Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 ПО ДЕЛУ N А44-4873/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А44-4873/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Новгородская Жемчужина" Железкова О.А. по доверенности от 22.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новгородская Жемчужина" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 ноября 2014 года по делу N А44-4873/2014 (судья Ларина И.Г.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новгородская Жемчужина" (ОГРН 1085321005351; ИНН 5321127135; место нахождения: 173025, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 55б; далее - Общество, ООО "Новгородская Жемчужина") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (ОГРН 1025300805254; ИНН 5321026264; место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; далее - Департамент) по рассмотрению заявления Общества о предварительном согласовании места размещения художественных и творческих мастерских на земельном участке, расположенном по улице Посольская Великого Новгорода, а также о признании незаконными действий администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; ИНН 5321035692; место нахождения: 173007, Великий Новгород, улица Большая Власьевская, дом 4, далее - Администрация) по затягиванию рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения художественных и творческих мастерских на земельном участке и о возложении обязанности на Администрацию передать заявление ООО "Новгородская Жемчужина" и соответствующие документы в Департамент в течение 5 рабочих дней, а Департамент - утвердить акт выбора земельного участка площадью 3052 кв. м по улице Посольская в квартале 69 Великого Новгорода для строительства художественных и творческих мастерских.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что постановление Администрации от 05.06.2014 N 2982 "О признании утратившим силу постановления Администрации Великого Новгорода от 21.03.2014 N 1514" является отказом в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования, в связи с чем указанное постановление должно содержать причины отказа. Указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в уполномоченный орган технико-экономического обоснования проекта строительства не является обязательным. Считает, что заявления о предоставлении спорного земельного участка от иных лиц, в частности Дроздовича И.В., не могут рассматриваться Комитетом, поскольку они поступили за пределами срока, установленного статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация и Департамент в отзывах на апелляционную жалобу считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
Администрация, Департамент надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 04.02.2014 в Департамент поступило уточненное заявление Общества о предоставлении земельного участка площадью 4000 кв. м на пересечении улиц Посольской и Знаменской Великого Новгорода во втором специальном историческом районе города с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства - художественных и творческих мастерских (мастерские по изготовлению, демонстрационному показу винтажных шаров и прочих изделий народного творчества).
Департамент 11.02.2014 направил в адрес Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода (далее - Комитет) письмо о подготовке акта выбора земельного участка.
После получения письма Комитета от 21.02.2014 о том, что документы по заявлению Общества находятся на рассмотрении комиссии по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации, Департамент проинформировал Общество о том, что решение по заявлению будет принято после получения полного комплекта документов из Комитета.
Ввиду непоступления указанных документов Департаментом 06.05.2014 в Комитет направлено письмо о необходимости дальнейшего проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства по заявлению Общества.
Письмом от 05.06.2014 Комитет сообщил о нецелесообразности формирования земельного участка на данной территории в связи с тем, что она вошла в список предполагаемых парков и скверов по разрабатываемой Администрацией Программе мероприятий по созданию и благоустройству парков и скверов города Великий Новгород на 2014-2016 годы, в связи с чем Департамент 23.06.2013 в адрес Комитета направил разъяснение о том, что указанное основание является недостаточным для отказа в предварительном согласовании, и предложил Комитету повторно рассмотреть заявление Общества.
В соответствии с письмом Комитета от 09.07.2014 Обществу необходимо было представить обоснования примерного размера земельного участка, а также технико-экономического обоснования проекта строительства, о чем Департамент уведомил ООО "Новгородская Жемчужина".
Письмом 28.07.2014 Общество сообщило Департаменту о том, что примерная площадь земельного участка должна составлять 2500 - 3000 кв. м, а также указаны срок проектирования, срок строительства, окупаемость проекта, объем инвестиций.
Копия указанного письма направлена в Комитет 13.08.2014, однако иных документов, в том числе акта выбора земельного участка, в Департамент до настоящего времени не поступало.
Полагая, что Департаментом допущено незаконное бездействие по рассмотрению заявления Общества, а Администрацией умышленно, по надуманным предлогам затягивается рассмотрение заявления Общества, ООО "Новгородская Жемчужина" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной нормы следует, что для признания действий должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - не соответствие действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов должника в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ; осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно части 2 статьи 3 Областного закона от 05.12.2011 N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, осуществляет Правительство Новгородской области либо уполномоченный им орган исполнительной власти по управлению и распоряжению земельными участками, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной части.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 24.06.2013 N 31, установлено, что исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах полномочий, установленных областным законом, является Департамент.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 названной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из указанных норм следует, что выполнение всех действий, предшествующих принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, а именно: выбор земельного участка, определение условий его использования, информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка, утверждение схемы и акта выбора, выполняется органом местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент своевременно направил в орган местного самоуправления письмо о подготовке акта выбора земельного участка, неоднократно направлял в Комитет письма и разъяснения по поводу рассмотрения заявления Общества, а также своевременно направлял в Комитет документы, поступившие в Департамент от заявителя, а также от других заинтересованных лиц.
О ходе рассмотрения заявления Департамент информировал Общество письмами от 28.02.2014, 23.06.2014, 10.07.2014.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На момент принятия настоящего решения акт выбора земельного участка и утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка у Департамента отсутствует.
Постановление Администрации от 05.06.2014 N 2982 о признании утратившим силу постановления Администрации от 21.03.2014 N 1514, которым утверждена схема земельного участка по улице Посольской в квартале 69 города на кадастровой карте, не признано недействительным в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку при отсутствии акта выбора земельного участка и иных документов, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, Департамент не может принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны указанного органа незаконного бездействия.
Из материалов дела следует, что письмо Департамента о рассмотрении заявления Общества от 04.02.2014 в двухмесячный срок поступило в Комитет 11.02.2014.
Поступившие документы переданы на рассмотрение в комиссию по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации. Сбор и выдача технических условий завершены 12.03.2014.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ Администрация разместила в газете "Новгород" от 03.04.2014 сообщение о предстоящем предоставлении Обществу земельного участка.
Постановлением Администрации 21.03.2014 N 1514 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3052 кв. м по улице Посольской в квартале 69 города.
Однако дальнейшие действия по рассмотрению заявления Общества приостановлены в связи с поступлением заявления ООО "Х.О" о предоставлении земельного участка на данной территории от 20.03.2014 и возобновлены только после отказа ООО "Х.О" от указанного заявления (30.04.2014).
Акт выбора земельного участка подготовлен 07.05.2014, однако в Департамент он не направлен, в связи с включением земельного участка в готовящуюся к утверждению Администрацией Программу мероприятий по созданию и благоустройству парков и скверов Великого Новгорода.
Постановление Администрации от 21.03.2014 N 1514 об утверждении схемы земельного участка 05.06.2014 признано утратившим силу.
В связи с письмом Департамента от 23.06.2014 вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства рассматривалось Администрацией повторно.
Комитетом 23.07.2014 запрошены обоснования примерного размера испрашиваемого земельного участка и технико-экономические обоснования проекта строительства.
Технико-экономические обоснования проекта и эскизы объекта представлены заявителем в суд первой инстанции в обоснование своей позиции.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
При таких обстоятельствах обязательное представление указанного документа законодательством не предусмотрено.
Однако обоснование примерного размера земельного участка, в рассматриваемом случае правомерно запрошенное Комитетом, Обществом не представлено. Письмо от 25.07.2014 N 16 (том 1, лист дела 136), на которое ссылается податель жалобы, такого обоснования не содержит.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, поскольку земельным законодательством не предусмотрен срок завершения всех действий по подготовке акта выбора земельного участка, в данном случае должна учитываться разумность указанного срока.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится во втором специальном историческом районе Великого Новгорода, застройка которого должна осуществляться с учетом исторически сложившейся застройки и с соблюдением имеющихся ограничений, наличие иных планов по развитию этой территории, несвоевременное предоставление Обществом обоснований размера земельного участка, а также наличие заявлений других лиц, претендующих на его застройку, суд первой инстанции правомерно не усмотрел нарушения Администраций разумного срока подготовки документов.
Довод заявителя о том, что заявления иных претендентов на земельный участок не должны рассматриваться в связи с тем, что заявление Общества поступило раньше и не рассмотрено своевременно, отклоняется судом, поскольку такого основания для непринятия заявления земельное законодательство не предусматривает.
Ссылка Общества в обоснование указанного довода на положения статьи 30.1 ЗК РФ не принимается апелляционным судом, в связи с тем что данная статья регулирует вопросы предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.
Информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка призвано обеспечить всем желающим возможность реализовать свое право на получение земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 1.9 постановления администрации Новгородской области от 22.09.2011 N 467 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах" предоставление земельного участка для строительства, если на испрашиваемый земельный участок подано два и более заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Следовательно, действия Администрации по рассмотрению заявления Общества обоснованно приостанавливались в связи с поступлением заявлений ООО "Х.О" и Дроздовича И.В.
Ссылка Общества на тот факт, что указанное постановление Администрации не опубликовано, следовательно, не имеет юридической силы, также не принимается апелляционным судом, поскольку указанный правовой акт носит разовый характер, служит исключительно для целей предоставления земельного участка ООО "Новгородская Жемчужина", то есть является ненормативным, не подлежащим обязательному опубликованию.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции в обжалуемой части, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 ноября 2014 года по делу N А44-4873/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новгородская Жемчужина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжалование в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
О.Б.РАЛЬКО
А.Ю.ДОКШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)