Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" Букашкина М.И. по доверенности от 09.12.2009, от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Луговкина В.В. по доверенности от 19.01.2010 N 13-20-27, Смирнова Н.Н. по доверенности от 12.01.2010 N 13-20-12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2010 года по делу N А66-15230/2009 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" (далее - общество, ООО "Велес-Агро") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - управление, управление Россельхознадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2009 N 11-12/214 (01) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21.01.2010 по делу N А66-15230/2009 в удовлетворении требований ООО "Велес-Агро" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у управления Россельхознадзора полномочий по привлечению к ответственности по статье 8.8 КоАП РФ за нецелевое использование земель, а также на то, что в протоколе и постановлении не указан состав правонарушения; к участию в деле в качестве третьего лица должно быть привлечено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Управление Россельхознадзора в отзыве и его представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 940 000 кв. м с кадастровым номером 69:08:00 00 11:0186 для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопецкое сельское поселение, около деревни Морожа, о чем выдано соответствующее свидетельство от 20.02.2007 серии 69 АА N 955189.
На основании приказа от 28.09.2009 N 3576-П должностными лицами управления Россельхознадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Велес-Агро" требований земельного законодательства; оформлен акт от 30.10.2009 N 214.
По результатам проверки составлен протокол от 10.12.2009 N 11-12/217 об административном правонарушении (далее - протокол от 10.12.2009 N 11-12/217), в котором зафиксировано, что в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок сельскохозяйственного назначения (сенокосы) общей площадью 2,4 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, 50 м южнее озера Верхнее Сомино, принадлежащий ООО "Велес-Агро", не используется в соответствии с целевым назначением более двух лет, повсеместно зарос сорной растительностью и мелколесьем; земельный участок сельскохозяйственного назначения (пашня, пастбища, сенокосы) общей площадью 17 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, севернее 200 м озера Хвошня (вдоль левой и правой стороны дороги Хвошня - Морожа), не используется по целевому назначению более двух лет, повсеместно зарос сорной растительностью и частично кустарником; на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 12,5 га, расположенном по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, западнее 50 м озера Хвошня, расположены три жилых здания и другие хозяйственные строения, не связанные с использованием для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 га, расположенном по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, северо-западнее 200 м озера Хвошня, ведется несанкционированное строительство объекта, при этом соответствующих разрешений и согласований не представлено.
Рассмотрев протокол от 10.12.2009 N 11-12/217, заместитель руководителя управления вынес постановление от 22.12.2009 N 11-12/214 (01), которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ, на него наложен штраф в размере 10 000 рублей.
ООО "Велес-Агро" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Диспозиция указанной статьи содержит три самостоятельных состава административного правонарушения: использование земель не по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что управление Россельхознадзора пришло к выводу о наличии в действиях ООО "Велес-Агро" двух видов нарушений: неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее - Положение N 689), государственный земельный контроль осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327).
В силу пункта 5 Положения N 689 Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
На основании приведенных выше норм Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение дел о невыполнении требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, управление Россельхознадзора не вправе рассматривать дела об административных правонарушения, выразившихся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
В свою очередь рассмотрение правонарушений, касающихся невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель сельскохозяйственного назначения и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, входит в компетенцию Россельхознадзора.
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрены цели охраны земли, одной из которых является обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В акте проверки от 30.10.2009 N 214, протоколе от 10.12.2009 N 11-12/217, постановлении от 22.12.2009 N 11-12/214 (01) зафиксирован состав правонарушения, выразившийся в невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, в частности земельный участок сельскохозяйственного назначения (сенокосы) общей площадью 2,4 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, 50 м южнее озера Верхнее Сомино, и земельный участок сельскохозяйственного назначения (пашня, пастбища, сенокосы) общей площадью 17 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, севернее 200 м озера Хвошня (вдоль левой и правой стороны дороги Хвошня - Морожа), повсеместно заросли сорной растительностью, мелколесьем и частично кустарником.
Принадлежность указанных земельных участков ООО "Велес-Агро" подтверждается материалами дела.
Отсутствует необходимость в привлечении в качестве третьего лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, так как суд согласился с доводом общества о том, что управление Россельхознадзора не вправе рассматривать дела об административных правонарушения, выразившихся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при наложении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие юридическую ответственность.
Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие юридическую ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении данной нормы и определения конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции статьи 8.8 КоАП РФ, установленному для юридических лиц.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Процедура привлечения ООО "Велес-Агро" к административной ответственности не нарушена.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2010 года по делу N А66-15230/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2010 ПО ДЕЛУ N А66-15230/2009
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2010 г. по делу N А66-15230/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" Букашкина М.И. по доверенности от 09.12.2009, от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Луговкина В.В. по доверенности от 19.01.2010 N 13-20-27, Смирнова Н.Н. по доверенности от 12.01.2010 N 13-20-12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2010 года по делу N А66-15230/2009 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" (далее - общество, ООО "Велес-Агро") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - управление, управление Россельхознадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2009 N 11-12/214 (01) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21.01.2010 по делу N А66-15230/2009 в удовлетворении требований ООО "Велес-Агро" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у управления Россельхознадзора полномочий по привлечению к ответственности по статье 8.8 КоАП РФ за нецелевое использование земель, а также на то, что в протоколе и постановлении не указан состав правонарушения; к участию в деле в качестве третьего лица должно быть привлечено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Управление Россельхознадзора в отзыве и его представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 940 000 кв. м с кадастровым номером 69:08:00 00 11:0186 для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопецкое сельское поселение, около деревни Морожа, о чем выдано соответствующее свидетельство от 20.02.2007 серии 69 АА N 955189.
На основании приказа от 28.09.2009 N 3576-П должностными лицами управления Россельхознадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Велес-Агро" требований земельного законодательства; оформлен акт от 30.10.2009 N 214.
По результатам проверки составлен протокол от 10.12.2009 N 11-12/217 об административном правонарушении (далее - протокол от 10.12.2009 N 11-12/217), в котором зафиксировано, что в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок сельскохозяйственного назначения (сенокосы) общей площадью 2,4 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, 50 м южнее озера Верхнее Сомино, принадлежащий ООО "Велес-Агро", не используется в соответствии с целевым назначением более двух лет, повсеместно зарос сорной растительностью и мелколесьем; земельный участок сельскохозяйственного назначения (пашня, пастбища, сенокосы) общей площадью 17 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, севернее 200 м озера Хвошня (вдоль левой и правой стороны дороги Хвошня - Морожа), не используется по целевому назначению более двух лет, повсеместно зарос сорной растительностью и частично кустарником; на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 12,5 га, расположенном по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, западнее 50 м озера Хвошня, расположены три жилых здания и другие хозяйственные строения, не связанные с использованием для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 га, расположенном по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, северо-западнее 200 м озера Хвошня, ведется несанкционированное строительство объекта, при этом соответствующих разрешений и согласований не представлено.
Рассмотрев протокол от 10.12.2009 N 11-12/217, заместитель руководителя управления вынес постановление от 22.12.2009 N 11-12/214 (01), которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ, на него наложен штраф в размере 10 000 рублей.
ООО "Велес-Агро" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Диспозиция указанной статьи содержит три самостоятельных состава административного правонарушения: использование земель не по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что управление Россельхознадзора пришло к выводу о наличии в действиях ООО "Велес-Агро" двух видов нарушений: неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее - Положение N 689), государственный земельный контроль осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327).
В силу пункта 5 Положения N 689 Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
На основании приведенных выше норм Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение дел о невыполнении требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, управление Россельхознадзора не вправе рассматривать дела об административных правонарушения, выразившихся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
В свою очередь рассмотрение правонарушений, касающихся невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель сельскохозяйственного назначения и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, входит в компетенцию Россельхознадзора.
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрены цели охраны земли, одной из которых является обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В акте проверки от 30.10.2009 N 214, протоколе от 10.12.2009 N 11-12/217, постановлении от 22.12.2009 N 11-12/214 (01) зафиксирован состав правонарушения, выразившийся в невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, в частности земельный участок сельскохозяйственного назначения (сенокосы) общей площадью 2,4 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, 50 м южнее озера Верхнее Сомино, и земельный участок сельскохозяйственного назначения (пашня, пастбища, сенокосы) общей площадью 17 га, расположенный по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, Староторопское сельское поселение, севернее 200 м озера Хвошня (вдоль левой и правой стороны дороги Хвошня - Морожа), повсеместно заросли сорной растительностью, мелколесьем и частично кустарником.
Принадлежность указанных земельных участков ООО "Велес-Агро" подтверждается материалами дела.
Отсутствует необходимость в привлечении в качестве третьего лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, так как суд согласился с доводом общества о том, что управление Россельхознадзора не вправе рассматривать дела об административных правонарушения, выразившихся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при наложении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие юридическую ответственность.
Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие юридическую ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении данной нормы и определения конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции статьи 8.8 КоАП РФ, установленному для юридических лиц.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Процедура привлечения ООО "Велес-Агро" к административной ответственности не нарушена.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2010 года по делу N А66-15230/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес-Агро" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)