Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1583/2015

Требование: О признании незаконными действий по принятию постановлений о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и об изменении характеристик участка.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Постановлениями нарушены требования законодательства в части предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для использования не по целевому назначению, а именно - для промышленной разработки полезных ископаемых.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N 33-1583/2015


Судья Григорьев С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Сенякина И.И.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Пономаревского района о признании действия администрации муниципального образования Пономаревский район Пономаревского района Оренбургской области по принятию постановления N от (дата) года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования Дюсметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области", постановления от (дата) года N "Об изменении характеристик земельного участка" незаконными, обязании отменить постановление N от (дата) года и постановление N-N от (дата) года.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснения прокурора Губаревой О.А., представителей заинтересованных лиц - Д., Г. и Х., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании действий администрации муниципального образования "Пономаревский район" Пономаревского района Оренбургской области по принятию постановления N от (дата) года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования "Дюсметьевский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области", постановления администрации муниципального образования "Пономаревский район" Пономаревского района от (дата) года N-N "Об изменении характеристик земельного участка" незаконными, обязании администрации МО "Пономаревский район" Пономаревского района отменить постановление администрации МО "Пономаревский район" Пономаревского района Оренбургской области N от (дата) года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования "Дюсметьевский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области", постановления администрации муниципального образования "Пономаревский район" Пономаревского района от (дата) года N-N "Об изменении характеристик земельного участка" в течение *** дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В заявлении в обосновании иска прокурор указал, что постановление администрации МО "Пономаревский район" N от (дата) г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования Дюсметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии с данным постановлением администрации МО "Дюсметьевский сельсовет" предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером N, местоположением: (адрес), земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования для разработки общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд поселения (группа ***), площадью *** кв. м.
В соответствии со ст. 77, ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 года N 101-ФЗ, ст. 2 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 года N 118/16-111-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" землями сельскохозяйственного назначения признаются земли предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства.
Постановлением администрации МО "Пономаревский район" от (дата) года N нарушены требования федерального и регионального законодательства в части предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для использования не по целевому назначению, а именно - для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа ***). Данный вид использования земельного участка сельскохозяйственного назначения не предусмотрен Земельным Кодексом Российской Федерации и иным законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Согласно приложению N к Постановлению Правительства Оренбургской области от (дата) N к группе *** относятся земли сельскохозяйственного назначения, малопригодные под пашню, но используемые для выращивания некоторых видов технических культур, многолетних насаждений, ягодников, чая, винограда, риса; к группе *** относятся прочие земли сельскохозяйственного назначения, в том числе болота, нарушенные земли, земли занятые полигонами, свалками, оврагами, песками, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений. В нарушение требований горный отвод, проект рекультивации земель администрацией МО "Пономаревский район" не оформлен, земли в категорию промышленности не переведены, в постановлении не имеется каких-либо сведений, что земельный участок с кадастровым номером N является малопригодным под пашню, но используемым для выращивания некоторых видов технических культур, многолетних насаждений, ягодников, чая, винограда, риса. Данный земельный участок является вновь образованным, сведений о нахождении на данном участке болот, нарушенных земель, земель занятых полигонами, свалкам, оврагами, песками не имеется. Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не предусмотренных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Кроме того постановлением администрации муниципального образования "Пономаревский район" от (дата) года N "Об изменении характеристик земельного участка" земельному участку с кадастровым номером N установлен вид разрешенного использования - группа ***.
Согласно приложению N к постановлению Правительства Оренбургской области от (дата) N к группе *** относятся прочие земли сельскохозяйственного назначения, в том числе болота, нарушенные земли, земли занятые полигонами, свалками, оврагами, песками. Земельный участок с кадастровым номером N является вновь образованным и сведений о нахождении на данном участке болот, нарушенных земель, земель занятых полигонами, свалками, оврагами песками не имеется. Указанным постановлением нарушены нормы земельного законодательства Российской Федерации в части предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гумеров М.Ю. уточненные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, обосновав дополнительно тем, что действия по принятию постановления незаконными, поскольку дано поручение отделу по управлению имуществом изменить вид разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования для разработки общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд поселения. В постановлении N установлена категория земель сельскохозяйственного назначения. Постановлением N-N выполнено поручение, указанное в постановлении N, в нарушении п. 4 ст. 14 ФЗ N 172, которым предусмотрено права изменять вид разрешенного использования в случае, если категория земель не указана в правоустанавливающем документе.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Пономаревский район" Г., действующий на основании доверенности, с заявлением прокурора не согласился, пояснил, что согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, который в настоящее время отсутствует, но имеются разъяснения в части целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которых действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен. Кроме того, согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Таким образом, считает, что изменение разрешенного использования может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Пономаревский район" Д., действующий на основании доверенности, с заявлением прокурора не согласился, пояснив, что закон N 172 позволяет изменять вид разрешенного использования земельного участка. Приказ N 445 Минэкономразвития РФ установил виды разрешенного использования для определенных категорий земель.
Вид разрешенного использования как разработка полезных ископаемых на землях промышленности не предусмотрен.
Предоставляемый земельный участок сельской администрации относится к землям сельскохозяйственного назначения. Участок имеет стоимость ***, что в три раза ниже среднего показателя кадастровой стоимости по *** району составляющее ***, по группе *** относится к прочим землям сельскохозяйственного назначения и не может использоваться под пашню. Земельный участок будет нарушенным вследствие разработки полезных ископаемых.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования "Дюсметьевский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" Х. в судебном заседании просил отказать в заявлении прокурора.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области направило в суд отзыв, в котором просило заявление прокурора удовлетворить и дело рассмотреть в отсутствии представителя. В отзыве указало, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером N из категории сельскохозяйственного назначения в земли иной категории соответствующей разрешенному использованию для разработки общераспространенных полезных ископаемых участка с номером N отсутствуют.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2014 года в удовлетворении иска прокурора Пономаревского района Оренбургской области отказано.
С этим решением суда не согласилось Управление Росреестра по Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Оренбургской области не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется в зависимости от их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьями 77, 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования "Пономаревский район" N от (дата) года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования "Дюсметьевский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" администрации муниципального образования "Дюсметьевский сельсовет" предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером N, местоположением: (адрес), земельный участок, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования для разработки общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд поселения (группа ***), площадью *** кв. м.
Постановление администрации муниципального образования Пономаревский район от (дата) года N вид разрешенного использования не устанавливает, а только поручает отделу по управлению имуществом и земельным отношениям администрации района изменить вид разрешенного использования.
Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочии, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 11 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" установлено, что муниципальное образование при совершении действий по управлению и распоряжению земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения осуществляет свои полномочия через органы местного самоуправления муниципального района или городского округа в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и настоящим Законом.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что постановление от (дата) года N вынесено в пределах полномочий администрации муниципального образования Пономаревский район, предусмотренных действующим законодательством.
Постановлением администрации муниципального образования "Пономаревский район" Пономаревского района от (дата) года N-N "Об изменении характеристик земельного участка" установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - для разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа ***).
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от (дата) года земельный участок имеет кадастровый номер N части кадастрового квартала N разрешенное использование для разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа ***), категория земли: земли сельскохозяйственного назначения. Сведения о правах и обременении третьими лицами отсутствуют.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Таким образом, законом не исключается возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, связанную с добычей полезные ископаемых.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
В письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от (дата) N дано разъяснение о том, что до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких земельных участков, за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний.
В судебном заседании было установлено, что указанный земельный участок не относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Кроме того, оспариваемое постановление об изменении разрешенного использования земельного участка, вынесенное до принятия решения о переводе земельного участка в другую категорию, не свидетельствует о превышении ответчиком своей компетенции, поскольку принятое постановление не изменяет категорию земель и не отменяет необходимость перевода земельного участка из одной категории в другую в целях использования земельного участка согласно разрешенного использования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Оренбургской области от (дата) года N было издано в целях определения платы за землю, не опровергает выводов суда, поскольку в силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, и данный показатель является подтверждением, характеризующим ценность земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)