Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-10831/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469)
о признании недействительным приказа
и
общество с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" (далее - ООО "ЯРПЕТРОЛ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) о признании недействительным приказа от 05.07.2013 N 184 "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" в предоставлении земельного участка".
Решением суда первой инстанции от 28.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушили часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, нормами действующего законодательства не предусмотрен такой отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта, как ранее состоявшееся в пределах указанного периода решение о предоставлении участка с его последующей отменой. Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта на момент издания оспариваемого приказа никем не оспорено и не отменено, в связи с чем Общество имело право получить земельный участок в аренду для строительства. ООО "ЯРПЕТРОЛ" полагает, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013 не имело преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, так как в названном судебном акте оценивались иные обстоятельства дела.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов заявителя.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЯРПЕТРОЛ" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 25.08.2009 о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства автозаправочной станции по адресу: Ленинский район, улица Автозаводская, в районе дома 97, примерный размер земельного участка - 394 квадратных метра, испрашиваемое право - аренда. К заявлению приложены: схема размещения объекта, потребность в инженерном обеспечении, обоснование примерной площади земельного участка.
Постановлением мэрии города Ярославля от 28.05.2010 N 2112 утверждена схема расположения и оформлен акт о выборе земельного участка площадью 394 квадратных метра для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями по адресу: город Ярославль, улица Автозаводская, напротив дома 97.
Постановлением Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п утвержден акт о выборе земельного участка, заявителю предварительно согласовано место размещения объекта и предписано обеспечить установление границ земельного участка на местности и его кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32 площадью 392 квадратных метра, разрешенное использование - для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями поставлен на кадастровый учет 20.01.2011.
Общество 01.02.2011 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства.
Департамент 17.02.2011 принял распоряжение N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Ярославля". Договор аренды на основании указанного распоряжения Общество не заключало.
Распоряжением уполномоченного органа от 18.10.2011 N 782-р распоряжение от 17.02.2011 N 106-о отменено.
Решением от 22.01.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ярославской области земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32 снят с кадастрового учета в связи с истечением двухлетнего срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений о земельном участке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п "Об отмене распоряжения департамента от 17.02.2011 N 106-р".
В целях заключения договора аренды земельного участка Общество повторно обратилось к Департаменту с заявлением от 20.06.2013 с приложением кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:93, поставленный на кадастровый учет 16.04.2013.
Приказом уполномоченного органа от 05.07.2013 N 184 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в предоставлении земельного участка в связи с завершением процедуры предоставления земельного участка на основании распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р.
Полагая, что названный приказ не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28, 30, 31, 32 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 1, 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (действовал до 19.04.2012), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Статьей 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
На момент рассмотрения заявления Общества от 25.08.2009 о выборе земельного участка вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле регулировались Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно пункту 1.9 названного Порядка постановление Правительства области о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и является основанием для: установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В пункте 1.11 Порядка взаимодействия предусмотрено, что распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения департаментом договора о предоставлении земельного участка в аренду либо безвозмездное срочное пользование на срок строительства.
В силу пункта 1.12 Порядка взаимодействия, в случае если в течение девяноста дней с момента направления уведомления о вручении либо выдачи распоряжения в соответствии с подпунктом 1.11 данного пункта Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, не подписали договор, департамент отменяет распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства. Предоставление такого земельного участка осуществляется на торгах (конкурсе, аукционе) в соответствии с земельным законодательством.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п, которым было отменено распоряжение Департамента от 17.02.2011 N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Ярославля". Из решения суда по названному делу следует, что 21.02.2011 Общество получило копию распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р и по истечении более чем 90 дней названное распоряжение было правомерно им отменено в соответствии с пунктом 1.12 Порядка взаимодействия.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу о том, что постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п "О предварительном согласовании ООО "ЯРПЕТРОЛ" места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства" было уполномоченным органом исполнено, в связи с чем Департамент не может быть принужден к повторному исполнению названного постановления.
С момента истечения 90-дневного срока на заключение договора аренды, предусмотренного пунктом 1.12 Порядка взаимодействия, постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п исчерпало себя как ненормативный правовой акт, порождающий правовые последствия.
В рассматриваемом случае суды обоснованно посчитали, что процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, начатую по заявлению ООО "ЯРПЕТРОЛ" от 25.08.2009, следует считать юридически завершенной, в связи с чем у Департамента не было оснований для принятия нового повторного решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства по заявлению Общества от 20.06.2013.
Кроме того, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения заявления Общества о предоставлении спорного земельного участка для строительства автозаправочной станции в связи с тем, что данный земельный участок расположен в зоне городских зеленых насаждений (ранее - ландшафтно-рекреационная зона (Р.3)), а также в связи с возражениями местных жителей.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ООО "ЯРПЕТРОЛ" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А82-10831/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение кассационной жалобы по чеку-ордеру от 23.06.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 21.08.2014 ПО ДЕЛУ N А82-10831/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. по делу N А82-10831/2013
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-10831/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469)
о признании недействительным приказа
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" (далее - ООО "ЯРПЕТРОЛ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) о признании недействительным приказа от 05.07.2013 N 184 "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" в предоставлении земельного участка".
Решением суда первой инстанции от 28.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушили часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, нормами действующего законодательства не предусмотрен такой отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта, как ранее состоявшееся в пределах указанного периода решение о предоставлении участка с его последующей отменой. Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта на момент издания оспариваемого приказа никем не оспорено и не отменено, в связи с чем Общество имело право получить земельный участок в аренду для строительства. ООО "ЯРПЕТРОЛ" полагает, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013 не имело преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, так как в названном судебном акте оценивались иные обстоятельства дела.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов заявителя.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЯРПЕТРОЛ" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 25.08.2009 о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства автозаправочной станции по адресу: Ленинский район, улица Автозаводская, в районе дома 97, примерный размер земельного участка - 394 квадратных метра, испрашиваемое право - аренда. К заявлению приложены: схема размещения объекта, потребность в инженерном обеспечении, обоснование примерной площади земельного участка.
Постановлением мэрии города Ярославля от 28.05.2010 N 2112 утверждена схема расположения и оформлен акт о выборе земельного участка площадью 394 квадратных метра для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями по адресу: город Ярославль, улица Автозаводская, напротив дома 97.
Постановлением Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п утвержден акт о выборе земельного участка, заявителю предварительно согласовано место размещения объекта и предписано обеспечить установление границ земельного участка на местности и его кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32 площадью 392 квадратных метра, разрешенное использование - для строительства автозаправочной станции с инженерными коммуникациями поставлен на кадастровый учет 20.01.2011.
Общество 01.02.2011 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства.
Департамент 17.02.2011 принял распоряжение N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Ярославля". Договор аренды на основании указанного распоряжения Общество не заключало.
Распоряжением уполномоченного органа от 18.10.2011 N 782-р распоряжение от 17.02.2011 N 106-о отменено.
Решением от 22.01.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ярославской области земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:32 снят с кадастрового учета в связи с истечением двухлетнего срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений о земельном участке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п "Об отмене распоряжения департамента от 17.02.2011 N 106-р".
В целях заключения договора аренды земельного участка Общество повторно обратилось к Департаменту с заявлением от 20.06.2013 с приложением кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050601:93, поставленный на кадастровый учет 16.04.2013.
Приказом уполномоченного органа от 05.07.2013 N 184 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в предоставлении земельного участка в связи с завершением процедуры предоставления земельного участка на основании распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р.
Полагая, что названный приказ не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28, 30, 31, 32 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 1, 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (действовал до 19.04.2012), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Статьей 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
На момент рассмотрения заявления Общества от 25.08.2009 о выборе земельного участка вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле регулировались Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно пункту 1.9 названного Порядка постановление Правительства области о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и является основанием для: установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В пункте 1.11 Порядка взаимодействия предусмотрено, что распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения департаментом договора о предоставлении земельного участка в аренду либо безвозмездное срочное пользование на срок строительства.
В силу пункта 1.12 Порядка взаимодействия, в случае если в течение девяноста дней с момента направления уведомления о вручении либо выдачи распоряжения в соответствии с подпунктом 1.11 данного пункта Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, не подписали договор, департамент отменяет распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства. Предоставление такого земельного участка осуществляется на торгах (конкурсе, аукционе) в соответствии с земельным законодательством.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2013 по делу N А82-5397/2013 ООО "ЯРПЕТРОЛ" отказано в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения Департамента от 18.10.2011 N 782-п, которым было отменено распоряжение Департамента от 17.02.2011 N 106-р "О предоставлении в аренду ООО "ЯРПЕТРОЛ" земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Ярославля". Из решения суда по названному делу следует, что 21.02.2011 Общество получило копию распоряжения Департамента от 17.02.2011 N 106-р и по истечении более чем 90 дней названное распоряжение было правомерно им отменено в соответствии с пунктом 1.12 Порядка взаимодействия.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу о том, что постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п "О предварительном согласовании ООО "ЯРПЕТРОЛ" места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства" было уполномоченным органом исполнено, в связи с чем Департамент не может быть принужден к повторному исполнению названного постановления.
С момента истечения 90-дневного срока на заключение договора аренды, предусмотренного пунктом 1.12 Порядка взаимодействия, постановление Правительства Ярославской области от 07.10.2010 N 745-п исчерпало себя как ненормативный правовой акт, порождающий правовые последствия.
В рассматриваемом случае суды обоснованно посчитали, что процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, начатую по заявлению ООО "ЯРПЕТРОЛ" от 25.08.2009, следует считать юридически завершенной, в связи с чем у Департамента не было оснований для принятия нового повторного решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства по заявлению Общества от 20.06.2013.
Кроме того, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения заявления Общества о предоставлении спорного земельного участка для строительства автозаправочной станции в связи с тем, что данный земельный участок расположен в зоне городских зеленых насаждений (ранее - ландшафтно-рекреационная зона (Р.3)), а также в связи с возражениями местных жителей.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ООО "ЯРПЕТРОЛ" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А82-10831/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЯРПЕТРОЛ" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение кассационной жалобы по чеку-ордеру от 23.06.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)