Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В ответ на заявление о предоставлении земельного участка указано на необходимость предоставления ситуационного плана, содержащего предполагаемые размеры и местоположение участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - общество "Содействие") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А76-19528/2014 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Содействие" - Чинев К.В. (директор, решение единственного участника общества "Содействие" от 28.10.2014 N 4);
- администрации города Челябинска (далее - администрация) - Артемов Е.Г. (доверенность от 12.03.2015 N 01-351).
Общество "Содействие" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации, в котором просило:
- - признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка для строительства павильона по адресу: г. Челябинск, Металлургический р-н, пересечение улиц Жукова и Электростальская, изложенный в письме от 06.05.2014 024-5/865,;
- - обязать администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Содействие" и в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для строительства указанного временного павильона (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Главное управление архитектуры и градостроительства), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет), Управление по торговле и услугам администрации города Челябинска (далее - Управление по торговле и услугам).
Решением суда от 28.10.2014 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Карпачева М.И., Румянцев А.А., Богдановская Г.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении требований общества "Содействие" отказано.
В кассационной жалобе общество "Содействие" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что он не обращался с заявлением в уполномоченный орган о включении нестационарного торгового объекта в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска", утвержденной постановлением администрации от 15.10.2013 N 239-п (далее - Схема размещения), следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости приложения к заявлению общества "Содействие" ситуационного плана (М 1:500), не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Заявитель также не согласен с выводом суда о том, что условием предоставления земельного участка, является включение торгового объекта в Схему размещения. Как полагает общество "Содействие", Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и экспликации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 (далее - Порядок оформления документов), не содержит требования о включении испрашиваемого земельного участка в Схему размещения, а регулирует только включение в нее торговых объектов (понятие которых дано в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности).
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Содействие" 24.04.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства павильона ориентировочной площадью 10 кв. м, по адресу: г. Челябинск, Металлургический р-н, пересечение улиц Жукова и Электростальская, приложив к заявлению, в том числе анкету застройщика, характеристику объекта, предполагаемого к строительству, схему расположения земельного участка.
В ответ на данное обращение Управлением по торговле и услугам был дан ответ в письме от 06.05.2014 N 024-5/865. В данном письме указано на то, что в соответствии в п. 18 решения Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 "Об утверждении Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее - Порядок оформления документов) для возможности всестороннего и полного рассмотрения вопроса к заявлению о включении нестационарного торгового объекта в Схему расположения должен быть приложен ситуационный план (1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. Кроме того, Управление по торговле и услугам указало, что заявление общества "Содействие" может быть рассмотрено на заседании Комиссии по вопросам предоставления земельных участков для размещения временных нестационарных объектов после предоставления названного документа.
Общество "Содействие", полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемый отказ противоречит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд указал на то, что правила, установленные Порядком оформления документов не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку заявитель не обращался с заявлением о включении нестационарного объекта в Схему размещения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе.
При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Судом апелляционной инстанции установлено, что отношения по предоставлению в аренду земельных участков, для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска на момент обращения заявителя урегулированы Порядком оформления документов.
В соответствии с п. 2 которого Порядок оформления документов определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и их структурных подразделений при предоставлении земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, выдаче акта соответствия временного нестационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка, а также ответственность владельцев временных нестационарных объектов при их размещении и эксплуатации.
Согласно п. 5 Порядка оформления документов размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности исключительно в соответствии со Схемой размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 17 Порядка оформления документов установлено, что Схема размещения разрабатывается и утверждается администрацией на основании заявлений физических и юридических лиц, структурных подразделений и органов управления администрации, органов государственной власти Челябинской области по итогам рассмотрения этих заявлений на заседании комиссии при администрации (далее - Комиссия), состав и Положение о которой определяется правовыми актами администрации или должностного лица администрации, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации.
В соответствии с п. 18 Порядка оформления документов заявление о включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения, внесении изменений, уточнений и дополнений в нее подается на имя Главы администрации с приложением ситуационного плана (М 1:500), содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, и регистрируется в установленном порядке.
Сведения о включенных в утвержденную Схему размещения нестационарных торговых объектах направляются в течение 5 дней с даты ее утверждения в Главное управление архитектуры и градостроительства для подготовки в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в Комитет для организации торгов на приобретение права аренды этих земельных участков (п. 20 Порядка оформления документов).
Предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта, за исключением открытых площадок для складирования строительных материалов, осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды земельного участка на срок четыре года одиннадцать месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в течение 5 дней со дня подписания протокола о результатах торгов (п. 21 Порядка оформления документов).
Пунктом 23 Порядка оформления документов установлено, что в состав документации о торгах, в том числе входит схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленная Главным управлением архитектуры и градостроительства и утвержденная администрацией или должностным лицом администрации, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации, в месячный срок после получения уведомления о включении нового объекта в Схему размещения. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории направляется Главным управлением архитектуры и градостроительства в Комитет в течение трех рабочих дней со дня ее утверждения.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется исключительно на торгах по приобретению права аренды земельного участка, а уведомление уполномоченного органа о включении объекта в Схему размещения предшествует процедуре оформления и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6 ст. 2 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поскольку из указанного следует, что размещение нестационарных торговых объектов вне Схемы размещения или в обход ее не допускается, при этом общество "Содействие", обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство временного нестационарного объекта, заявление о включении объекта в Схему размещения не подавало, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие такого заявления не предоставляет заявителю право на получение земельного участка в обход процедуры, регламентированной решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отмечает, что среди приложенных к заявлению от 24.04.2014 документов отсутствовал ситуационный план (М 1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, что исключало возможность уполномоченному органу рассмотреть указанное заявление общества "Содействие" по существу для решения вопроса о включении или невключении нестационарного торгового объекта в Схему размещения.
Таким образом, правильно применив вышеназванные правовые нормы, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о законности обжалуемого заявителем отказа.
Доводы общества "Содействие" о неправильном применении ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А76-19528/2014 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.Э.РЯБОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2015 N Ф09-1139/15 ПО ДЕЛУ N А76-19528/2014
Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления, об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка для строительства временного павильона.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В ответ на заявление о предоставлении земельного участка указано на необходимость предоставления ситуационного плана, содержащего предполагаемые размеры и местоположение участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. N Ф09-1139/15
Дело N А76-19528/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - общество "Содействие") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А76-19528/2014 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Содействие" - Чинев К.В. (директор, решение единственного участника общества "Содействие" от 28.10.2014 N 4);
- администрации города Челябинска (далее - администрация) - Артемов Е.Г. (доверенность от 12.03.2015 N 01-351).
Общество "Содействие" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации, в котором просило:
- - признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка для строительства павильона по адресу: г. Челябинск, Металлургический р-н, пересечение улиц Жукова и Электростальская, изложенный в письме от 06.05.2014 024-5/865,;
- - обязать администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Содействие" и в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для строительства указанного временного павильона (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Главное управление архитектуры и градостроительства), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет), Управление по торговле и услугам администрации города Челябинска (далее - Управление по торговле и услугам).
Решением суда от 28.10.2014 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Карпачева М.И., Румянцев А.А., Богдановская Г.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении требований общества "Содействие" отказано.
В кассационной жалобе общество "Содействие" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что он не обращался с заявлением в уполномоченный орган о включении нестационарного торгового объекта в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска", утвержденной постановлением администрации от 15.10.2013 N 239-п (далее - Схема размещения), следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости приложения к заявлению общества "Содействие" ситуационного плана (М 1:500), не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Заявитель также не согласен с выводом суда о том, что условием предоставления земельного участка, является включение торгового объекта в Схему размещения. Как полагает общество "Содействие", Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и экспликации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 (далее - Порядок оформления документов), не содержит требования о включении испрашиваемого земельного участка в Схему размещения, а регулирует только включение в нее торговых объектов (понятие которых дано в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности).
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Содействие" 24.04.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства павильона ориентировочной площадью 10 кв. м, по адресу: г. Челябинск, Металлургический р-н, пересечение улиц Жукова и Электростальская, приложив к заявлению, в том числе анкету застройщика, характеристику объекта, предполагаемого к строительству, схему расположения земельного участка.
В ответ на данное обращение Управлением по торговле и услугам был дан ответ в письме от 06.05.2014 N 024-5/865. В данном письме указано на то, что в соответствии в п. 18 решения Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 "Об утверждении Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее - Порядок оформления документов) для возможности всестороннего и полного рассмотрения вопроса к заявлению о включении нестационарного торгового объекта в Схему расположения должен быть приложен ситуационный план (1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. Кроме того, Управление по торговле и услугам указало, что заявление общества "Содействие" может быть рассмотрено на заседании Комиссии по вопросам предоставления земельных участков для размещения временных нестационарных объектов после предоставления названного документа.
Общество "Содействие", полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемый отказ противоречит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд указал на то, что правила, установленные Порядком оформления документов не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку заявитель не обращался с заявлением о включении нестационарного объекта в Схему размещения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе.
При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Судом апелляционной инстанции установлено, что отношения по предоставлению в аренду земельных участков, для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска на момент обращения заявителя урегулированы Порядком оформления документов.
В соответствии с п. 2 которого Порядок оформления документов определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и их структурных подразделений при предоставлении земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, выдаче акта соответствия временного нестационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка, а также ответственность владельцев временных нестационарных объектов при их размещении и эксплуатации.
Согласно п. 5 Порядка оформления документов размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности исключительно в соответствии со Схемой размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 17 Порядка оформления документов установлено, что Схема размещения разрабатывается и утверждается администрацией на основании заявлений физических и юридических лиц, структурных подразделений и органов управления администрации, органов государственной власти Челябинской области по итогам рассмотрения этих заявлений на заседании комиссии при администрации (далее - Комиссия), состав и Положение о которой определяется правовыми актами администрации или должностного лица администрации, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации.
В соответствии с п. 18 Порядка оформления документов заявление о включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения, внесении изменений, уточнений и дополнений в нее подается на имя Главы администрации с приложением ситуационного плана (М 1:500), содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, и регистрируется в установленном порядке.
Сведения о включенных в утвержденную Схему размещения нестационарных торговых объектах направляются в течение 5 дней с даты ее утверждения в Главное управление архитектуры и градостроительства для подготовки в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в Комитет для организации торгов на приобретение права аренды этих земельных участков (п. 20 Порядка оформления документов).
Предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта, за исключением открытых площадок для складирования строительных материалов, осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды земельного участка на срок четыре года одиннадцать месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в течение 5 дней со дня подписания протокола о результатах торгов (п. 21 Порядка оформления документов).
Пунктом 23 Порядка оформления документов установлено, что в состав документации о торгах, в том числе входит схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленная Главным управлением архитектуры и градостроительства и утвержденная администрацией или должностным лицом администрации, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации, в месячный срок после получения уведомления о включении нового объекта в Схему размещения. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории направляется Главным управлением архитектуры и градостроительства в Комитет в течение трех рабочих дней со дня ее утверждения.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется исключительно на торгах по приобретению права аренды земельного участка, а уведомление уполномоченного органа о включении объекта в Схему размещения предшествует процедуре оформления и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6 ст. 2 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поскольку из указанного следует, что размещение нестационарных торговых объектов вне Схемы размещения или в обход ее не допускается, при этом общество "Содействие", обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство временного нестационарного объекта, заявление о включении объекта в Схему размещения не подавало, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие такого заявления не предоставляет заявителю право на получение земельного участка в обход процедуры, регламентированной решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отмечает, что среди приложенных к заявлению от 24.04.2014 документов отсутствовал ситуационный план (М 1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, что исключало возможность уполномоченному органу рассмотреть указанное заявление общества "Содействие" по существу для решения вопроса о включении или невключении нестационарного торгового объекта в Схему размещения.
Таким образом, правильно применив вышеназванные правовые нормы, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о законности обжалуемого заявителем отказа.
Доводы общества "Содействие" о неправильном применении ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А76-19528/2014 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.Э.РЯБОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)