Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2014 ПО ДЕЛУ N А27-19388/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. по делу N А27-19388/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (заинтересованного лица) на решение от 25.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Петракова С.Е.) и постановление от 24.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-19388/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дилекс" (650000, г. Кемерово, ул. Орджоникидзе, 3, ОГРН 1074205025300, ИНН 4205145163) к комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр-кт Советский, 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) об оспаривании бездействия государственного органа.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Кемерово (650000, г. Кемерово, пр-кт Советский, 54, ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869).
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дилекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, в границах от д. Красная до р. Люскус, вдоль правого берега р. Томь, участок N 7, площадью 12 315 м 2, для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения; об обязании комитета принять в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе указанного земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что комитетом на протяжении длительного времени не принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе испрашиваемого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Кемерово (далее - администрация).
Решением от 25.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комитет просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. Ссылается на то, что администрация представила в комитет пакет документов с недостатками. При этом все замечания комитета администрация устраняла в дальнейшем. Последний документ был представлен администрацией в комитет только 09.04.2014. Учитывая изложенное, комитет полагает, что с его стороны отсутствует оспариваемое обществом бездействие. Комитет считает, что им приняты все необходимые меры для выявления и устранения недостатков представленных ему администрацией документов.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения жалобы ввиду несостоятельности содержащихся в ней аргументов.
Общество, комитет, администрация о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в комитет с заявлением от 20.09.2010 N 135 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Кемерово, район р. Люскус (согласно прилагаемой схеме), примерной площадью 11 944 м 2, для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения, испрашиваемое право - аренда.
Поскольку обществу было отказано в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, данный отказ комитета был оспорен в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением от 01.07.2011 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-727/2011 требования общества удовлетворены. Отказ комитета в предоставлении испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта признан незаконным. На комитет судом возложена обязанность совершить действия, направленные на осуществление процедуры выбора земельного участка.
Администрация в рамках осуществления выбора земельного участка письмом от 22.11.2011 N 06-02-04-01/3040 сообщила обществу о невозможности обеспечения выбора.
Вступившим в законную силу решением от 02.04.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20636/2011 отказ администрации также признан незаконным; администрация была обязана обеспечить выбор требуемого заявителем земельного участка.
Во исполнение названного решения администрация, обеспечив выбор испрашиваемого земельного участка, сообщила об этом комитету письмом от 27.11.2013 N 06-02-07-01/2405. Кроме того, администрация уведомила комитет, что до июля 2006 года не предоставляла участки в границах испрашиваемого земельного участка третьим лицам, затраты при формировании земельного участка отсутствуют. К указанному письму администрация приложила акт об обеспечении выбора земельного участка; схему расположения земельного участка; постановление администрации от 01.11.2013 N 3318 "Об утверждении схемы расположения земельного участка"; сведения, полученные от государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации и картографии" по Кемеровской области, об отсутствии на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества; письмо открытого акционерного общества "МРСК-Сибири" относительно вопроса о возможном порядке электроснабжения в целях освоения спорного земельного участка для застройки объектами обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения; информационное сообщение о проведении информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка под строительство (в выпуске газеты "Кемерово" от 08.11.2013), об отсутствии иных вариантов размещения означенного объекта строительства.
Поскольку комитет в течение месяца со дня поступления от администрации в его адрес пакета документов не принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта и об утверждении акта о выборе земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
При удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из их обоснованности.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки для строительства предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
По смыслу упомянутой нормы принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.12.2009 N 496 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово" (далее - Порядок N 496), в том числе по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В разделе 2 Порядка N 496 определены общие требования к порядку подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для строительства для целей, не связанных со строительством, под зданием, строением, сооружением.
В силу пунктов 2.5, 2.6 Порядка N 496 комитет проводит правовую экспертизу представленных ему документов в течение двух недель с момента их поступления в комитет. В случае, если при рассмотрении заявления будет установлено, что для устранения противоречий в представленных документах, выяснения прав третьих лиц на земельные участки, уточнения границ испрашиваемого земельного участка, его местоположения, подтверждения правомочий лица, подавшего заявление, подтверждения наличия у заявителя льгот на приобретение земельного участка, установления собственников здания, строения, сооружения, конструктивной независимости объекта недвижимости, его площади, подтверждения намерения приобрести земельный участок, определения доли в праве при сложности ее расчета необходимы дополнительные документы, комитет запрашивает их у заявителя и (или) иного органа или организации, за исключением случаев наличия запрета на требование дополнительных документов у заявителя, установленного федеральным законодательством.
В случае непредставления заявителем документов, необходимых для рассмотрения заявления, комитет в двухнедельный срок с момента поступления заявления в комитет сообщает заявителю об оставлении заявления без рассмотрения. Для возобновления процедуры предоставления земельного участка заявитель может подать повторное заявление о предоставлении земельного участка с приложением всех документов, необходимых для рассмотрения заявления по существу, либо в течение месяца с момента направления уведомления об оставлении заявления без рассмотрения обратиться в комитет с заявлением о приобщении недостающих документов. В тот же двухнедельный срок, после оформления результатов выбора земельного участка комитет принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка либо об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 3.3.7 - 3.3.9 Порядка N 496 выбор земельного участка для строительства объекта осуществляется комитетом в соответствии с представленными администрацией города Кемерово вариантами места размещения объекта. Результаты выбора земельного участка оформляются комитетом в течение десяти дней с момента получения всей необходимой документации актом о выборе земельного участка для строительства. После оформления результатов выбора земельного участка комитет в двухнедельный срок принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка либо об отказе в размещении объекта.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что документация об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, в границах от д. Красная до р. Люскус, вдоль правого берега р. Томь, участок N 7, подготовленная администрацией, поступила в комитет 27.11.2013.
В то же время комитет в сроки, установленные пунктами 2.5, 2.6, 3.3.8, 3.3.9 Порядка N 496, заявление общества не рассмотрел, правовые акты, предусмотренные в целях реализации юридическим лицом права на подачу и рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не принял.
Довод комитета о проведении им в целях подготовки акта о выборе земельного участка под строительство правовой экспертизы представленных ему администрацией документов, устранение администрацией замечаний по представленным документам, подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о совершении комитетом в установленные сроки действий по правовой экспертизе и принятию соответствующих решений по результатам рассмотрения заявлений общества о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка либо решения об отказе в размещении объекта.
Частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Установив, что оспариваемое бездействие комитета противоречит закону и нарушает права и законные интересы общества, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Таким образом, обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций исследованы всесторонне и полно, выводы судов соответствуют материалам дела, оснований для их переоценки у кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19388/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)