Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Мжаванадзе Э.Э., доверенность от 10 июля 2014 г.,
от первого ответчика - Черкасова Е.Г., доверенность от 30 декабря 2013 г. N 12-8865,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьего ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от мэрии городского округа Тольятти - извещен, не явился,
от Правительства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Тольяттимолоко" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 г. по делу N А55-27660/2013 (судья Харламов А.Ю),
по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттимолоко" (ИНН 6382000106, ОГРН 1026303953158), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
Правительство Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
ОАО "Тольяттимолоко" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого судом уточнения предмета заявленных требований, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее первый ответчик), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее второй ответчик), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области (далее третий ответчик) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 13/14с-14 от 06.09.2013 г. об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561; о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее второй ответчик) в лице комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее второй ответчик), устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Тольяттимолоко", путем рассмотрения заявления ОАО "Тольяттимолоко" N 62-231, принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 и разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации молокозавода N 2, зона ПК-2 с использованием сведений удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего 15-му виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", по состоянию на момент обращения заявителя в комиссию с заявлением от 26.08.2013 г. N 62-231; о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пользу ОАО "Тольяттимолоко" расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 г. по делу N А55-27660/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Первый ответчик считает, сто решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие второго и третьего ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела, в период с 2011 г. по 2012 г. по состоянию на 01.01.2011 г. проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 г. N 9 была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 в размере 23 004 238, 95 руб.
При проведении данных работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 был отнесен к 9-му виду разрешенного использования (пункт 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39) "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности лих лиц. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят но одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Из материалов по настоящему делу следует, что на основании Приказа Росреестра от 06.02.2012 N 11/48 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, работа которой, регулируется Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263.
Из материалов дела следует, что 26.08.2013 г. ОАО "Тольяттимолоко" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области, с просьбой пересмотреть кадастровую стоимость указанного выше земельного участка, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
06.09.2013 г. было проведено заседание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области по рассмотрению, в том числе и указанного заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561.
В соответствии с Протоколом от 06.09.2013 г. N 13/14с заседания Комиссии по рассмотрению споров все члены данной Комиссии голосовали за отклонение заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561, в связи с чем, по результатам заседания Комиссией было принято решение от 06.09.2013 г. N 13/14с-14, об отклонении заявления ОАО "Тольяттимолоко".
В соответствии с пунктом 13.19 Порядка создания и работы комиссии к заявлению землепользователя в комиссию должны быть приложены, в том числе, документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.
При рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.
В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.
В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Из содержания заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 следует, что в качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка заявитель ссылается на основной вид деятельности ОАО "Тольяттимолоко" - первичная переработка сельскохозяйственной продукции.
Однако согласно действующему законодательству Российской Федерации такой фактор, как основной вид деятельности землепользователя, не является ценообразующим фактором на земельный участок и, соответственно, не учитывается оценщиком при определении стоимости земельного участка.
Согласно пункту 18 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, оценщик при проведении оценки изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, то есть, земельного участка. Кадастровая стоимость определяется методами массовой оценки, что предполагает группирование объектов оценки по наиболее важным схожим характеристикам. В набор ценообразующих факторов включаются только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены (пункты 3, 6, 16 ФСО N 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Таким образом, отнесение оценщиком земельного участка к определенному виду разрешенного использования осуществляется на основании информации об объекте оценки без учета видов деятельности землепользователя.
Материалы по настоящему делу свидетельствуют о том, что при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 ОАО "Тольяттимолоко" представило, в том числе, договор аренды земельного участка от 06.07.2006 г. N 1416, заключенный с Мэрией городского округа Тольятти, по условиям которого, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 арендодателем передается арендатору в целях дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с Регламентом градостроительной зоны N ПК-2.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, зона ПК-2 является зоной промышленных объектов 3 (го) класса опасности. Среди тех видов разрешенного использования, осуществление которых возможно в данной зоне, отсутствуют виды разрешенного использования, связанные с осуществлением сельскохозяйственной деятельности (производства).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования может быть выбран землепользователем только из тех, которые предусмотренных зонированием территорий.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, а поэтому довод ответчиков о том, что исходя из Градостроительного регламента городского округа Тольятти спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 не может использоваться в целях, связанных с сельскохозяйственным производством является обоснованным. Судом установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости на указанном земельном участке расположены следующие принадлежащие заявителю объекты недвижимости - здание "Административно-бытовой корпус с переходной галереей", кадастровый номер 63:09:0102160:803, здание "Фирменный магазин" кадастровый номер 63:09:0102160:804, здание "Склад для хранения товарно-материальных ценностей и тары" кадастровый номер 63:09:0102160:801, здание "Склад многоцелевого назначения" кадастровый номер 63:09:0102160:800 и здание "Проходная" кадастровый номер 63:09:0102160:802, что в полной мере соответствует такому виду разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Материалами по данному делу прямо подтверждается, что на момент обращения заявителя в Комиссию по рассмотрению споров о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, сведений (документов) о нахождении на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости, связанных с осуществлением заявителем сельскохозяйственного производства, равно как и информации о возможности осуществления и фактическом осуществлении заявителем сельскохозяйственной деятельности на данном земельном участке не было представлено.
В связи с изложенным, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что исходя из документов, которые были представлены ОАО "Тольяттимолоко" в Комиссию по рассмотрению споров в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, Комиссией было принято правомерное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 г. по делу N А55-27660/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-27660/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу N А55-27660/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Мжаванадзе Э.Э., доверенность от 10 июля 2014 г.,
от первого ответчика - Черкасова Е.Г., доверенность от 30 декабря 2013 г. N 12-8865,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьего ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от мэрии городского округа Тольятти - извещен, не явился,
от Правительства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Тольяттимолоко" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 г. по делу N А55-27660/2013 (судья Харламов А.Ю),
по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттимолоко" (ИНН 6382000106, ОГРН 1026303953158), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
Правительство Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
ОАО "Тольяттимолоко" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого судом уточнения предмета заявленных требований, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее первый ответчик), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее второй ответчик), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области (далее третий ответчик) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 13/14с-14 от 06.09.2013 г. об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561; о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее второй ответчик) в лице комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее второй ответчик), устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Тольяттимолоко", путем рассмотрения заявления ОАО "Тольяттимолоко" N 62-231, принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 и разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации молокозавода N 2, зона ПК-2 с использованием сведений удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего 15-му виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", по состоянию на момент обращения заявителя в комиссию с заявлением от 26.08.2013 г. N 62-231; о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пользу ОАО "Тольяттимолоко" расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 г. по делу N А55-27660/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Первый ответчик считает, сто решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие второго и третьего ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела, в период с 2011 г. по 2012 г. по состоянию на 01.01.2011 г. проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 г. N 9 была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 в размере 23 004 238, 95 руб.
При проведении данных работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 был отнесен к 9-му виду разрешенного использования (пункт 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39) "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности лих лиц. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят но одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Из материалов по настоящему делу следует, что на основании Приказа Росреестра от 06.02.2012 N 11/48 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, работа которой, регулируется Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263.
Из материалов дела следует, что 26.08.2013 г. ОАО "Тольяттимолоко" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области, с просьбой пересмотреть кадастровую стоимость указанного выше земельного участка, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
06.09.2013 г. было проведено заседание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области по рассмотрению, в том числе и указанного заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561.
В соответствии с Протоколом от 06.09.2013 г. N 13/14с заседания Комиссии по рассмотрению споров все члены данной Комиссии голосовали за отклонение заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561, в связи с чем, по результатам заседания Комиссией было принято решение от 06.09.2013 г. N 13/14с-14, об отклонении заявления ОАО "Тольяттимолоко".
В соответствии с пунктом 13.19 Порядка создания и работы комиссии к заявлению землепользователя в комиссию должны быть приложены, в том числе, документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.
При рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.
В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.
В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Из содержания заявления ОАО "Тольяттимолоко" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 следует, что в качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка заявитель ссылается на основной вид деятельности ОАО "Тольяттимолоко" - первичная переработка сельскохозяйственной продукции.
Однако согласно действующему законодательству Российской Федерации такой фактор, как основной вид деятельности землепользователя, не является ценообразующим фактором на земельный участок и, соответственно, не учитывается оценщиком при определении стоимости земельного участка.
Согласно пункту 18 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, оценщик при проведении оценки изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, то есть, земельного участка. Кадастровая стоимость определяется методами массовой оценки, что предполагает группирование объектов оценки по наиболее важным схожим характеристикам. В набор ценообразующих факторов включаются только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены (пункты 3, 6, 16 ФСО N 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Таким образом, отнесение оценщиком земельного участка к определенному виду разрешенного использования осуществляется на основании информации об объекте оценки без учета видов деятельности землепользователя.
Материалы по настоящему делу свидетельствуют о том, что при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 ОАО "Тольяттимолоко" представило, в том числе, договор аренды земельного участка от 06.07.2006 г. N 1416, заключенный с Мэрией городского округа Тольятти, по условиям которого, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 арендодателем передается арендатору в целях дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с Регламентом градостроительной зоны N ПК-2.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, зона ПК-2 является зоной промышленных объектов 3 (го) класса опасности. Среди тех видов разрешенного использования, осуществление которых возможно в данной зоне, отсутствуют виды разрешенного использования, связанные с осуществлением сельскохозяйственной деятельности (производства).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования может быть выбран землепользователем только из тех, которые предусмотренных зонированием территорий.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, а поэтому довод ответчиков о том, что исходя из Градостроительного регламента городского округа Тольятти спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 не может использоваться в целях, связанных с сельскохозяйственным производством является обоснованным. Судом установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости на указанном земельном участке расположены следующие принадлежащие заявителю объекты недвижимости - здание "Административно-бытовой корпус с переходной галереей", кадастровый номер 63:09:0102160:803, здание "Фирменный магазин" кадастровый номер 63:09:0102160:804, здание "Склад для хранения товарно-материальных ценностей и тары" кадастровый номер 63:09:0102160:801, здание "Склад многоцелевого назначения" кадастровый номер 63:09:0102160:800 и здание "Проходная" кадастровый номер 63:09:0102160:802, что в полной мере соответствует такому виду разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Материалами по данному делу прямо подтверждается, что на момент обращения заявителя в Комиссию по рассмотрению споров о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, сведений (документов) о нахождении на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости, связанных с осуществлением заявителем сельскохозяйственного производства, равно как и информации о возможности осуществления и фактическом осуществлении заявителем сельскохозяйственной деятельности на данном земельном участке не было представлено.
В связи с изложенным, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что исходя из документов, которые были представлены ОАО "Тольяттимолоко" в Комиссию по рассмотрению споров в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, Комиссией было принято правомерное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2014 г. по делу N А55-27660/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)