Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
при участии представителя истца - Ждановой А.А. (от 01.11.2013),
представителя ответчика - Блиновой Е.В. (доверенность N 91 от 09.10.2013),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 августа 2013 года
по делу N А50-6268/2013,
принятое судьей Батраковой Ю.В.
по иску индивидуального предпринимателя Усова Сергея Юрьевича (ОГРНИП 304590227400041, ИНН 590200403061)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю), Волкова Ирина Анатольевна, индивидуальный предприниматель Козырева Ольга Владимировна (ОГРНИП 311590428600047, ИНН 590417418881)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Усов Сергей Юрьевич (далее - предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8, категории - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под трехэтажное здание магазина смешанных товаров, общей площадью 2652 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Крисанова, 12а, в размере равной его рыночной стоимости: 23 633 325 руб. по состоянию на 06.09.2010 (с учетом уточнения требований, сделанных истцом в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, Волкова И.А., индивидуальный предприниматель Козырева О.В.
Решением суда от 06.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2014 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по мотиву того, что судом апелляционной инстанции не дана оценка представленным в дело доказательствам по вопросу того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410064:8 является вновь образованным. Как указал кассационный суд, исследование вопроса о том, каким образом был сформирован спорный земельный участок, может иметь значение для разрешения вопроса. Кроме того, при направлении дела на новое рассмотрение апелляционному суду указано на то, что не дана надлежащая оценка доводу истца о неприменении к спорным отношениям правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 апелляционная жалоба филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю назначена к новому рассмотрению в судебном заседании на 03.04.2014.
До начала судебного разбирательства от Управления Росреестра по Пермскому краю поступил отзыв с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу ответчика с учетом позиции, изложенной третьим лицом в ранее представленном отзыве от 18.06.2013 N 3641-13.
Третье лицо, ссылаясь на положения ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ об оценочной деятельности), настаивает на том, что при несогласии с кадастровой стоимости по причине ее несоответствия рыночной стоимости последняя должна устанавливаться на ту же дату, что и кадастровая стоимость.
Принявшие участие в судебном заседании 03.04.2014 представители истца и ответчика на своих доводах настаивали.
Представитель предпринимателя, просит апелляционный суд обратить внимание, что на дату рассмотрения и принятия решения по делу, практика по данной категории дел не была сформирована, была разной и до получения разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации истец в силу размытости положений закона не мог верно определить дату, на которую следует проводить рыночную оценку объекта недвижимости.
Представитель ответчика пояснила, что спорный земельный участок является вновь образованным. На вопрос апелляционного суда об обстоятельствах образования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8, образован ли он из земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410064:1 и 59:01:4410064:9 путем их объединения или иным образом, представитель ответчика пояснить не смог.
Представитель истца, отвечая на указанный вопрос, пояснила, что спорный земельный участок был образован путем объединения двух других участков, так как у них одно разрешенное использование и удельные показатели применялись исходя из одной категории участков.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела (ст. 71, 266, 268 АПК РФ), суд апелляционной инстанции, с учетом указаний, сделанных в постановлении суда кассационной инстанции (п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения и отказа в удовлетворении иска.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что предпринимателю на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/4) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410064:8, площадью 2652 кв. м, вид разрешенного использования: под магазины, торговые комплексы, расположенный по адресу: г. Пермь, Ленинский р-н, ул. Крисанова, д. 12а (свидетельство о государственной регистрации права от 10.03.2011 серии 59 ББ 959496).
Согласно кадастровому паспорту данного участка от 15.01.2013 его кадастровая стоимость составляет 47 706 774 руб. 96 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п.
Предприниматель, полагая, что установленная на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 значительно превышает его рыночную стоимость, обратился в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
В обоснование исковых требований предпринимателем в материалы дела представлен отчет N 59/О-12 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненный оценщиком - предпринимателем Козыревой О.В., по состоянию на 06.09.2010 - дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края, кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010. Указанное Постановление вступает в силу с 01.01.2013, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 в размере 47 706 774 руб. 96 коп., при этом оценивался не непосредственно участок, а стоимость его определялась в результате умножения площади участка на удельный показатель.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 равной его рыночной стоимости, установленной оценщиком в отчете N 59/О-12 по состоянию на 06.09.2010, то есть на дату внесения сведений об участке в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем апелляционный суд не может согласиться с данным решением в силу следующего.
Согласно ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ об оценочной деятельности, действовавшей на дату рассмотрения спора судом первой инстанции, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу п.п. 2, 4 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил).
Согласно п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5 названных Методических указаний).
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края.
Согласно этому Постановлению, кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 от 15.01.2013, номер участка внесен в государственный кадастр недвижимости 06.09.2010, видом разрешенного использования - "под 3-этажное здание магазина смешанных товаров (лит. Б, Б1)", предыдущие земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410064:1 и 59:01:4410064:9 равнозначны номерам 59:01:44 1 0064:001 и 59:01:44 1 0064:009 (т. 1, л.д. 10).
Как пояснил суду представитель истца, спорный земельный участок образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410064:1 и 59:01:4410064:9, вид разрешенного использования исходных участков и вновь образованного земельного участка не менялся. Кадастровая стоимость вновь образованного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 определена как производное площади участка на удельный показатель вида разрешенного использования, утвержденный Постановлением Правительства 727-п, определенный по состоянию на 01.01.2010.
Согласно отчету N 59/О-12 рыночная стоимость спорного участка определена по состоянию на 06.09.2010, то есть иную, чем дата, на которую определена кадастровая стоимость.
Вместе с тем требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит удовлетворению в случае их несоответствия, поскольку кадастровая стоимость участка определена на дату 01.01.2010, а рыночная на иную дату - 06.09.2010, соотнести их и сделать вывод о несоответствии кадастровой стоимости рыночной стоимости, невозможно, в связи с чем требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
Кроме того, с 01.01.2014 действует новая кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2013. С учетом того, что кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной решением суда применяется только с момента вступления решения суда в законную силу, установление кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 невозможно ввиду наличия кадастровой стоимости определенной по состоянию на 01.01.2013 и ведения кадастра с учетом принципа непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Доводы предпринимателя о том, что решение Арбитражного суда Пермского края по данному делу принято 06.08.2013, то есть до момента опубликования Постановления N 10761/11 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следовательно, изложенная в этом постановлении правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, применению не подлежит, рассмотрены апелляционным судом и отклонены.
Апелляционный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении требований, исходил из положений действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и Методических указаний. В арбитражных судах Уральского округа практика по вопросу на какую дату необходимо определять рыночную стоимость являлась единообразной (например дела А60-42259/2012, А60-43702/12) и соответствовала правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене (ч. 1 ст. 270 АПК РФ), в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2013 по делу N А50-6268/2013 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю из федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной платежным поручением от 04.07.2013 N 5444522, оригинал которого находится в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2014 N 17АП-11367/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-6268/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. N 17АП-11367/2013-ГК
Дело N А50-6268/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
при участии представителя истца - Ждановой А.А. (от 01.11.2013),
представителя ответчика - Блиновой Е.В. (доверенность N 91 от 09.10.2013),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 августа 2013 года
по делу N А50-6268/2013,
принятое судьей Батраковой Ю.В.
по иску индивидуального предпринимателя Усова Сергея Юрьевича (ОГРНИП 304590227400041, ИНН 590200403061)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю), Волкова Ирина Анатольевна, индивидуальный предприниматель Козырева Ольга Владимировна (ОГРНИП 311590428600047, ИНН 590417418881)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Усов Сергей Юрьевич (далее - предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8, категории - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под трехэтажное здание магазина смешанных товаров, общей площадью 2652 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Крисанова, 12а, в размере равной его рыночной стоимости: 23 633 325 руб. по состоянию на 06.09.2010 (с учетом уточнения требований, сделанных истцом в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, Волкова И.А., индивидуальный предприниматель Козырева О.В.
Решением суда от 06.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2014 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по мотиву того, что судом апелляционной инстанции не дана оценка представленным в дело доказательствам по вопросу того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410064:8 является вновь образованным. Как указал кассационный суд, исследование вопроса о том, каким образом был сформирован спорный земельный участок, может иметь значение для разрешения вопроса. Кроме того, при направлении дела на новое рассмотрение апелляционному суду указано на то, что не дана надлежащая оценка доводу истца о неприменении к спорным отношениям правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 апелляционная жалоба филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю назначена к новому рассмотрению в судебном заседании на 03.04.2014.
До начала судебного разбирательства от Управления Росреестра по Пермскому краю поступил отзыв с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу ответчика с учетом позиции, изложенной третьим лицом в ранее представленном отзыве от 18.06.2013 N 3641-13.
Третье лицо, ссылаясь на положения ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ об оценочной деятельности), настаивает на том, что при несогласии с кадастровой стоимости по причине ее несоответствия рыночной стоимости последняя должна устанавливаться на ту же дату, что и кадастровая стоимость.
Принявшие участие в судебном заседании 03.04.2014 представители истца и ответчика на своих доводах настаивали.
Представитель предпринимателя, просит апелляционный суд обратить внимание, что на дату рассмотрения и принятия решения по делу, практика по данной категории дел не была сформирована, была разной и до получения разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации истец в силу размытости положений закона не мог верно определить дату, на которую следует проводить рыночную оценку объекта недвижимости.
Представитель ответчика пояснила, что спорный земельный участок является вновь образованным. На вопрос апелляционного суда об обстоятельствах образования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8, образован ли он из земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410064:1 и 59:01:4410064:9 путем их объединения или иным образом, представитель ответчика пояснить не смог.
Представитель истца, отвечая на указанный вопрос, пояснила, что спорный земельный участок был образован путем объединения двух других участков, так как у них одно разрешенное использование и удельные показатели применялись исходя из одной категории участков.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела (ст. 71, 266, 268 АПК РФ), суд апелляционной инстанции, с учетом указаний, сделанных в постановлении суда кассационной инстанции (п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения и отказа в удовлетворении иска.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что предпринимателю на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/4) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410064:8, площадью 2652 кв. м, вид разрешенного использования: под магазины, торговые комплексы, расположенный по адресу: г. Пермь, Ленинский р-н, ул. Крисанова, д. 12а (свидетельство о государственной регистрации права от 10.03.2011 серии 59 ББ 959496).
Согласно кадастровому паспорту данного участка от 15.01.2013 его кадастровая стоимость составляет 47 706 774 руб. 96 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п.
Предприниматель, полагая, что установленная на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 значительно превышает его рыночную стоимость, обратился в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
В обоснование исковых требований предпринимателем в материалы дела представлен отчет N 59/О-12 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненный оценщиком - предпринимателем Козыревой О.В., по состоянию на 06.09.2010 - дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края, кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010. Указанное Постановление вступает в силу с 01.01.2013, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 в размере 47 706 774 руб. 96 коп., при этом оценивался не непосредственно участок, а стоимость его определялась в результате умножения площади участка на удельный показатель.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 равной его рыночной стоимости, установленной оценщиком в отчете N 59/О-12 по состоянию на 06.09.2010, то есть на дату внесения сведений об участке в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем апелляционный суд не может согласиться с данным решением в силу следующего.
Согласно ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ об оценочной деятельности, действовавшей на дату рассмотрения спора судом первой инстанции, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу п.п. 2, 4 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил).
Согласно п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5 названных Методических указаний).
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края.
Согласно этому Постановлению, кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 от 15.01.2013, номер участка внесен в государственный кадастр недвижимости 06.09.2010, видом разрешенного использования - "под 3-этажное здание магазина смешанных товаров (лит. Б, Б1)", предыдущие земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410064:1 и 59:01:4410064:9 равнозначны номерам 59:01:44 1 0064:001 и 59:01:44 1 0064:009 (т. 1, л.д. 10).
Как пояснил суду представитель истца, спорный земельный участок образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410064:1 и 59:01:4410064:9, вид разрешенного использования исходных участков и вновь образованного земельного участка не менялся. Кадастровая стоимость вновь образованного участка с кадастровым номером 59:01:4410064:8 определена как производное площади участка на удельный показатель вида разрешенного использования, утвержденный Постановлением Правительства 727-п, определенный по состоянию на 01.01.2010.
Согласно отчету N 59/О-12 рыночная стоимость спорного участка определена по состоянию на 06.09.2010, то есть иную, чем дата, на которую определена кадастровая стоимость.
Вместе с тем требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит удовлетворению в случае их несоответствия, поскольку кадастровая стоимость участка определена на дату 01.01.2010, а рыночная на иную дату - 06.09.2010, соотнести их и сделать вывод о несоответствии кадастровой стоимости рыночной стоимости, невозможно, в связи с чем требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
Кроме того, с 01.01.2014 действует новая кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2013. С учетом того, что кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной решением суда применяется только с момента вступления решения суда в законную силу, установление кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 невозможно ввиду наличия кадастровой стоимости определенной по состоянию на 01.01.2013 и ведения кадастра с учетом принципа непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Доводы предпринимателя о том, что решение Арбитражного суда Пермского края по данному делу принято 06.08.2013, то есть до момента опубликования Постановления N 10761/11 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следовательно, изложенная в этом постановлении правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, применению не подлежит, рассмотрены апелляционным судом и отклонены.
Апелляционный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении требований, исходил из положений действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и Методических указаний. В арбитражных судах Уральского округа практика по вопросу на какую дату необходимо определять рыночную стоимость являлась единообразной (например дела А60-42259/2012, А60-43702/12) и соответствовала правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене (ч. 1 ст. 270 АПК РФ), в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2013 по делу N А50-6268/2013 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю из федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной платежным поручением от 04.07.2013 N 5444522, оригинал которого находится в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)