Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3372/2013Г.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N 33-3372/2013г.


Судья Новицкая Г.Г.
Докладчик Маншилина Е.И.

судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Маншилиной Е.И., Поддымова А.В.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя К. КВФ на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 октября 2013 года, которым постановлено:
"К. КВФ в иске к ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Липецкой области об обязании внести изменения в кадастровый номер отказать".
Заслушав доклад судьи Маншилиной Е.И., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Липецкой области, просила признать незаконными действия по внесению изменений в кадастровый номер на земельный участок <адрес>, восстановить кадастровый номер N на указанный земельный участок на основании зарегистрированного договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить кадастровый номер N на жилой дом по <адрес>, который существовал в документах до <данные изъяты>. В обоснование требований ссылалась на то, что она является собственником жилого дома <адрес>. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер дома N. В связи с произведенной перепланировкой дома она обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области за получением кадастрового паспорта на дом. В выданном ей кадастровом паспорте указан кадастровый номер земельного участка N Полагает, что в результате необоснованных действий ответчиков присвоены два кадастровых номера одному участку. Земельный участок по данному адресу был предоставлен ей по договору аренды в <данные изъяты>, к договору приложен кадастровый план участка с кадастровым номером N. Однако в <данные изъяты> ей был выдан кадастровый паспорт на данный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. По сообщению Управления Росреестра по Липецкой области данные номера равноценны, изменения внесены на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Считает необоснованным изменение кадастрового номера земельного участка <адрес> с кадастрового номера N.
В судебном заседании заявитель К. поддержала заявленные требования, указав, что ей в аренду предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером N. По ее мнению, изменение кадастрового номера участка вносит в одностороннем порядке изменение в договор аренды земельного участка, что противоречит действующему законодательству. Указала, что изменение кадастрового номера данного земельного участка нарушает ее права, так как при вынесении координат участка с кадастровым номером N установлено, что имеются наложения на смежные земельные участки N<адрес>.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю. возражала против удовлетворения заявления, указав, что в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 апреля 2011 года N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" изменена структура кадастровых номеров - убраны незначащие нули в номере земельного участка. Предыдущий кадастровый номер N изменен на кадастровый номер N при этом характеристики земельного участка, содержащиеся в сведениях государственного кадастра недвижимости, не изменились. Истцу выдавались кадастровые выписки с кадастровыми номерами N на земельный участок <адрес>, данные номера равнозначны. В связи с изменением структуры кадастровых номеров восстановление кадастрового номера N и выдача кадастрового паспорта на земельный участок с N невозможны.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что управление не является надлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости. Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области, который является самостоятельным юридическим лицом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе заявитель К. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения заявителя К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю., изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления К., суд исходил из того, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по изменению структуры кадастрового номера земельного участка являются законными, обоснованными и прав заявителя К. не нарушают. При отказе в удовлетворении требований К., предъявленных к Управлению Росреестра по Липецкой области суд исходил из того, что управление не наделено полномочиями по проведению государственного кадастра недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и представленных по делу доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета" на территории Липецкой области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области).
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, согласно п. 15 которого, запись о кадастровом делении территории кадастрового округа в Реестре имеет следующую структуру: 1) номера кадастровых районов, входящих в состав кадастрового округа; 2) номера кадастровых кварталов, входящих в состав каждого кадастрового района кадастрового округа; 3) наименования кадастровых районов; 4) описание местоположения границ единиц кадастрового деления: список координат характерных точек границ кадастрового округа, кадастровых районов и кадастровых кварталов; текстовое описание прохождения границ кадастрового округа, кадастровых районов и кадастровых кварталов с указанием базисов кадастрового деления; 5) реквизиты приказов органа кадастрового учета о кадастровом делении территории кадастрового округа.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 апреля 2011 года N 144 утвержден Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.
Согласно Порядку кадастрового деления территории Российской Федерации в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - орган кадастрового учета) осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая и изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее также - единицы кадастрового деления) (п. 1). Территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Каждому кадастровому округу присваиваются уникальные учетный номер и наименование (п. 2). Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Каждому кадастровому району присваиваются уникальные учетный номер и наименование. Учетный номер кадастрового района состоит из учетного номера кадастрового округа, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового района в кадастровом округе (п. 3). Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе (п. 4). При присвоении учетных номеров единиц кадастрового деления применяются десятичные числа, записанные арабскими цифрами. Максимальное количество знаков в учетных и порядковых номерах единиц кадастрового деления не ограничивается (п. 5).
Как следует из положений Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости: 1) при постановке на государственный кадастровый учет; 2) при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном ч. 3 и 7 ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (п. 2). Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком (п. 3). Кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре объектов недвижимости (п. 5).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, К. на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Жилому дому присвоен кадастровый номер N, что подтверждается техническим паспортом на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-22). В кадастровом паспорте на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ указан кадастровый номер земельного участка N (л.д. 54-55).
Постановлением главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок по указанному адресу с кадастровым номером N общей площадью <данные изъяты>. предоставлен К. в аренду сроком на 25 лет. На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ с К. был заключен договор аренды указанного земельного участка.
Ранее указанный земельный участок был предоставлен прежнему собственнику домовладения КВФ в аренду на основании постановления администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ N. На основании указанного постановления и заявления КВФ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет. С даты постановки на государственный кадастровый учет земельного участка изменения в кадастровые сведения о земельном участке не вносились, что подтверждается сообщением ФБУ "Кадастровая палата" по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый номер N, площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам межевания (л.д. 28-30).
Согласно сообщению управления Росреестра по Липецкой области от 04 сентября 2012 года N 01/16-4514 в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04 апреля 2011 года N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" изменена структура кадастровых номеров, убраны незначащие нули в номере земельного участка. Предыдущий кадастровый номер N равноценен кадастровому номеру N. При изменении структуры кадастрового номера характеристики земельного участка с кадастровым номером N), содержащиеся в сведениях государственного кадастра недвижимости, не изменялись (л.д. 32-33).
Обоснованно судом признаны несостоятельными доводы заявителя К., что изменение кадастрового номера (структуры кадастрового номера) привело к тому, что изменились координаты земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Правобережного районного суда г. Липецка от 04 февраля 2013 года К. отказано в удовлетворении иска к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области о признании действий незаконными, обязании восстановить границы земельного участка. При рассмотрении дела судом установлено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области не вносило изменения в сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 40-42).
Таким образом, материалами дела установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> имеет кадастровый номер, который отвечает требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от 04 апреля 2011 года N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" и п. 15 Приказа Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости". Доказательств их несоответствия приведенным правовым нормам не представлено, ввиду чего суд обоснованно установил отсутствие нарушения прав заявителя действиями ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области по изменению кадастрового номера указанного имущества. То обстоятельство, что земельный участок <адрес>, предоставленный истцу в аренду, в настоящее время имеет N отличный от кадастрового номера на момент постановки земельного участка (N), прав заявителя К. никоим образом не нарушает, поскольку фактически речь идет об одном и том же земельном участке, но без указания в регистрационном кадастровом номере в последних цифрах трех нулей, а добавление одного нуля в порядковом номере кадастрового квартала не свидетельствует, что земельный участок находится в другом кадастровом квартале. В данном случае в целом организационно была изменена структура кадастровых номеров при регистрации земельных участков.
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя К. ФИО13 - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)