Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бейлин М.М. (паспорт, доверенность от 10.12.2013),
от ответчика - представитель не явился,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 марта 2014 года
по делу N А50-26118/2013,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" (ОГРН 1125903001696, ИНН 5903097419)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Мулянское" (далее ДНТ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным отказа выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав путем выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой территории по адресу: г. Пермь, восточнее ул. Самаркандская, 25.
Решением суда от 24.03.2014 (резолютивная часть от 18.03.2014) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 24.03.2014 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что реальный срок изготовления и выдачи схемы расположения земельного участка составляет не менее 5 месяцев, о чем заявитель был уведомлен письмом от 28.11.2013. Ответчик считает, что указанное письмо не является отказом в выдаче схемы и не нарушает прав заявителя.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает на незаконность отказа в выдаче схемы расположения земельного участка.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 17.09.2012 года по делу N А50-11844/2012 признан незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 6 532 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, восточнее ул. Самаркандская, 25, для размещения ДНТ, на ответчика возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу устранить нарушение прав ДНТ "Мулянское" путем выполнения требований законодательства, в том числе ст. 31 ЗК РФ.
16.01.2013 ответчиком был выдан акт о выборе земельного участка для строительства N 955.
14.11.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 2693 кв. м на кадастровом плане или кадастровой карте территории по адресу: Свердловский район, восточнее ул. Самаркандская, 25.
Письмом от 28.11.2013 ответчик указал заявителю на то, что размещение заказа на разработку схемы осуществляется путем проведения торгов; срок проведения торгов от момента размещения до заключения муниципального контракта составляет не менее одного месяца; учитывая установленные законодательством сроки, предусмотренные для согласования и утверждения схемы, реальный срок изготовления и выдачи схемы составит не менее пяти месяцев, изготовить и выдать утвержденную схему спорного земельного участка не представляется возможным.
Полагая, что отказ в выдаче схемы расположения земельного участка является незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
На территории города Перми условия предоставления земельных участков юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, регламентированы Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми", Департамент земельных отношений администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми, основными целями которого являются осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.
Постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 утверждены Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу п. 3.3.1 Правил функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части схемы (утверждается каждый лист графической части схемы) и титульном листе схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 16.01.2013 заявителю был выдан акт о выборе земельного участка для строительства N 955.
Ответчик является органом, уполномоченным на согласование и выдачу схемы расположения земельного участка, прилагаемой к акту о выборе земельного участка.
Учитывая заявленную цель предоставления земельного участка, отсутствие наличия каких-либо ограничений, а также предусмотренное законом совместное предоставление акта и схемы расположения земельного участка, оснований для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка у ответчика не имелось.
Доводы ответчика о том, что письмо от 28.11.2013 не является отказом в выдаче схемы, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доказательств выдачи схемы в предусмотренные действующим законодательством сроки, ответчиком не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 24.03.2014 отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 марта 2014 года по делу N А50-26118/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2014 N 17АП-6333/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-26118/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. N 17АП-6333/2014-ГК
Дело N А50-26118/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бейлин М.М. (паспорт, доверенность от 10.12.2013),
от ответчика - представитель не явился,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 марта 2014 года
по делу N А50-26118/2013,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" (ОГРН 1125903001696, ИНН 5903097419)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Мулянское" (далее ДНТ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным отказа выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав путем выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой территории по адресу: г. Пермь, восточнее ул. Самаркандская, 25.
Решением суда от 24.03.2014 (резолютивная часть от 18.03.2014) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 24.03.2014 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что реальный срок изготовления и выдачи схемы расположения земельного участка составляет не менее 5 месяцев, о чем заявитель был уведомлен письмом от 28.11.2013. Ответчик считает, что указанное письмо не является отказом в выдаче схемы и не нарушает прав заявителя.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает на незаконность отказа в выдаче схемы расположения земельного участка.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 17.09.2012 года по делу N А50-11844/2012 признан незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 6 532 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, восточнее ул. Самаркандская, 25, для размещения ДНТ, на ответчика возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу устранить нарушение прав ДНТ "Мулянское" путем выполнения требований законодательства, в том числе ст. 31 ЗК РФ.
16.01.2013 ответчиком был выдан акт о выборе земельного участка для строительства N 955.
14.11.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 2693 кв. м на кадастровом плане или кадастровой карте территории по адресу: Свердловский район, восточнее ул. Самаркандская, 25.
Письмом от 28.11.2013 ответчик указал заявителю на то, что размещение заказа на разработку схемы осуществляется путем проведения торгов; срок проведения торгов от момента размещения до заключения муниципального контракта составляет не менее одного месяца; учитывая установленные законодательством сроки, предусмотренные для согласования и утверждения схемы, реальный срок изготовления и выдачи схемы составит не менее пяти месяцев, изготовить и выдать утвержденную схему спорного земельного участка не представляется возможным.
Полагая, что отказ в выдаче схемы расположения земельного участка является незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
На территории города Перми условия предоставления земельных участков юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, регламентированы Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми", Департамент земельных отношений администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми, основными целями которого являются осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.
Постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 утверждены Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу п. 3.3.1 Правил функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части схемы (утверждается каждый лист графической части схемы) и титульном листе схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 16.01.2013 заявителю был выдан акт о выборе земельного участка для строительства N 955.
Ответчик является органом, уполномоченным на согласование и выдачу схемы расположения земельного участка, прилагаемой к акту о выборе земельного участка.
Учитывая заявленную цель предоставления земельного участка, отсутствие наличия каких-либо ограничений, а также предусмотренное законом совместное предоставление акта и схемы расположения земельного участка, оснований для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка у ответчика не имелось.
Доводы ответчика о том, что письмо от 28.11.2013 не является отказом в выдаче схемы, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доказательств выдачи схемы в предусмотренные действующим законодательством сроки, ответчиком не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 24.03.2014 отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 марта 2014 года по делу N А50-26118/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)