года Общество обратилось в Администрацию Муниципального района Усольского районного муниципального образования с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080 с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для АЗС".
Письмом от 29.10.2012 года Администрация со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" сообщила о необходимости проведения публичных слушаний для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка. для организации и проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080 Обществу предложено обратиться в администрацию Железнодорожного муниципального образования.
Администрацией сельского поселения Железнодорожного муниципального образования на основании письма Общества от 09.11.2012 года в соответствии с уставными документами организованы и проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080.
По итогам проведения публичных слушаний в газете "ВЕСТНИК п.Железнодорожный" от 04.06.2013 года опубликовано сообщение о результатах проведения публичных слушаний, в котором указано, что по вопросу изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС земельному участку с кадастровым номером 38:16:000049:3080, расположенному по адресу: Иркутская область, Усольский район, Администрация сельского поселения Железнодорожного муниципального образования и общественность (граждане), проживающие на территории сельского поселения Железнодорожного муниципального образовании, не возражают.
16.07.2013 года Общество повторно обратилось в Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Письмом от 05.08.2013 года N 43/2562 Администрация указала на невозможность принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером 38:16:000049:3080, со ссылкой на пункт 8 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с не поступлением в Администрацию рекомендаций комиссии о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Заявитель, считая указанное письмо Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования решением об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080, которое нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта незаконным является одновременно как несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Содержание данного принципа раскрывается в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может осуществляться землепользователем на предоставленном ему земельном участке.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования;2 условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктами 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительный регламент, в свою очередь, является составной частью Правил землепользования и застройки (пункт 2 статьи 30 Кодекса), которые включают в себя также карту градостроительного зонирования с указанием территориальных зон (пункт 4 статьи 30 Кодекса).
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель обратился с заявлением в Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования об изменении вида разрешенного использования земельного участка до утверждения и принятия Правил землепользования и застройки. Следовательно, изменение вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом не могло быть произведено.
Таким образом, учитывая, что избранный заявителем вид разрешенного использования "для АЗС" не предусмотрен зонированием территории, суд первой инстанции правильно исходил из того, что для изменения условно разрешенного вида использования до принятия Правил землепользования и застройки действует общий порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который регламентируется в статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также статьях 37 - 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (пункт 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (пункт 5 статьи 39 настоящего Кодекса).
Пунктом 6 названной статьи установлено, что заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно пункту 7 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.03.2013 г. в зале заседаний здания администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования по адресу: Иркутская область, Усольский район, п.Железнодорожный, ул. Комсомольская, 28 "а" состоялись публичные слушания, в том числе по вопросу изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС земельному участку с кадастровым номером 38:16:000049:3080, расположенному по адресу: Иркутская область, Усольский район, что подтверждается протоколом проведения публичных слушаний.
По итогам проведения публичных слушаний в газете "ВЕСТНИК п.Железнодорожный" N 6 (38) от 04.06.2013 г. опубликовано сообщение о результатах проведения публичных слушаний, в котором указано, что по вопросу изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС земельному участку с кадастровым номером 38:16:000049:3080, расположенному по адресу Иркутская область Усольский район, Администрация сельского поселения Железнодорожного муниципального образования и общественность (граждане), проживающие на территории сельского поселения Железнодорожного муниципального образовании, не возражают.
Из представленного заявителем в материалы дела заключения Администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования от 27.05.2013 следует, что в результате проведенных публичных слушаний администрацией и общественностью (гражданами), проживающими на территории Железнодорожного муниципального образования принято решение об изменении вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования - для АЗС.
Пунктом 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в пункте 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основанием для принятия решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка в данном случае являются рекомендации комиссии, проводившей публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Между тем, как следует из оспариваемого письма администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования рекомендации комиссии, проводившей публичные слушания, о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка в администрацию не поступали. В судебных заседаниях при рассмотрении дела судом первой инстанции представитель администрации факт получения рекомендаций комиссии тоже оспаривал.
Материалы дела также не содержат данных о подготовке комиссией, проводившей публичные слушания, рекомендаций по изменению вида разрешенного использования земельного участка, и направлении их главе местной администрации как того требует пункт 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что заявителем не представлено суду доказательств представления в администрацию муниципального района вышеназванных доказательств, как и доказательств приложения к заявлению об изменении вида разрешенного использования, поступившему в администрацию 16.07.2013 г., документов, подтверждающих проведение публичных слушаний, принятие решения по результатам публичных слушаний, а также данных о подготовке комиссией, проводившей публичные слушания, рекомендаций, предусмотренных пунктом 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание требования статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что при отсутствии рекомендаций комиссии, проводившей публичные слушания, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, а также иных документов, подтверждающих проведение публичных слушаний, у администрации отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 38:16:000049:3080.
Доводы заявителя о том, что заключение главы сельского поселения Железнодорожного муниципального образования носит характер рекомендации нельзя признать обоснованными, поскольку закон четко регламентирует перечень документов, необходимых к оформлению по результатам публичных слушаний, а именно протокол проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования и рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (пункты 5, 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые принимаются на основании заключения.
В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, правовых оснований для подмены одного, предусмотренного законом документа, другим не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции правильно исходил из того, что утверждение градостроительного плана после издания оспариваемого письма и изменение органа местного самоуправления, в полномочия которого в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" вошли обязанности по изменению вида разрешенного использования не могут повлиять на права и обязанности заявителя а, соответственно, и на законность (незаконность) оспариваемого ненормативного правового акта, в связи с чем доводы заявителя о нарушении его прав также следует признать необоснованными. Вне зависимости от органа, рассматривающего такого рода вопросы, при наличии соблюдения порядка изменения вида разрешенного использования и оформления всех, предусмотренных законов документов, заявитель вправе требовать изменения вида разрешенного использования принадлежащему ему земельному участку.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что письмо Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования от 05.08.2013 г. N 43/2562 является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судом не установлено наличие как несоответствия (противоречия) письма Администрации Муниципального района Усольского районного муниципального образования от 05.08.2013 N 43/2562 "Об изменении вида разрешенного использования" закону или иному правовому акту, а также нарушения этим ненормативным правовым актом прав и законных интересов ООО "РУБИКОН ТРЕЙДИНГ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что апелляционным судом признается правильным, постольку оснований для удовлетворения требования заявителя апелляционный суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2014 года по делу N А19-1403/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)