Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2014 ПО ДЕЛУ N А56-81328/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. по делу N А56-81328/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Золотовская И.А. доверенность от 09.01.2014 г.
от 3-го лица: Кабанцева В.С. доверенность от 09.01.2014 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9915/2014) ООО "МОДУЛЬ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2014 г. по делу N А56-81328/2013 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "МОДУЛЬ"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству
о признании незаконным возврата заявления и об обязании принять решение о предоставлении земельного участка для строительства,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - ООО "Модуль", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий по возврату заявления о предоставлении земельного участка по адресу: Фрунзенский район, Воронежская ул., участок 1 (юго-западнее пересечения с наб. Обводного кан.) для строительства и об обязании Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) принять решение о предоставлении земельного участка по адресу: Фрунзенский район, Воронежская ул., участок 1 (юго-западнее пересечения с наб. Обводного кан.), кадастровый номер 78:13:7306:18 площадью 1588 кв. м путем издания постановления о проектировании и строительстве на основании заявления Общества от 18.10.2013 г. о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Определением суда от 10.01.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Комитет по строительству (далее - Комитет).
Решением суда от 27.02.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Общество просит решение от 27.02.2014 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
По мнению подателя апелляционной жалобы, запрет на предоставление земельных участков в отсутствие правил землепользования и застройки для городских поселений, к которым относится Санкт-Петербург, действует с 31.12.2013 г. (в редакции закона от 30.12.2012 г.). Следовательно, при наличии земельного участка, в отношении которого имеются сведения о разрешенном использовании и которые были установлены на основании ранее действовавшего законодательства, в отношении которого не имеется сведений, что вид разрешенного использования изменен, препятствий для использования земельного участка для строительства не имеется.
По мнению присутствовавших в судебном заседании представителей Правительства и Комитета, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Общество своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2009 г. N 1473 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 1750 кв. м, кадастровый номер 78:13:7306:12, по адресу: Фрунзенский район, Воронежская ул., участок 1 (юго-западнее пересечения с наб. Обводного кан.), в целях определения возможности размещения административно-делового комплекса.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 12.01.2011 г. N 35 утвержден акт выбора земельного участка для строительства по адресу: Фрунзенский район, Воронежская ул., участок 1 (юго-западнее пересечения с наб. Обводного кан.), площадью 1588 кв. м, которым определено функциональное назначение объекта недвижимости - коммерческий объект, не связанный с проживанием населения (административно-деловой комплекс).
24.02.2011 г. земельный участок по адресу: Фрунзенский район, Воронежская ул., участок 1 (юго-западнее пересечения с наб. Обводного кан.), площадью 1588 кв. м с кадастровым номером 78:13:7306:18 внесен в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом от 24.02.2011 г. N 54 (далее - Участок).
18.10.2013 г. Общество представило в Комитет по строительству заявление о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Участка для строительства.
Представленный Обществом комплект документов сопроводительным письмом Комитета по строительства от 23.10.2013 г. был возвращен заявителю в связи с выявлением замечаний.
Ссылаясь на то, что решение по заявлению Общества до настоящего времени не принято, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 г. N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43), Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного Постановлением Правительства от 30.12.2010 г. N 1813 (далее - Положение N 1813).
Согласно статье 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
В данном случае, Комитет по строительству письмом от 23.10.2013 г. N 13892/13 возвратил Обществу документы на доработку, поскольку они не соответствуют указанным критериям.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ, участок ЗРЗ 2-1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга).
На момент обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении под строительство земельного участка решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 г. по делу N 3-311/10 признаны недействующими с 16.03.2011 г. и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 г. N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона N 29-10 в части установления градостроительных регламентов и в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
До настоящего времени Правительством, к полномочиям которого относится принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, соответствующий документ не принят.
Учитывая решение суда, признающее недействующим градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, и, следовательно, ранее утвержденные правила землепользования и застройки, в отношении территорий зон охраны объектов культурного наследия в городе Санкт-Петербурге подлежал применению подпункт 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О порядке введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусматривающий, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2013, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
В отношении испрашиваемого участка отсутствует утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, в соответствии с которым определяется разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства до принятия правил землепользования и застройки (подпункт 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
При таком положении суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Правительства отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, в связи с чем заявление Общества правомерно возвращено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 февраля 2014 года по делу N А56-81328/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА

Судьи
Т.А.КАШИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)