Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2013 года по делу N А19-5822/2013 по заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области к Администрации города Иркутска о признании недействительным постановления от 15.06.2012 N 031-06-1156/12 "О предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара"
с привлечением к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области; Муниципального унитарного предприятия "Управление капитального строительства города Иркутска", (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47; ул. Ленина, 1а) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска ((ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: 664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1) о признании недействительным постановления Администрации города Иркутска от 15.06.2012 N 031-06-1156/12 "О предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН 1053808131068, ИНН 3808124637, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Ул. 5-й Армии, 2); Муниципальное унитарного предприятия "Управление капитального строительства города Иркутска" (ОГРН 1023801020253, ИНН 3808084230, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 13).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2013 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужили выводы суда первой инстанции о том, что Администрацией доказано соответствие оспариваемого постановления требованиям закона и иных нормативных правовых актов и наличия обстоятельств для принятия, при этом Министерством не подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемым постановлением в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права.
Министерство оспаривает выводы суда первой инстанции относительно недоказанности нарушения прав и законных интересов Министерства предоставлением в аренду для благоустройства спорного земельного участка МУП "УКС" г. Иркутска в границах территории объекта культурного наследия, собственником которого является область, а также недоказанности осуществления МУП "УКС г. Иркутска" какой-либо деятельности, которая приводит или может привести к причинению ущерба объекту культурного наследия "Ледокол "Ангара".
Постановлением Администрации г. Иркутска от 15.05.2012 N 031-06-1156/12 ограничено право пользования всей территории земельного участка, в связи с чем режим территории культурного наследия регионального значения распространяется на всю территорию земельного участка, на которую не может распространяться режим разрешенного использования - "благоустройство", поскольку согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" благоустройство подразумевает под собой проведение земляных работ, установление некапитальных нестационарных сооружений, ограждение территории, устройство автостоянок.
В силу пункта 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей; использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных названным Кодексом, федеральными законами.
Соответственно, на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Ледокол "Ангара" запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника. При этом судом установлено, что данный земельный участок относится к землям историко-культурного назначения. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия. Пунктами 2 и 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Иркутска доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области - в отзыве поддержало доводы Министерства имущественных отношений Иркутской области, приведенные в его апелляционной жалобе, полагало решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.12.2013.
Лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании апелляционным судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 22 января 2014 года до 12 час. 10 мин. 27 января 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на ее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности Иркутской области находятся следующие объекты недвижимости: стоечное судно, плавучий музей "Ледокол "Ангара" и пирс ледокола Ангара, расположенные по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр-н Солнечный, что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно, выданное Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.02.2011, свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2007 серии 38 АГ 607217.
Постановлением администрации города Иркутска от 15.06.2012 N 031-06-1156/12 "О предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара" муниципальному унитарному предприятию "Управление капитального строительства города Иркутска" (далее - МУП "УКС г. Иркутска") из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:7989 площадью 17434 кв. м, расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара", в аренду сроком на 15 лет для благоустройства.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, полагая, что постановление о предоставлении земельного участка в аренду не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" от 21.12.2006 N 99-оз органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (далее -Порядок).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МУП "УКС г. Иркутска" в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением от 12.01.2012 вх. N 943-51-31/12 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара" в Октябрьском районе г. Иркутска, для благоустройства, площадью 17434 кв. м в аренду сроком на 15 лет с приложением всех необходимых документов.
С заявлением представлены следующие документы:
- -письмо Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от 25.01.2012 N 41, в котором сообщалось о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах 200-метровой водоохранной зоны, прибрежной защитной полосе водного объекта, 20-метровой береговой полосе, в пределах зоны санитарной охраны 2 пояса Ершовского водозабора - источника водоснабжения, а также о необходимости при использовании в дальнейшем земельного участка соблюдения ограничений, установленных водоохранным законодательством. При этом запрета для предоставления земельного участка, расположенного в вышеуказанных зонах, для целей, не связанных со строительством, в аренду в указанном письме не имеется;
- - письмо Управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска от 26.01.2012 N 420-74-102/12, в котором указано на необходимость соблюдения ограничений, установленных водоохранным законодательством, при использовании земельного участка;
- - письмо службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 07.02.2012 N 76-37-470/12, в котором было сообщено о том, что в границы запрашиваемого земельного участка входит территория объекта культурного наследия регионального значения "Ледокол "Ангара", построенного для плавания по оз. Байкал, и что для согласования отвода земельного участка необходимо внести информацию о расположении в границах запрашиваемого участка территории объекта культурного наследия (с приложением схемы временных границ), об ограничениях в пользовании.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ледокол "Ангара", расположенный в Иркутском водохранилище, является объектом культурного наследия регионального значения "Ледокол "Ангара", построен для плавания по оз. Байкал, использовался белогвардейцами как плавучая тюрьма для красноармейцев и место расправы с противниками колчаковского режима". Объект состоит в "Списке памятников истории и культуры г. Иркутска, подлежащих государственной охране - 2000 г." под регистрационным N 387.
Суд первой инстанции, с учетом вышеприведенной нормы права, исходил из того, что данный земельный участок относится к землям историко-культурного назначения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Пунктами 2 и 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В силу положений пункта 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Иркутской области от 19.06.2008 N 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (далее - Закон N 27-оз) особо охраняемые природные территории регионального значения могут образовываться по предложениям (представлениям) органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, юридических и физических лиц с учетом карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, входящей в состав схемы территориального планирования области.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, если иное не установлено федеральным законодательством, в целях образования особо охраняемой природной территории регионального значения осуществляется, помимо прочего, подготовка проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней, а также перевод земель (земельных участков), которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в земли особо охраняемых территорий и объектов в случае необходимости.
Аналогичный порядок образования особо охраняемых территорий местного значения установлен статьей 10 Закона N 27-оз.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 27-оз решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения должно содержать наименование, категорию особо охраняемой природной территории регионального или местного значения, сведения о ее площади, границах, перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемой природной территории, с описанием их границ, перечень водных объектов, расположенных в пределах особо охраняемой природной территории, и другие сведения в случае необходимости.
Решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения подлежит официальному опубликованию.
Суд первой инстанции установил, что в материалы дела не представлены доказательства в подтверждение того обстоятельства, что Правительством Иркутской области или Думой города Иркутска принималось решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения соответственно, включающей в себя границы спорного земельного участка, предоставленного МУП "УКС г. Иркутска" для благоустройства, а также изменения целевого назначения данного земельного участка.
В данном случае не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий и объектов.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 10.05.2012 следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:7989 площадью 17434 кв. м, расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара", относится к категории земель населенных пунктов.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на то, что из анализа статей 94 и 99 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий, однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не относят такие земельные участки к объектам, изъятым из оборота, и не содержат запрета на их аренду, в том числе с целью благоустройства.
Пунктами 1 - 4 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии подпунктом "в" пункта 10 указанного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующего требования: ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" утверждены охранные зоны объектов культурного наследия и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных охранных зон.
Между тем в данном постановлении не указано на нахождение спорного земельного участка в границах какой-либо из установленных в вышеуказанном порядке зон охраны объектов культурного наследия, определяющих режим использования земельных участков в границах данных зон.
Заявителем апелляционной жалобы, а также третьим лицом возражений по данному выводу суда первой инстанции не приведено, доказательств в подтверждение обратного не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно учел также и то, что статья 35 Федерального закона N 73-ФЗ не запрещает осуществлять на территории памятника хозяйственную деятельность, не нарушающую целостности памятника или ансамбля и не создающую угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.
При таком правовом регулировании вывод суда первой инстанции о том, что законодательство не содержит запрета на осуществление деятельности по благоустройству земельного участка, в границы которого входит территория объекта культурного наследия, учитывая, что в установленном законом порядке границы зоны охраны данного объекта культурного наследия не утверждены, соответствующее постановление не принималось, является обоснованным. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" судом отклоняется как несостоятельная.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие размер и границы земельного участка, необходимого для эксплуатации и использования "Ледокола "Ангара" и прилегающего к нему пирса.
Установив отсутствие ограничения прав на испрашиваемый земельный участок, Комитетом по градостроительной политике было издано распоряжение заместителя мэра -председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 13.04.2012 N 944-02-000174/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара".
Информация о предоставлении испрашиваемого земельного участка для благоустройства МУП "УКС г. Иркутска" в аренду сроком на 15 лет была опубликована в газете "Иркутск официальный" N 22 (407) от 05.06.2012.
Постановление о предоставлении указанного земельного участка МУП "УКС г. Иркутска" было издано 15.06.2012, то есть с соблюдением установленного недельного срока с момента публикации сообщения о предоставлении.
Администрацией при издании оспариваемого постановления также были учтены письма Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области, Управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска, Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, на основании которых в пунктах 2.2., 2.3, 2.4 установлены соответствующие запреты для арендатора.
Судом из пояснений Администрации г. Иркутска установлено, что от Министерства имущественных отношений Иркутской области не поступало заявлений о предоставлении спорного земельного участка ни до публикации сообщения, ни после публикации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Министерство не обосновало, каким образом предоставление в аренду для благоустройства спорного земельного участка МУП "УКС г. Иркутска" может препятствовать Иркутской области в границах территории объекта культурного наследия, собственником которого является область.
Доказательства осуществления какой-либо деятельности МУП "УКС г. Иркутска", которая приводит или может привести к причинению ущерба объекту культурного наследия "Ледокол "Ангара", в материалы дела не представлены.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности Администрации соответствия оспариваемого постановления требованиям закона и иных нормативных правовых актов и наличия обстоятельств для его принятия. Нарушений требований статьи 5 Закона N 73-ФЗ, статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Положения об охранных зонах при издании Администрацией г. Иркутска оспариваемого постановления нет допущено.
При этом Министерством не подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемым постановлением в предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись достаточные правовые основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2013 года по делу N А19-5822/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2014 ПО ДЕЛУ N А19-5822/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. по делу N А19-5822/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2013 года по делу N А19-5822/2013 по заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области к Администрации города Иркутска о признании недействительным постановления от 15.06.2012 N 031-06-1156/12 "О предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара"
с привлечением к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области; Муниципального унитарного предприятия "Управление капитального строительства города Иркутска", (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47; ул. Ленина, 1а) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска ((ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: 664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1) о признании недействительным постановления Администрации города Иркутска от 15.06.2012 N 031-06-1156/12 "О предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН 1053808131068, ИНН 3808124637, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Ул. 5-й Армии, 2); Муниципальное унитарного предприятия "Управление капитального строительства города Иркутска" (ОГРН 1023801020253, ИНН 3808084230, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 13).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2013 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужили выводы суда первой инстанции о том, что Администрацией доказано соответствие оспариваемого постановления требованиям закона и иных нормативных правовых актов и наличия обстоятельств для принятия, при этом Министерством не подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемым постановлением в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права.
Министерство оспаривает выводы суда первой инстанции относительно недоказанности нарушения прав и законных интересов Министерства предоставлением в аренду для благоустройства спорного земельного участка МУП "УКС" г. Иркутска в границах территории объекта культурного наследия, собственником которого является область, а также недоказанности осуществления МУП "УКС г. Иркутска" какой-либо деятельности, которая приводит или может привести к причинению ущерба объекту культурного наследия "Ледокол "Ангара".
Постановлением Администрации г. Иркутска от 15.05.2012 N 031-06-1156/12 ограничено право пользования всей территории земельного участка, в связи с чем режим территории культурного наследия регионального значения распространяется на всю территорию земельного участка, на которую не может распространяться режим разрешенного использования - "благоустройство", поскольку согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" благоустройство подразумевает под собой проведение земляных работ, установление некапитальных нестационарных сооружений, ограждение территории, устройство автостоянок.
В силу пункта 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей; использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных названным Кодексом, федеральными законами.
Соответственно, на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Ледокол "Ангара" запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника. При этом судом установлено, что данный земельный участок относится к землям историко-культурного назначения. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия. Пунктами 2 и 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Иркутска доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области - в отзыве поддержало доводы Министерства имущественных отношений Иркутской области, приведенные в его апелляционной жалобе, полагало решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.12.2013.
Лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании апелляционным судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 22 января 2014 года до 12 час. 10 мин. 27 января 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на ее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности Иркутской области находятся следующие объекты недвижимости: стоечное судно, плавучий музей "Ледокол "Ангара" и пирс ледокола Ангара, расположенные по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр-н Солнечный, что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно, выданное Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.02.2011, свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2007 серии 38 АГ 607217.
Постановлением администрации города Иркутска от 15.06.2012 N 031-06-1156/12 "О предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара" муниципальному унитарному предприятию "Управление капитального строительства города Иркутска" (далее - МУП "УКС г. Иркутска") из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:7989 площадью 17434 кв. м, расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара", в аренду сроком на 15 лет для благоустройства.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, полагая, что постановление о предоставлении земельного участка в аренду не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" от 21.12.2006 N 99-оз органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (далее -Порядок).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МУП "УКС г. Иркутска" в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением от 12.01.2012 вх. N 943-51-31/12 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара" в Октябрьском районе г. Иркутска, для благоустройства, площадью 17434 кв. м в аренду сроком на 15 лет с приложением всех необходимых документов.
С заявлением представлены следующие документы:
- -письмо Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от 25.01.2012 N 41, в котором сообщалось о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах 200-метровой водоохранной зоны, прибрежной защитной полосе водного объекта, 20-метровой береговой полосе, в пределах зоны санитарной охраны 2 пояса Ершовского водозабора - источника водоснабжения, а также о необходимости при использовании в дальнейшем земельного участка соблюдения ограничений, установленных водоохранным законодательством. При этом запрета для предоставления земельного участка, расположенного в вышеуказанных зонах, для целей, не связанных со строительством, в аренду в указанном письме не имеется;
- - письмо Управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска от 26.01.2012 N 420-74-102/12, в котором указано на необходимость соблюдения ограничений, установленных водоохранным законодательством, при использовании земельного участка;
- - письмо службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 07.02.2012 N 76-37-470/12, в котором было сообщено о том, что в границы запрашиваемого земельного участка входит территория объекта культурного наследия регионального значения "Ледокол "Ангара", построенного для плавания по оз. Байкал, и что для согласования отвода земельного участка необходимо внести информацию о расположении в границах запрашиваемого участка территории объекта культурного наследия (с приложением схемы временных границ), об ограничениях в пользовании.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ледокол "Ангара", расположенный в Иркутском водохранилище, является объектом культурного наследия регионального значения "Ледокол "Ангара", построен для плавания по оз. Байкал, использовался белогвардейцами как плавучая тюрьма для красноармейцев и место расправы с противниками колчаковского режима". Объект состоит в "Списке памятников истории и культуры г. Иркутска, подлежащих государственной охране - 2000 г." под регистрационным N 387.
Суд первой инстанции, с учетом вышеприведенной нормы права, исходил из того, что данный земельный участок относится к землям историко-культурного назначения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Пунктами 2 и 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В силу положений пункта 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Иркутской области от 19.06.2008 N 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (далее - Закон N 27-оз) особо охраняемые природные территории регионального значения могут образовываться по предложениям (представлениям) органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, юридических и физических лиц с учетом карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, входящей в состав схемы территориального планирования области.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, если иное не установлено федеральным законодательством, в целях образования особо охраняемой природной территории регионального значения осуществляется, помимо прочего, подготовка проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней, а также перевод земель (земельных участков), которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в земли особо охраняемых территорий и объектов в случае необходимости.
Аналогичный порядок образования особо охраняемых территорий местного значения установлен статьей 10 Закона N 27-оз.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 27-оз решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения должно содержать наименование, категорию особо охраняемой природной территории регионального или местного значения, сведения о ее площади, границах, перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемой природной территории, с описанием их границ, перечень водных объектов, расположенных в пределах особо охраняемой природной территории, и другие сведения в случае необходимости.
Решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения подлежит официальному опубликованию.
Суд первой инстанции установил, что в материалы дела не представлены доказательства в подтверждение того обстоятельства, что Правительством Иркутской области или Думой города Иркутска принималось решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения соответственно, включающей в себя границы спорного земельного участка, предоставленного МУП "УКС г. Иркутска" для благоустройства, а также изменения целевого назначения данного земельного участка.
В данном случае не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий и объектов.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 10.05.2012 следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:7989 площадью 17434 кв. м, расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара", относится к категории земель населенных пунктов.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на то, что из анализа статей 94 и 99 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий, однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не относят такие земельные участки к объектам, изъятым из оборота, и не содержат запрета на их аренду, в том числе с целью благоустройства.
Пунктами 1 - 4 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии подпунктом "в" пункта 10 указанного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующего требования: ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" утверждены охранные зоны объектов культурного наследия и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных охранных зон.
Между тем в данном постановлении не указано на нахождение спорного земельного участка в границах какой-либо из установленных в вышеуказанном порядке зон охраны объектов культурного наследия, определяющих режим использования земельных участков в границах данных зон.
Заявителем апелляционной жалобы, а также третьим лицом возражений по данному выводу суда первой инстанции не приведено, доказательств в подтверждение обратного не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно учел также и то, что статья 35 Федерального закона N 73-ФЗ не запрещает осуществлять на территории памятника хозяйственную деятельность, не нарушающую целостности памятника или ансамбля и не создающую угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.
При таком правовом регулировании вывод суда первой инстанции о том, что законодательство не содержит запрета на осуществление деятельности по благоустройству земельного участка, в границы которого входит территория объекта культурного наследия, учитывая, что в установленном законом порядке границы зоны охраны данного объекта культурного наследия не утверждены, соответствующее постановление не принималось, является обоснованным. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" судом отклоняется как несостоятельная.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие размер и границы земельного участка, необходимого для эксплуатации и использования "Ледокола "Ангара" и прилегающего к нему пирса.
Установив отсутствие ограничения прав на испрашиваемый земельный участок, Комитетом по градостроительной политике было издано распоряжение заместителя мэра -председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 13.04.2012 N 944-02-000174/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска в мкр. Солнечный у ледокола "Ангара".
Информация о предоставлении испрашиваемого земельного участка для благоустройства МУП "УКС г. Иркутска" в аренду сроком на 15 лет была опубликована в газете "Иркутск официальный" N 22 (407) от 05.06.2012.
Постановление о предоставлении указанного земельного участка МУП "УКС г. Иркутска" было издано 15.06.2012, то есть с соблюдением установленного недельного срока с момента публикации сообщения о предоставлении.
Администрацией при издании оспариваемого постановления также были учтены письма Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области, Управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска, Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, на основании которых в пунктах 2.2., 2.3, 2.4 установлены соответствующие запреты для арендатора.
Судом из пояснений Администрации г. Иркутска установлено, что от Министерства имущественных отношений Иркутской области не поступало заявлений о предоставлении спорного земельного участка ни до публикации сообщения, ни после публикации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Министерство не обосновало, каким образом предоставление в аренду для благоустройства спорного земельного участка МУП "УКС г. Иркутска" может препятствовать Иркутской области в границах территории объекта культурного наследия, собственником которого является область.
Доказательства осуществления какой-либо деятельности МУП "УКС г. Иркутска", которая приводит или может привести к причинению ущерба объекту культурного наследия "Ледокол "Ангара", в материалы дела не представлены.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности Администрации соответствия оспариваемого постановления требованиям закона и иных нормативных правовых актов и наличия обстоятельств для его принятия. Нарушений требований статьи 5 Закона N 73-ФЗ, статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Положения об охранных зонах при издании Администрацией г. Иркутска оспариваемого постановления нет допущено.
При этом Министерством не подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемым постановлением в предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись достаточные правовые основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2013 года по делу N А19-5822/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)