Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12322/2013) индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 (судья Шабанова Г.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича (ЕГРИП 312741120600015, ИНН 741113823322)
к Администрации города Нягани
о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, выраженного в письме от 08.08.2013, признании незаконным бездействия по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения автосалона площадью 4 000 кв. м, обязании устранить допущенное нарушение прав,
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича - Домолего Юлия Константиновна (паспорт, по доверенности б/н от 31.03.2014 сроком действия один год);
- от Администрации города Нягани - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
индивидуальный предприниматель Мухаркина Дмитрий Иванович (далее - ИП Мухаркин Д.И., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Нягани (далее - Администрация, ответчик):
- о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, выраженного в письме от 08.08.2013 N 3938,
- - о признании незаконным бездействия по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта: Автосалон, площадью 4 000 кв. м, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, путем определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования;
- - обязании Администрации обеспечить выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта: Автосалон площадью 4 000 кв. м, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, путем определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования;
- - обязании Администрации утвердить схемы расположения земельного участка площадью 4 000 кв. м для строительства Автосалона, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора;
- - обязании Администрации утвердить акт о выборе земельного участка для строительства зданий, строений, сооружений на территории города Нягани;
- - обязании администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Решением от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку испрашиваемого земельного участка не существует в натуре, а по указанному адресу имеется неразграниченный земельный участок с меньшей площадью, в отношении которого ведутся работы по формированию, что обуславливает его предоставление лишь в порядке проведения торгов.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача актов выбора и предварительного согласования места размещения объектов" не подлежит применению, поскольку противоречит федеральному законодательству. По мнению подателя жалобы, органы местной власти не уполномочены устанавливать перечни случаев для отказа в предоставлении земельного участка под строительство.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Предпринимателя Администрация выразила свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
К данному отзыву приложены дополнительные документы, а именно: постановление N 5130 от 25.12.2013, копия газеты "Вестник Приобья"; журнал учета заявок на участие в аукционе; протокол о проведении аукциона по лоту N 1.
Также, Администрация дополнительно представила в апелляционный суд схемы и документы, на основании которых такие схемы сформированы, свидетельствующие о том, что по заявленным заявителем ориентирам имеется свободный земельный участок только площадью 1425 кв. м.
Апелляционная коллегия, принимая во внимание факт отсутствия соответствующих возражений со стороны предпринимателя, приобщил названные документы к материалам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Администрации города Нягани, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Мухаркин Д.И. обратился в Администрацию с заявлением от 31.05.2013, в котором просил о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта Автосалона, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, примерный размер земельного участка исходя из площади застройки и необходимой территории для его обслуживания - 4 000 кв. м (т. 1 л.д. 14).
Письмом от 08.08.2013 N 3938 Администрация сообщила, что принято решение о формировании указанного земельного участка на торги в связи с большим спросом на строительство данного вида объектов. Предпринимателю предложено принять участие в торгах (т. 1 л.д. 15).
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и согласовании предварительного места размещения объекта, содержащийся в письме Администрации от 08.08.2013 N 3938 не основан на нормах действующего законодательства, ИП Мухаркин Д.И. обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из содержания статей 30 и 34 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 2 названной статьи предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта определен в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ, а порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - в пункте 5 этой же статьи.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
При этом в пункте 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящий статьи (без предварительного согласования места размещения объекта - с торгов).
Порядок выбора земельных участков для строительства определен статьей 31 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Таким образом, результатом рассмотрения заявления о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта может быть решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
В соответствии с указанной нормой гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Таким образом, указываемый в заявлении размер земельного участка является предположительным и может отличаться от площади земельного участка, определенной при выборе земельного участка.
Иными словами уполномоченный орган исполнительной власти выносит решение об отказе в размещении объекта строительства на основании акта выборе земельного участка, который основан на схемах расположения каждого земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что на стадии проверки и подготовки документов на рассмотрение городской земельной комиссии было установлено, что в испрашиваемом Предпринимателем месте ввиду плотности застройки и наличии других землепользователей под размещение объекта административно-делового назначения возможно использовать земельный участок площадью лишь 1425 кв. м.
При этом указанному выше участку 22.01.2013 был присвоен адрес: г. Нягань, ул. Чернышова, 5 корпус 11 (т. 1 л.д. 83-84), и данный участок в соответствии с планом-графиком, утвержденным приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани от 25.01.2013 N 64 (т. 1 л.д. 79-82), в 4 квартале 2013 года планируется выставить на аукцион по продаже права аренды земельных участков, расположенных на территории города Нягани.
Иные свободные от застройки и прав других землепользователей земельные участки, которые возможно использовать для строительства автосалона, в испрашиваемых заявителем размере и местности отсутствуют, что подтверждается письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нягани от 23.10.2013.
То обстоятельство, что по заявленным заявителем ориентирам имеется свободный земельный участок только площадью 1425 кв. м. Администрация также подтвердила документами, дополнительно представленными апелляционному суду (отражен на схеме, там же отражены смежные землепользователи, приложены договор аренды смежного земельного участка, свидетельство о регистрации правоа собственности на земельный участок за РФ).
Из материалов дела не усматривается того обстоятельства, что в испрашиваемом Предпринимателем местоположении возможно выбрать земельный участок с аналогичными характеристиками, что свидетельствует о невозможности Администрации предложить заявителю варианты выбора земельного участка. Названное обстоятельство предопределяет невозможность заинтересованного лица окончить стадию выбора земельного участка в порядке пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем фактически и было указано Администрацией в письме от 08.08.2013 N 3938.
Также Администрация обоснованно сослалась в своем письме на положения пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, согласно которым испрашиваемый земельный участок может быть получен заявителем в порядке проведения торгов.
В качестве способа восстановления нарушенного права, Предприниматель просит суд обязать Администрацию утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с частью 4 статьи 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача актов выбора и предварительного согласования места размещения объектов", утвержденного постановлением Администрации города Нягани от 29.06.2012 N 2462 (далее - Регламент), основанием для отказа в выдаче актов выбора и предварительного согласования места размещения объектов является то обстоятельство, что земельный участок сформирован или подлежит формированию на торги.
Таким образом, в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, как и проведение процедуры выбора земельного участка для строительства, в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ, невозможно в силу объективных причин.
Суд апелляционной инстанции считает, что Предпринимателем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2014 N 08АП-12322/2013 ПО ДЕЛУ N А75-7373/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. N 08АП-12322/2013
Дело N А75-7373/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12322/2013) индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 (судья Шабанова Г.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича (ЕГРИП 312741120600015, ИНН 741113823322)
к Администрации города Нягани
о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, выраженного в письме от 08.08.2013, признании незаконным бездействия по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения автосалона площадью 4 000 кв. м, обязании устранить допущенное нарушение прав,
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича - Домолего Юлия Константиновна (паспорт, по доверенности б/н от 31.03.2014 сроком действия один год);
- от Администрации города Нягани - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
индивидуальный предприниматель Мухаркина Дмитрий Иванович (далее - ИП Мухаркин Д.И., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Нягани (далее - Администрация, ответчик):
- о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, выраженного в письме от 08.08.2013 N 3938,
- - о признании незаконным бездействия по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта: Автосалон, площадью 4 000 кв. м, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, путем определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования;
- - обязании Администрации обеспечить выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта: Автосалон площадью 4 000 кв. м, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, путем определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования;
- - обязании Администрации утвердить схемы расположения земельного участка площадью 4 000 кв. м для строительства Автосалона, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора;
- - обязании Администрации утвердить акт о выборе земельного участка для строительства зданий, строений, сооружений на территории города Нягани;
- - обязании администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Решением от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку испрашиваемого земельного участка не существует в натуре, а по указанному адресу имеется неразграниченный земельный участок с меньшей площадью, в отношении которого ведутся работы по формированию, что обуславливает его предоставление лишь в порядке проведения торгов.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача актов выбора и предварительного согласования места размещения объектов" не подлежит применению, поскольку противоречит федеральному законодательству. По мнению подателя жалобы, органы местной власти не уполномочены устанавливать перечни случаев для отказа в предоставлении земельного участка под строительство.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Предпринимателя Администрация выразила свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
К данному отзыву приложены дополнительные документы, а именно: постановление N 5130 от 25.12.2013, копия газеты "Вестник Приобья"; журнал учета заявок на участие в аукционе; протокол о проведении аукциона по лоту N 1.
Также, Администрация дополнительно представила в апелляционный суд схемы и документы, на основании которых такие схемы сформированы, свидетельствующие о том, что по заявленным заявителем ориентирам имеется свободный земельный участок только площадью 1425 кв. м.
Апелляционная коллегия, принимая во внимание факт отсутствия соответствующих возражений со стороны предпринимателя, приобщил названные документы к материалам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Администрации города Нягани, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Мухаркин Д.И. обратился в Администрацию с заявлением от 31.05.2013, в котором просил о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта Автосалона, назначение объекта - административно-делового значения, предполагаемое место размещения объекта: примерно в 40 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нягань, ул. Чернышова, д. 5-А, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, примерный размер земельного участка исходя из площади застройки и необходимой территории для его обслуживания - 4 000 кв. м (т. 1 л.д. 14).
Письмом от 08.08.2013 N 3938 Администрация сообщила, что принято решение о формировании указанного земельного участка на торги в связи с большим спросом на строительство данного вида объектов. Предпринимателю предложено принять участие в торгах (т. 1 л.д. 15).
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и согласовании предварительного места размещения объекта, содержащийся в письме Администрации от 08.08.2013 N 3938 не основан на нормах действующего законодательства, ИП Мухаркин Д.И. обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из содержания статей 30 и 34 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 2 названной статьи предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта определен в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ, а порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - в пункте 5 этой же статьи.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
При этом в пункте 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящий статьи (без предварительного согласования места размещения объекта - с торгов).
Порядок выбора земельных участков для строительства определен статьей 31 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Таким образом, результатом рассмотрения заявления о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта может быть решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
В соответствии с указанной нормой гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Таким образом, указываемый в заявлении размер земельного участка является предположительным и может отличаться от площади земельного участка, определенной при выборе земельного участка.
Иными словами уполномоченный орган исполнительной власти выносит решение об отказе в размещении объекта строительства на основании акта выборе земельного участка, который основан на схемах расположения каждого земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что на стадии проверки и подготовки документов на рассмотрение городской земельной комиссии было установлено, что в испрашиваемом Предпринимателем месте ввиду плотности застройки и наличии других землепользователей под размещение объекта административно-делового назначения возможно использовать земельный участок площадью лишь 1425 кв. м.
При этом указанному выше участку 22.01.2013 был присвоен адрес: г. Нягань, ул. Чернышова, 5 корпус 11 (т. 1 л.д. 83-84), и данный участок в соответствии с планом-графиком, утвержденным приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани от 25.01.2013 N 64 (т. 1 л.д. 79-82), в 4 квартале 2013 года планируется выставить на аукцион по продаже права аренды земельных участков, расположенных на территории города Нягани.
Иные свободные от застройки и прав других землепользователей земельные участки, которые возможно использовать для строительства автосалона, в испрашиваемых заявителем размере и местности отсутствуют, что подтверждается письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нягани от 23.10.2013.
То обстоятельство, что по заявленным заявителем ориентирам имеется свободный земельный участок только площадью 1425 кв. м. Администрация также подтвердила документами, дополнительно представленными апелляционному суду (отражен на схеме, там же отражены смежные землепользователи, приложены договор аренды смежного земельного участка, свидетельство о регистрации правоа собственности на земельный участок за РФ).
Из материалов дела не усматривается того обстоятельства, что в испрашиваемом Предпринимателем местоположении возможно выбрать земельный участок с аналогичными характеристиками, что свидетельствует о невозможности Администрации предложить заявителю варианты выбора земельного участка. Названное обстоятельство предопределяет невозможность заинтересованного лица окончить стадию выбора земельного участка в порядке пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем фактически и было указано Администрацией в письме от 08.08.2013 N 3938.
Также Администрация обоснованно сослалась в своем письме на положения пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, согласно которым испрашиваемый земельный участок может быть получен заявителем в порядке проведения торгов.
В качестве способа восстановления нарушенного права, Предприниматель просит суд обязать Администрацию утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с частью 4 статьи 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача актов выбора и предварительного согласования места размещения объектов", утвержденного постановлением Администрации города Нягани от 29.06.2012 N 2462 (далее - Регламент), основанием для отказа в выдаче актов выбора и предварительного согласования места размещения объектов является то обстоятельство, что земельный участок сформирован или подлежит формированию на торги.
Таким образом, в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, как и проведение процедуры выбора земельного участка для строительства, в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ, невозможно в силу объективных причин.
Суд апелляционной инстанции считает, что Предпринимателем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мухаркина Дмитрия Ивановича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2013 по делу N А75-7373/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)