Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "27" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Бруса Александра Ивановича), от третьего лица (Брус Галины Ивановны): Баснина С.Л., представителя по доверенности от 17.02.2014,
от третьего лица (департамента градостроительства администрации г. Красноярска): Шикунова С.А., представителя по доверенности от 26.02.2014 N 05/1396-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" декабря 2013 года по делу N А33-8831/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
индивидуальный предприниматель Брус Александр Иванович (далее - предприниматель, заявитель, ОГРНИП 304246432100152) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Красноярска (далее - администрация, ответчик) о признании недействительным распоряжения от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление архитектуры администрации г. Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска, МКУ "Управление капитального строительства", управление Росреестра по Красноярскому краю, Брус Галина Ивановна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2013 года заявление индивидуального предпринимателя Брус Александра Ивановича удовлетворено, признано недействительным распоряжение администрации города Красноярска от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный плес" в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, ссылается на то, что оспариваемое распоряжение соответствует пункту 1 статьи 49, статье 55 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации; действующее земельное законодательство предполагает возможность изъятия земельных участков для муниципальных нужд без их резервирования для муниципальных нужд; наличие утвержденного Генерального плана г. Красноярска позволяло администрации начать изъятие земельных участков для муниципальных нужд для строительства автодороги.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация города Красноярска, управление архитектуры администрации г. Красноярска, МКУ "Управление капитального строительства", управление Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.11.2010 серии 24 ЕИ N 919558 предпринимателю н основании договора купли-продажи от 01.10.2010 N 899 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700188:694, площадью 128 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская, 38, строение, 7. На данном участке расположено нежилое здание (лит. В20) общей площадью 60,10 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 14.07.2005).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03.08.2012 серия 24ЕК N 614093 предпринимателю на основании договора купли-продажи от 05.07.2012 N 1430 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700188:2726 (доля в праве 3/4), общей площадью 30 016 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская. На данном земельном участке расположено нежилое двухэтажное здание (свидетельство о государственной регистрации права серия 24ЕК N 333477).
Распоряжением г. Красноярска от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" принято решение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд в целях строительства автодороги в микрорайоне Утиный Плес земельных участков с учетом кадастровых паспортов в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 1).
Согласно перечню земельных участков, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, являющемуся приложением к распоряжению от 29.04.2013 N 1083-арх, изъятию для муниципальных нужд подлежат земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726; 24:50:0700188:694.
Считая распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх незаконным и нарушающим права и законные интересы в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726; 24:50:0700188:694, и расположенных на них объектов недвижимого имущества, индивидуальный предприниматель Брус А.И. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании Устава города Красноярска, Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации города от 17.08.2010 N 114-р, распоряжения администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска" суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" издано администрацией в пределах предоставленных ей полномочий.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках, на дату его принятия не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 58 Устава города Красноярска определено, что правовые акты администрации города должны содержать указания на правовые основания содержащихся в них предписаний и не могут противоречить решениям городского Совета.
Оспариваемое распоряжение издано, в том числе на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес", в соответствии с которым принято решение о резервировании для муниципальных нужд на семь лет в целях строительства автодороги в мкр. Утиный Плес земель из земель населенных пунктов общей площадью 38 064 кв. м, расположенных в Свердловском районе г. Красноярска, в соответствии со схемой согласно приложению N 1 (пункт 1). Приложением N 1 к распоряжению является кадастровый план территории (выписка из государственного земельного кадастра) с указанием на нем резервируемых земель. Пунктом 2 распоряжения решено ограничить в возведении, расширении и реконструкции жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в соответствии с перечнем согласно приложению N 2. Согласно пунктам 1 и 4 перечня кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель по адресу: г. Красноярск, мкрн. Утиный Плес, являющегося приложением N 2 к распоряжению от 29.11.2012 N 2023-арх, земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 расположены в границах резервируемых земель по вышеуказанному адресу.
В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в том числе в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 1). Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункт 2). Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет (пункт 3). Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 2). Решение о резервировании земель принимается на основании, в том числе документация по планировке территории (подпункт "а" пункта 3).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.08.2013 (с учетом определения от 30.10.2013 об исправлении опечатки) по делу N А33-1630/2013, вступившим в законную силу, распоряжение администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес" в части резервирования земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 признано недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках, издано на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх, признанного недействительным в части резервирования земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694, то суд первой инстанции правомерно признал недействительным распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх в оспариваемой части как противоречащее вышеизложенным нормам права и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Доводы администрации о том, что оспариваемое распоряжение соответствует пункту 1 статьи 49, статье 55 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации; действующее земельное законодательство предполагает возможность изъятия земельных участков для муниципальных нужд без их резервирования для муниципальных нужд, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как несоответствующие вышеизложенным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Довод администрации о том, что наличие утвержденного Генерального плана г. Красноярска позволяло администрации начать изъятие земельных участков для муниципальных нужд для строительства автодороги, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку арбитражным судом в рамках дела N А33-1630/2013 данным обстоятельствам дана оценка. Суд указал, что Генеральный план города Красноярска утвержден решением Красноярского городского Совета депутатов N В-23 от 30.03.2011 (с последующими изменениями). В состав Генерального плана города Красноярска входит в числе прочих документов Схема магистралей и транспорта. Расчетный срок. Схема магистралей и транспорта. Перспектива и пояснительная записка (пункты 12, 13, 14 таблицы пункта 1 решения). При этом согласно генерального плана расчетный срок - 2010 год, перспектива - 2020 год. Исходя из представленных в материалы дела схем и пояснительной записки не представляется возможным установить как конкретное местоположение автодороги местного значения в мкр. Утиный Плес, так и границы ее прохождения, соотношение с участками заявителя. Кроме того, с момента утверждения указанных схем на территории соответствующего микрорайона в 2001 году произошли значительные изменения как в отношении объектов застройки, так и в отношении состава сформированных земельных участков. В пояснительной записке к Генеральному плану города Красноярска не имеется какой-либо информации о предполагаемом строительстве указанной автодороги. Схема магистралей и транспорта. Перспектива содержит общие сведения об улицах и дорогах местного значения, без конкретизации земельных участков, на которых планируется проведение строительства, мест их нахождения. Между тем, в распоряжении от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес" в пунктах 1, 4, 5 приложения N 2 указаны конкретные земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, подлежащие резервированию, а в последующем изъятию и выкупу, идентифицированные по кадастровому номеру. Оспариваемое распоряжение администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес" в соответствующей части устанавливает для заявителя ограничение возможности использовать принадлежащие ему земельные участки в отношении деятельности по возведению, расширению и реконструкции жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Основания для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Следовательно, доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не влияют на вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения.
Учитывая, что Администрацией в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю подано заявление о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права (ограничения (обременения) права) от 06.12.2013 NN 24-24-01/294/2013-889 и 24-24-01/294/2013-885 в отношении спорных земельных участков, то суд первой инстанции обоснованно указал, что основания для возложения на администрацию обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" декабря 2013 года по делу N А33-8831/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А33-8831/2013
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А33-8831/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "27" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Бруса Александра Ивановича), от третьего лица (Брус Галины Ивановны): Баснина С.Л., представителя по доверенности от 17.02.2014,
от третьего лица (департамента градостроительства администрации г. Красноярска): Шикунова С.А., представителя по доверенности от 26.02.2014 N 05/1396-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" декабря 2013 года по делу N А33-8831/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
индивидуальный предприниматель Брус Александр Иванович (далее - предприниматель, заявитель, ОГРНИП 304246432100152) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Красноярска (далее - администрация, ответчик) о признании недействительным распоряжения от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление архитектуры администрации г. Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска, МКУ "Управление капитального строительства", управление Росреестра по Красноярскому краю, Брус Галина Ивановна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2013 года заявление индивидуального предпринимателя Брус Александра Ивановича удовлетворено, признано недействительным распоряжение администрации города Красноярска от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный плес" в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, ссылается на то, что оспариваемое распоряжение соответствует пункту 1 статьи 49, статье 55 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации; действующее земельное законодательство предполагает возможность изъятия земельных участков для муниципальных нужд без их резервирования для муниципальных нужд; наличие утвержденного Генерального плана г. Красноярска позволяло администрации начать изъятие земельных участков для муниципальных нужд для строительства автодороги.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация города Красноярска, управление архитектуры администрации г. Красноярска, МКУ "Управление капитального строительства", управление Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.11.2010 серии 24 ЕИ N 919558 предпринимателю н основании договора купли-продажи от 01.10.2010 N 899 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700188:694, площадью 128 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская, 38, строение, 7. На данном участке расположено нежилое здание (лит. В20) общей площадью 60,10 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 14.07.2005).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03.08.2012 серия 24ЕК N 614093 предпринимателю на основании договора купли-продажи от 05.07.2012 N 1430 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700188:2726 (доля в праве 3/4), общей площадью 30 016 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская. На данном земельном участке расположено нежилое двухэтажное здание (свидетельство о государственной регистрации права серия 24ЕК N 333477).
Распоряжением г. Красноярска от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" принято решение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд в целях строительства автодороги в микрорайоне Утиный Плес земельных участков с учетом кадастровых паспортов в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 1).
Согласно перечню земельных участков, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, являющемуся приложением к распоряжению от 29.04.2013 N 1083-арх, изъятию для муниципальных нужд подлежат земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726; 24:50:0700188:694.
Считая распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх незаконным и нарушающим права и законные интересы в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726; 24:50:0700188:694, и расположенных на них объектов недвижимого имущества, индивидуальный предприниматель Брус А.И. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании Устава города Красноярска, Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации города от 17.08.2010 N 114-р, распоряжения администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска" суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" издано администрацией в пределах предоставленных ей полномочий.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх "Об изъятии земельных участков в микрорайоне Утиный Плес" в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках, на дату его принятия не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 58 Устава города Красноярска определено, что правовые акты администрации города должны содержать указания на правовые основания содержащихся в них предписаний и не могут противоречить решениям городского Совета.
Оспариваемое распоряжение издано, в том числе на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес", в соответствии с которым принято решение о резервировании для муниципальных нужд на семь лет в целях строительства автодороги в мкр. Утиный Плес земель из земель населенных пунктов общей площадью 38 064 кв. м, расположенных в Свердловском районе г. Красноярска, в соответствии со схемой согласно приложению N 1 (пункт 1). Приложением N 1 к распоряжению является кадастровый план территории (выписка из государственного земельного кадастра) с указанием на нем резервируемых земель. Пунктом 2 распоряжения решено ограничить в возведении, расширении и реконструкции жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в соответствии с перечнем согласно приложению N 2. Согласно пунктам 1 и 4 перечня кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель по адресу: г. Красноярск, мкрн. Утиный Плес, являющегося приложением N 2 к распоряжению от 29.11.2012 N 2023-арх, земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 расположены в границах резервируемых земель по вышеуказанному адресу.
В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в том числе в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 1). Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункт 2). Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет (пункт 3). Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 2). Решение о резервировании земель принимается на основании, в том числе документация по планировке территории (подпункт "а" пункта 3).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.08.2013 (с учетом определения от 30.10.2013 об исправлении опечатки) по делу N А33-1630/2013, вступившим в законную силу, распоряжение администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес" в части резервирования земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 признано недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх в части изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694 и объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках, издано на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх, признанного недействительным в части резервирования земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0700188:2726, 24:50:0700188:694, то суд первой инстанции правомерно признал недействительным распоряжение от 29.04.2013 N 1083-арх в оспариваемой части как противоречащее вышеизложенным нормам права и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Доводы администрации о том, что оспариваемое распоряжение соответствует пункту 1 статьи 49, статье 55 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации; действующее земельное законодательство предполагает возможность изъятия земельных участков для муниципальных нужд без их резервирования для муниципальных нужд, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как несоответствующие вышеизложенным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Довод администрации о том, что наличие утвержденного Генерального плана г. Красноярска позволяло администрации начать изъятие земельных участков для муниципальных нужд для строительства автодороги, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку арбитражным судом в рамках дела N А33-1630/2013 данным обстоятельствам дана оценка. Суд указал, что Генеральный план города Красноярска утвержден решением Красноярского городского Совета депутатов N В-23 от 30.03.2011 (с последующими изменениями). В состав Генерального плана города Красноярска входит в числе прочих документов Схема магистралей и транспорта. Расчетный срок. Схема магистралей и транспорта. Перспектива и пояснительная записка (пункты 12, 13, 14 таблицы пункта 1 решения). При этом согласно генерального плана расчетный срок - 2010 год, перспектива - 2020 год. Исходя из представленных в материалы дела схем и пояснительной записки не представляется возможным установить как конкретное местоположение автодороги местного значения в мкр. Утиный Плес, так и границы ее прохождения, соотношение с участками заявителя. Кроме того, с момента утверждения указанных схем на территории соответствующего микрорайона в 2001 году произошли значительные изменения как в отношении объектов застройки, так и в отношении состава сформированных земельных участков. В пояснительной записке к Генеральному плану города Красноярска не имеется какой-либо информации о предполагаемом строительстве указанной автодороги. Схема магистралей и транспорта. Перспектива содержит общие сведения об улицах и дорогах местного значения, без конкретизации земельных участков, на которых планируется проведение строительства, мест их нахождения. Между тем, в распоряжении от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес" в пунктах 1, 4, 5 приложения N 2 указаны конкретные земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, подлежащие резервированию, а в последующем изъятию и выкупу, идентифицированные по кадастровому номеру. Оспариваемое распоряжение администрации г. Красноярска от 29.11.2012 N 2023-арх "О резервировании земель в микрорайоне Утиный Плес" в соответствующей части устанавливает для заявителя ограничение возможности использовать принадлежащие ему земельные участки в отношении деятельности по возведению, расширению и реконструкции жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Основания для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Следовательно, доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не влияют на вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения.
Учитывая, что Администрацией в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю подано заявление о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права (ограничения (обременения) права) от 06.12.2013 NN 24-24-01/294/2013-889 и 24-24-01/294/2013-885 в отношении спорных земельных участков, то суд первой инстанции обоснованно указал, что основания для возложения на администрацию обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" декабря 2013 года по делу N А33-8831/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)