Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2941/2014

Требование: О признании бездействия незаконным.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что бездействие органа местного самоуправления нарушает его право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N 33-2941/2014


Судья: Егорова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Поляниной О.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М., заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе администрации на решение Волжского районного суда города Саратова от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:
"признать бездействие администрации, выразившееся в нерассмотрении заявления М. от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление М. от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>", заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя М. - С. по доверенности от <дата>, изучив материалы дела,

установила:

М. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации, выраженное в нерассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что <дата> им в администрацию было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. При этом к заявлению были приложены все необходимые документы. Однако в установленные законом сроки какого-либо решения по его заявлению не принято. Полагает, что указанное бездействие администрации нарушает его право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Указывает, что по заявлению М. комитетом по управлению имуществом администрации был подготовлен проект постановления, который находится на согласовании в структурных подразделениях администрации, в связи с чем незаконное бездействие со стороны администрации отсутствует.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).
На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Анализ изложенных норм права свидетельствует о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность входит в полномочия органов местного самоуправления.
Постановлением администрации от 29 февраля 2012 года N 241 был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального образования "город Саратов" и осуществляется через отраслевое (функциональное) структурное подразделение - комитет по управлению имуществом города Саратова.
В случае если осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, решение по заявлению о предоставлении земельного участка принимается в течение 30 дней со дня поступления такого заявления (п. 2.4 Административного регламента).
Из материалов дела следует, что <дата> М. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. На испрашиваемом земельном участке располагаются объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя (л.д. 5).
При таких обстоятельствах с учетом приведенных правовых норм разрешение указанного заявления входит в компетенцию администрации как органа местного самоуправления.
Судом установлено, не оспаривалось при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не оспаривается в рассматриваемой апелляционной жалобе, что заявление М. о приобретении права собственности на земельный участок принято к рассмотрению администрацией.
Вместе с тем в нарушение требований п. 6 ст. 36 ЗК РФ решение по указанному заявлению администрацией не принято, что дает судебной коллегии основание согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконном бездействии администрации, выразившемся в нерассмотрении заявления М. от <дата> в установленный законом срок, и приведшем к нарушению его права на разрешение заявления о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Довод жалобы об отсутствии со стороны администрации незаконного бездействия ввиду того, что проект постановления, подготовленный по заявлению М., находится на согласовании в структурных подразделениях администрации, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, поскольку законом установлен конкретный срок, в течение которого должно быть принято решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, и сводятся, по сути, к неверному толкованию ее автором норм действующего законодательства, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)