Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2015 N 09АП-23773/2015 ПО ДЕЛУ N А40-8731/15

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 г. N 09АП-23773/2015

Дело N А40-8731/15

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Поташовой Ж.В., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Быкова А.Ю.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2015 по делу N А40-8731/15, принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи 149-64)
по заявлению ИП Быкова А.Ю. (143050, МО, Одинцовский район, пгт. Большие Вяземы, п. Школьный, д. 4, кв. 5)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным действий,
при участии:
- от заявителя: Баулин А.С. по доверенности от 31.03.2015;
- от ответчика: Золотов Л.А. по доверенности от 30.12.2014;

- установил:

ИП Быков А.Ю. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик,) по отказу выдать распоряжение об утверждении схемы земельного участка на кадастровой карте площадью 1890 кв. м, расположенного по адресу: Москва, 2-я Фрезерная ул., вл. 4а, выраженных в письме Департамента N 33-5-29485/14-(0)-1 от 30.10.2014 и обязании выдать распоряжение об утверждении схемы земельного участка на кадастровой карте площадью 1890 кв. м, расположенного по адресу: Москва, 2-я Фрезерная ул., вл. 4а.
Решением суда от 21.04.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил письменные возражения на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом городского имущества города Москвы и Быковым Андреем Юрьевичем заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N М-04-022691 от 27.12.2002 г. о переходе прав на земельный участок площадью 4697 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-я Фрезерная ул., вл. 4а, с кадастровым номером 77:04:0002001:51 (Далее - земельный участок), от 23.05.2013, на основании договора уступки прав аренды N 2 от 26.03.2013 г., в связи с переходом к Заявителю права собственности на здание, расположенного на указанном земельном участке, в порядке, предусмотренном ст. 35 ЗК РФ, ст. 271 ГК РФ. Сроком действия с 27.12.2002 по 27.12.2051.
15.10.2014 заявитель обратился в Департамент за услугой "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории". Согласно Выписке из электронного журнала регистрации и контроля за обращением заявителей в службу "одного окна" от 15.10.2014 N 33-5-29485/14-(0)-0 к обращению были приложены все документы, необходимые для оказания данной услуги, в том числе Схема Земельного участка.
Департамент городского имущества города Москвы рассмотрев запрос от 15.10.2014 N б/н (вх. от 15.10.2014 N 33-5-29485/14-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с отсутствием оснований для уменьшения площади земельного участка.
Заявитель, посчитав действия Департамента городского имущества города Москвы незаконными обжаловал их в Арбитражный суд г. Москвы.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения ИП Быкова А.Ю. в Департамент за получением указанной услуги послужила необходимость в уменьшении площади Земельного участка, в связи с несоразмерностью его площади по отношению к площади застройки здания нежилого назначения, общая площадь: 970,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-я Фрезерная, д. 4А, принадлежащее Заявителю на праве собственности на основании Свидетельства о государственной регистрации права 77-АО 621363 от 23.05.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 мая 2013 года сделана запись регистрации 77-77-04/090/2013-064. Указанное здание используется для административных целей -размещения офисных помещений.
Заявителем была подготовлена схема земельного участка, с указанием оптимальной площади земельного участка, которая составляет 1890 кв. м, и его координат, с соблюдением градостроительных норм и правил.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами города Москвы.
Статьей 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков (для последующего установления прав пользования земельными участками) устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Для эксплуатации здания по адресу: г. Москва, ул. 2-я Фрезерная, д. 4А сформирован земельный участок площадью 4697 кв. м (в границах ограждения) и поставлен на государственный учет с кадастровым номером 77:04:0002011:51.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002011:51 с границами смежных земельных участков отсутствует.
Объекты капитального строительства, правообладателями которых являются третьи лица, в границах данного земельного участка отсутствуют.
В связи с чем, основания для уменьшения площади земельного участка, необходимого для эксплуатации здания по адресу: г. Москва, ул. 2-я Фрезерная, д. 4А, не усматриваются.
Кроме того, 25.07.2014 заявитель уже обращался за указанной госуслугой, письмом от 08.08.2014 N 33-5-21846/14-(0)-1 Департаментом также было ему отказано по тем же самым основаниям, указанный отказ заявителем не оспорен.
Как уже установлено, договор аренды от 27.12.2002 N М-04-022691 земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:51 по адресу: 2-я Фрезерная ул., вл. 4А, заключен сроком с 27.12.2002 по 27.12.2051, для целей эксплуатации административного здания.
По периметру участка заявителя установлен забор.
Здание заявителя расположено в застроенной территории. По границам участка заявителя проходят иные земельные участки.
Так с Севера земельный участок заявителя граничит с земельным участок улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:04:0002001:186 (ул. Фрезерная 2-я (г Москва, ул. 2-я Фрезерная, ЗУ 04/77/00668 является УЧ.3901 перечня ЗУ существующей УДС от границы с ЗУ 04/77/00667 (фрезер шоссе) до границы с ЗУ 04/77/00389 (Фрезерная 1-я ул.).
С Востока - с ЗУ с к. н. 77:04:0002001:37 (ул. 2-я Фрезерная д. 6 корп. 2 (г Москва, ул. 2-я Фрезерная, вл. 6, корпус 2).
С Запада - с ЗУ с к. н. 77:04:0002001:163 (ул. Фрезерная 2-я д. 4 (г Москва, ул. 2-я Фрезерная, вл. 4).
С Юга и Юго-Запада - с двумя ЗУ с к. н. 77:04:0002001:99 (ул. Басовская д. 5 стр. 1 (г Москва, ул. Басовская, вл. 5, стр. 1) и ЗУ с к. н. 77:04:0002001:113 (ул. Басовская д. 3 (г. Москва, ул. Басовская вл. 3).
Таким образом, границы земельного участка существуют на местности более 12 лет. Сформированы с учетом фактического землепользования, а также с учетом границ соседних земельных участков.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Между тем, как указано выше, обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возникает, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет.
В данном случае такого условия не имеется.
Согласно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с абз. 1 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с нормами федерального законодательства ст. 11.9 ЗК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", устанавливающими требования к формированию земельных участков, не допускается образование земельных участков, приводящих к вклиниваниям, вкрапливаниям, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатков, приводящих к пересечениям, наложениям границ, нарушая требования, установленные настоящими законами.
Таким образом, Департамент действовал в строгом соответствии с требованиями земельного законодательства.
Более того, согласно положениям, указанным в Определении ВАС РФ от 26.04.2013 N ВАС-4953/13 в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При отсутствии утвержденных нормативов размер предоставляемого земельного участка определяется на основании абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (возможность осуществлять эксплуатацию и обслуживание объекта собственником здания, строения или сооружения), а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Между тем, площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, определена в действующем договоре аренды земельного участка, стороной которого является заявитель.
Доказательств того, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением норм действующего законодательства, а также доказательств того, что у департамента возникла обязанность по уменьшению данного земельного участка в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.07.2007 N 573-О-О положение пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предполагает произвольное определение границ земельного участка. Границы устанавливаются, во-первых, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, во-вторых, на основании дежурной карты исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а не каких-либо иных органов или собственника, арендатора здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке.
Кроме того, обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку (ч. 4 ст. 41 ГК РФ).
В связи с тем, что земельный участок огорожен забором, входные ворота расположены со стороны ул. 2-ая Фрезерная (со стороны улично-дорожной сети), при этом здание находится в глубине земельного участка по отношению к улице 2-ая Фрезерная, следовательно, раздел имеющегося земельного участка на несколько земельных участков лишит арендатора возможности прохода и проезда, что противоречит ч. 4 ст. 41 ГК РФ.
Согласно статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
До настоящего времени проект межевания квартала по указанному адресу не утвержден. Рассмотрение вопроса формирования земельного участка для эксплуатации административного здания в иных границах будет возможно после утверждения проекта межевания территории квартала по указанному адресу.
Пункт 4 ст. 43 ГрК РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
На основании статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (часть 4 статьи 421 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (часть 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав заключенным с ним договором аренды земельного участка.
Выпуск схемы расположения нового участка, фактически будет означать изменение предмета договора.
Между тем, в связи с тем, что в соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, изменение кадастрового номера земельного участка, его площади, границ, вида разрешенного использования (следовательно - кадастровой стоимости, что автоматически ведет к изменению размера арендной платы) фактически означает заключение нового договора.
На основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, земельный участок может являться объектом гражданских прав, только после проведения работ по межеванию земельного участка (определению и закреплению его границ на местности) и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, снятие с кадастрового учета спорного земельного участка повлечет за собой исчезновение предмета действующего договора аренды.
Кроме того, спорный земельный участок имеет статус "ранее учтенный" и не подлежит снятию с кадастрового учета.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2015 по делу N А40-8731/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
В.И.ПОПОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)