Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Самсонкиной О.Ю. по доверенности от 15.04.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22 января 2014 года по делу N А32-17877/2013 (судья Гречко О.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Русская усадьба"
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русская усадьба" (далее - истец, общество, ООО "Русская усадьба") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ответчик, кадастровая палата):
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 482 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 (зона 3-28), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Жигулевская, 17 (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения административного здания), равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, в размере 2 477 480 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 5 140 руб. за 1 кв. м;
- - об обязании кадастровой палаты внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Русская усадьба" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 площадью 482 кв. м. Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 утверждена в размере 8 580 269 руб. 98 коп.
В силу положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает рыночную стоимость последнего, а размер арендной платы за пользование данным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, общество полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация Краснодарского края, администрация муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2014 года по делу N А32-17877/2013 исковые требования удовлетворены.
Суд указал, что положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (вне зависимости от ее редакции) предусматривают возможность определения кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, установленном нормативными актами, но и исходя из его рыночной стоимости. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, при несогласии титульного владельца земельного участка с его кадастровой стоимостью, надлежащим способом судебной защиты является исковое требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в виде установления с момента вступления в законную силу судебного акта новой кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. При определении рыночной стоимости спорного земельного участка суд принял за основу представленный истцом отчет N 0549-13/7-3. Соответствие данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждено заключением эксперта ООО "Российской общество оценщиков" Билера Т.С., составленным по результатам проведенной по делу судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- - истцом не представлены доказательства нарушения его прав установленной кадастровой стоимостью;
- - самостоятельное оспаривание достоверности проведенной оценки возможно только до принятия органом государственной власти акта об ее утверждении. После принятия указанного акта оспаривание оценки недопустимо;
- - истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Спор об определении кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением по инициативе правообладателя вида разрешенного использования земельного участка подлежит рассмотрению в административном порядке, а в случае не согласия заявителя - в судебном в порядке обжалования решения уполномоченного органа. Истец не представил доказательства обращения в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с соответствующим заявлением;
- - уменьшение размера кадастровой стоимости земельного участка существенным образом отразится на размере земельного налога, поступающего в местный бюджет;
- - разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью спорного земельного участка является значительной, что вызывает сомнения в объективности проведенной оценки земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения.
В дополнениях к отзыву общество указало, что в связи с принятием главой администрации (губернатором) Краснодарского края постановления от 27.01.2011 N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края", размер арендной платы по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 стал определяться путем умножения его кадастровой стоимости на ставку арендной платы.
Кроме этого, общество указало, что на названном земельном участке расположено нежилое здание, принадлежащее ООО "Русская усадьба" на праве собственности. Поскольку выкупная цена земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости, значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью существенным образом нарушает права истца, имеющего намерение приобрести данный участок в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Ответчик и третьи лица представителей в судебное заседание не направили, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц с объявлением перерыва в судебном заседании с 27.05.2014 до 03.06.2014.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Русская усадьба" является арендатором земельного участка площадью 482 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 (зона 3-28), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Жигулевская, 17 (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения административного здания), на основании договора аренды от 01.07.2010 N 4300016437.
На спорном земельном участке расположено нежилое здание лит. А, под/А,а. Указанное здание введено в эксплуатацию в установленном законом порядке (разрешение NRU23306000-2148-в от 12.02.2013). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.06.2013 серии 23-АЛ N 888030 право собственности на указанный объект зарегистрировано за ООО "Русская усадьба".
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права общества, ООО "Русская усадьба" обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Учитывая вышеизложенное, довод апелляционной жалобы о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка путем приведения ее в соответствие с рыночной стоимостью должен разрешаться органами исполнительной власти и только при несогласии с их решениями - в судебном порядке, не основан на нормах действующего законодательства и противоречит сложившейся судебной практике. Указанный заявителем жалобы порядок изменения кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании проведения массовой оценки, установлен законом в качестве альтернативного наряду с предъявлением в суд исковых заявлений об установлении кадастровой стоимости участка, равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О, составленному автономной некоммерческой организацией "Центр судебных экспертиз и оценки", рыночная стоимость земельного участка площадью 482 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 (зона 3-28), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Жигулевская, 17 (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения административного здания), по состоянию на 01.01.2011 составила 2 477 480 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 5 140 руб. за 1 кв. м (страница 57 отчета; том "Материалы дела").
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, поскольку их кадастровая стоимость определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, из которых они образуются.
Рыночная стоимость спорного земельного участка была правильно определена оценщиком на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Определением от 08 ноября 2013 года по настоящему делу Арбитражным судом Краснодарского края по ходатайству истца была назначена экспертиза на предмет проверки соответствия представленного в материалы дела отчета об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО "Российской общество оценщиков" Билера Т.С.
По итогам проведения экспертизы в суд поступило заключение эксперта (л.д. 225-229 том 1), согласно которому отчет об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки, а также своду стандартов оценки ССО РОО 2010.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего спора в суде, доказательства недостоверности указанных отчета об оценке и заключения эксперта в материалы дела не представили, на нарушения оценщиком и экспертом при составлении отчета и заключения положений законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки не указали, тем самым приняв на себя соответствующие процессуальные риски (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно принял отчет об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О в качестве допустимого доказательства по настоящему делу.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 над его рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость данного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью.
Довод апелляционной жалобы о том, что права и законные интересы истца не затронуты установленной кадастровой стоимостью спорных земельных участков, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела видно, что на спорном земельном участке расположено нежилое здание лит. А, под/А,а. Указанное здание введено в эксплуатацию в установленном законом порядке (разрешение NRU23306000-2148-в от 12.02.2013). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.06.2013 серии 23-АЛ N 888030 право собственности на указанный объект зарегистрировано за ООО "Русская усадьба".
Согласно пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае расположения здания, строения, сооружения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, собственник такого объекта недвижимости имеет право на выкуп земельного участка по правилам, установленным пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для расчета выкупной цены земельного участка, целей налогообложения и определения арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте.
ООО "Русская усадьба" указало, что, поскольку выкупная стоимость спорных земельных участков рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, значительное превышение утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 кадастровой стоимости данного участка над его рыночной стоимостью нарушает права истца как лица, предпринимающего меры по реализации своего права на приобретение данных участков в собственность при уплате их выкупной стоимости.
Суд апелляционной инстанции признает доводы истца обоснованными и соответствующими нормами действующего законодательства.
Поскольку истец является собственником расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества необоснованно завышенная кадастровая стоимость данного участка нарушает права ООО "Русская усадьба" как потенциального приобретателя участка.
Возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только правообладателями, но и любыми иными заинтересованными лицами разъясняется Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости (Разъяснения Минэкономразвития РФ от 27.05.2011).
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает доказанной заинтересованность общества в положительном разрешении иска по настоящему делу.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ООО "Русская усадьба".
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы администрации о том, что обжалуемый судебный акт нарушает права администрации и населения г. Краснодара, так как приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью вызовет уменьшение бюджетных поступлений.
В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2014 года по делу N А32-17877/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА
Судьи
В.В.ГАЛОВ
О.Г.ЛОМИДЗЕ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2014 N 15АП-3878/2014 ПО ДЕЛУ N А32-17877/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. N 15АП-3878/2014
Дело N А32-17877/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Самсонкиной О.Ю. по доверенности от 15.04.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22 января 2014 года по делу N А32-17877/2013 (судья Гречко О.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Русская усадьба"
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русская усадьба" (далее - истец, общество, ООО "Русская усадьба") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ответчик, кадастровая палата):
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 482 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 (зона 3-28), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Жигулевская, 17 (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения административного здания), равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, в размере 2 477 480 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 5 140 руб. за 1 кв. м;
- - об обязании кадастровой палаты внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Русская усадьба" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 площадью 482 кв. м. Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 утверждена в размере 8 580 269 руб. 98 коп.
В силу положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает рыночную стоимость последнего, а размер арендной платы за пользование данным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, общество полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация Краснодарского края, администрация муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2014 года по делу N А32-17877/2013 исковые требования удовлетворены.
Суд указал, что положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (вне зависимости от ее редакции) предусматривают возможность определения кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, установленном нормативными актами, но и исходя из его рыночной стоимости. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, при несогласии титульного владельца земельного участка с его кадастровой стоимостью, надлежащим способом судебной защиты является исковое требование о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в виде установления с момента вступления в законную силу судебного акта новой кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. При определении рыночной стоимости спорного земельного участка суд принял за основу представленный истцом отчет N 0549-13/7-3. Соответствие данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждено заключением эксперта ООО "Российской общество оценщиков" Билера Т.С., составленным по результатам проведенной по делу судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- - истцом не представлены доказательства нарушения его прав установленной кадастровой стоимостью;
- - самостоятельное оспаривание достоверности проведенной оценки возможно только до принятия органом государственной власти акта об ее утверждении. После принятия указанного акта оспаривание оценки недопустимо;
- - истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Спор об определении кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением по инициативе правообладателя вида разрешенного использования земельного участка подлежит рассмотрению в административном порядке, а в случае не согласия заявителя - в судебном в порядке обжалования решения уполномоченного органа. Истец не представил доказательства обращения в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с соответствующим заявлением;
- - уменьшение размера кадастровой стоимости земельного участка существенным образом отразится на размере земельного налога, поступающего в местный бюджет;
- - разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью спорного земельного участка является значительной, что вызывает сомнения в объективности проведенной оценки земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения.
В дополнениях к отзыву общество указало, что в связи с принятием главой администрации (губернатором) Краснодарского края постановления от 27.01.2011 N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края", размер арендной платы по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 стал определяться путем умножения его кадастровой стоимости на ставку арендной платы.
Кроме этого, общество указало, что на названном земельном участке расположено нежилое здание, принадлежащее ООО "Русская усадьба" на праве собственности. Поскольку выкупная цена земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости, значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью существенным образом нарушает права истца, имеющего намерение приобрести данный участок в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Ответчик и третьи лица представителей в судебное заседание не направили, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц с объявлением перерыва в судебном заседании с 27.05.2014 до 03.06.2014.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Русская усадьба" является арендатором земельного участка площадью 482 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 (зона 3-28), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Жигулевская, 17 (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения административного здания), на основании договора аренды от 01.07.2010 N 4300016437.
На спорном земельном участке расположено нежилое здание лит. А, под/А,а. Указанное здание введено в эксплуатацию в установленном законом порядке (разрешение NRU23306000-2148-в от 12.02.2013). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.06.2013 серии 23-АЛ N 888030 право собственности на указанный объект зарегистрировано за ООО "Русская усадьба".
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права общества, ООО "Русская усадьба" обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Учитывая вышеизложенное, довод апелляционной жалобы о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка путем приведения ее в соответствие с рыночной стоимостью должен разрешаться органами исполнительной власти и только при несогласии с их решениями - в судебном порядке, не основан на нормах действующего законодательства и противоречит сложившейся судебной практике. Указанный заявителем жалобы порядок изменения кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании проведения массовой оценки, установлен законом в качестве альтернативного наряду с предъявлением в суд исковых заявлений об установлении кадастровой стоимости участка, равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О, составленному автономной некоммерческой организацией "Центр судебных экспертиз и оценки", рыночная стоимость земельного участка площадью 482 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 (зона 3-28), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Жигулевская, 17 (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения административного здания), по состоянию на 01.01.2011 составила 2 477 480 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 5 140 руб. за 1 кв. м (страница 57 отчета; том "Материалы дела").
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, поскольку их кадастровая стоимость определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, из которых они образуются.
Рыночная стоимость спорного земельного участка была правильно определена оценщиком на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Определением от 08 ноября 2013 года по настоящему делу Арбитражным судом Краснодарского края по ходатайству истца была назначена экспертиза на предмет проверки соответствия представленного в материалы дела отчета об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО "Российской общество оценщиков" Билера Т.С.
По итогам проведения экспертизы в суд поступило заключение эксперта (л.д. 225-229 том 1), согласно которому отчет об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки, а также своду стандартов оценки ССО РОО 2010.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего спора в суде, доказательства недостоверности указанных отчета об оценке и заключения эксперта в материалы дела не представили, на нарушения оценщиком и экспертом при составлении отчета и заключения положений законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки не указали, тем самым приняв на себя соответствующие процессуальные риски (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно принял отчет об оценке от 02.04.2013 N 0549-13/7-О в качестве допустимого доказательства по настоящему делу.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1519 над его рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость данного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью.
Довод апелляционной жалобы о том, что права и законные интересы истца не затронуты установленной кадастровой стоимостью спорных земельных участков, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела видно, что на спорном земельном участке расположено нежилое здание лит. А, под/А,а. Указанное здание введено в эксплуатацию в установленном законом порядке (разрешение NRU23306000-2148-в от 12.02.2013). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.06.2013 серии 23-АЛ N 888030 право собственности на указанный объект зарегистрировано за ООО "Русская усадьба".
Согласно пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае расположения здания, строения, сооружения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, собственник такого объекта недвижимости имеет право на выкуп земельного участка по правилам, установленным пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для расчета выкупной цены земельного участка, целей налогообложения и определения арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте.
ООО "Русская усадьба" указало, что, поскольку выкупная стоимость спорных земельных участков рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, значительное превышение утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 кадастровой стоимости данного участка над его рыночной стоимостью нарушает права истца как лица, предпринимающего меры по реализации своего права на приобретение данных участков в собственность при уплате их выкупной стоимости.
Суд апелляционной инстанции признает доводы истца обоснованными и соответствующими нормами действующего законодательства.
Поскольку истец является собственником расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества необоснованно завышенная кадастровая стоимость данного участка нарушает права ООО "Русская усадьба" как потенциального приобретателя участка.
Возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только правообладателями, но и любыми иными заинтересованными лицами разъясняется Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости (Разъяснения Минэкономразвития РФ от 27.05.2011).
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает доказанной заинтересованность общества в положительном разрешении иска по настоящему делу.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ООО "Русская усадьба".
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы администрации о том, что обжалуемый судебный акт нарушает права администрации и населения г. Краснодара, так как приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью вызовет уменьшение бюджетных поступлений.
В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2014 года по делу N А32-17877/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА
Судьи
В.В.ГАЛОВ
О.Г.ЛОМИДЗЕ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)