Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2014 N Ф09-3669/14 ПО ДЕЛУ N А60-29190/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. N Ф09-3669/14

Дело N А60-29190/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Рябовой С.Э., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2013 по делу N А60-29190/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество "Линде Уралтехгаз" (ОГРН 1026602949647, ИНН 6659010266; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" лице филиала по Свердловской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе в учете изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:39.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 02.12.2013 (судья Смагин К.Н.) заявленные требования удовлетворены в части требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 (судьи Гладких Е.О., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы считает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости). Заявитель жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством в государственном кадастре недвижимости может содержаться только один размер кадастровой стоимости, внесенный по результатам новой государственной кадастровой оценки, утвержденной на более позднюю дату. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области также указывает, что исполнение судебного акта по внесению размера кадастровой стоимости на 01.01.2010 повлекло присвоение статуса "архивный" для размера кадастровой стоимости, утвержденного по состоянию на 15.11.2012. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на дату предыдущей государственной кадастровой оценки и при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной на более позднюю дату, не может повлечь восстановление нарушенных прав истца.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2013 по делу N А60-3208/2013 кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка по состоянию на 01.01.2010 установлена равной его рыночной стоимости в размере 5 370 000 руб.
Общество 29.05.2013 обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области с заявлением N 66-0-1-21/3003/2013-172 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:39.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 24.06.2013 N 66/13-104291 обществу отказано в учете изменения в связи с тем, что 29.03.2013 в государственный кадастр недвижимости были внесены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории г. Екатеринбурга, в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32.
Общество, полагая, что данное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 названного закона).
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу решением суда от 23.04.2013 по делу N А60-3208/2013 кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2010 и утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, равном 5 370 000 руб.
Судами также установлено, что приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены результаты кадастровой стоимости земель по состоянию на 15.11.2012.
Установив, что согласно п. 1-1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области" признается утратившей силу с 01.01.2014, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на момент вынесения судом решения по делу N А60-3208/2013 и на момент обращения заявителя в кадастровую палату с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости участка, установленная по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость являлась действующей.
Таким образом, вывод судов о том, что неисполнение кадастровой палатой решения суда противоречит ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества, является правильным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования. При этом, учитывая, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области наделено полномочиями самостоятельно принимать решения и осуществлять определенные действия от имени ФГБУ "ФКП Росреестра", суды обоснованно отказали в удовлетворении требований в части требований к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2013 по делу N А60-29190/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
С.Э.РЯБОВА
М.В.ТОРОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)