Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 года, принятое судьей Богатыревой Г.И. по делу N А41-58353/12 по исковому заявлению ОАО "АгроКом" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области,
при участии в заседании:
- от ООО "АгроКом" - Смирнова М.Н. по доверенности N 2-1 от 10.01.2014, генеральный директор Панова О.Э. (решение от 08.04.2011);
- от Администрации Раменского муниципального района Московской области - Мишина В.Ю. по доверенности N 1215исх14 от 30.06.2014;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзлякова Л.А. по доверенности N 12исх3798 от 24.03.2014;
- от иных участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
установил:
ООО "АгроКом" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением", уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованиями:
- - признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0114 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0119 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0085 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0081 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050384:33 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050453:4 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050453:3 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050384:32 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050373:0048 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0102 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0101 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0046 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:061 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0094 в размере 1 690,83 руб.;
- - признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0114 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0119 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0085 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0081 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050384:33 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050453:4 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050453:3 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050384:32 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050373:0048 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0102 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0101 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0046 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:061 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0094 в размере 188 527 545 руб.;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026; 50:23:0050373:0114; 50:23:0050373:0119; 50:23:0050373:0085; 50:23:0050373:0081; 50:23:0050384:33; 50:23:0050453:4; 50:23:0050453:3; 50:23:0050384:32; 50:23:0050373:0048; 50:23:0050373:0102; 50:23:0050373:0101; 50:23:0050373:0046; 50:23:0050373:061; 50:23:0050373:0094 с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 25.11.2011 г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости удельных показателей и кадастровой стоимости, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ, в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельных участков - рыночную стоимость земельных участков и 1 кв. м каждого из них:
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 года по делу N А41-58353/12 требования ООО "АгроКом" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Раменского муниципального района Московской области, в которой третье лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители Администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "АгроКом" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Из материалов дела следует, что истец является собственником следующих земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026; 50:23:0050373:0114; 50:23:0050373:0119; 50:23:0050373:0085; 50:23:0050373:0081; 50:23:0050384:33; 50:23:0050453:4; 50:23:0050453:3; 50:23:0050384:32; 50:23:0050373:0048; 50:23:0050373:0102; 50:23:0050373:0101; 50:23:0050373:0046; 50:23:0050373:061; 50:23:0050373:0094, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
Истец, считая, с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельного показателя кадастровой стоимости указанных земельных участков и не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость данных земельных участков, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные не соответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
На основании данного распоряжения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, что подтверждается кадастровыми паспортами в отношении указанных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.01.2014 по рассматриваемому делу была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а также рыночной стоимости 1 кв. м. Заключением экспертов N 0908/2013-1 от 07.03.2014 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
Кроме того, как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
При этом согласно материалам дела и пояснениям сторон, установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная на основании указанного распоряжения, и внесена в кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, при установлении в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что сформулированные истцом и удовлетворенные судом требования как признание не соответствующей рыночной кадастровой стоимости земельных участков, не соответствуют положения статьи 66 ЗК РФ, в которой речь идет не о соответствии или несоответствии кадастровой стоимости рыночной, а о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
Также судом первой инстанции при установлении периода внесения сведений в кадастр недвижимости о рыночной стоимости земельного участка в резолютивной части решения не учтено, что основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является момент вступления в силу судебного акта об определении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Аналогичная правовая позиция о невозможности определения кадастровой стоимости в размере рыночной на прошедший период при наличии на момент рассмотрения дела новой кадастровой стоимости отражена в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам N А11-1051/2013, N А27-16264/2012, N А57-1910/2012.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2014 по делу N А41-58353/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-58353/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу N А41-58353/12
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 года, принятое судьей Богатыревой Г.И. по делу N А41-58353/12 по исковому заявлению ОАО "АгроКом" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области,
при участии в заседании:
- от ООО "АгроКом" - Смирнова М.Н. по доверенности N 2-1 от 10.01.2014, генеральный директор Панова О.Э. (решение от 08.04.2011);
- от Администрации Раменского муниципального района Московской области - Мишина В.Ю. по доверенности N 1215исх14 от 30.06.2014;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзлякова Л.А. по доверенности N 12исх3798 от 24.03.2014;
- от иных участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
установил:
ООО "АгроКом" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением", уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованиями:
- - признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0114 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0119 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0085 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0081 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050384:33 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050453:4 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050453:3 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050384:32 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050373:0048 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0102 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0101 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0046 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:061 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0094 в размере 1 690,83 руб.;
- - признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0114 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0119 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0085 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0081 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050384:33 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050453:4 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050453:3 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050384:32 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050373:0048 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0102 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0101 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0046 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:061 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0094 в размере 188 527 545 руб.;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026; 50:23:0050373:0114; 50:23:0050373:0119; 50:23:0050373:0085; 50:23:0050373:0081; 50:23:0050384:33; 50:23:0050453:4; 50:23:0050453:3; 50:23:0050384:32; 50:23:0050373:0048; 50:23:0050373:0102; 50:23:0050373:0101; 50:23:0050373:0046; 50:23:0050373:061; 50:23:0050373:0094 с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 25.11.2011 г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости удельных показателей и кадастровой стоимости, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ, в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельных участков - рыночную стоимость земельных участков и 1 кв. м каждого из них:
Рыночная стоимость
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 года по делу N А41-58353/12 требования ООО "АгроКом" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Раменского муниципального района Московской области, в которой третье лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители Администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "АгроКом" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Из материалов дела следует, что истец является собственником следующих земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026; 50:23:0050373:0114; 50:23:0050373:0119; 50:23:0050373:0085; 50:23:0050373:0081; 50:23:0050384:33; 50:23:0050453:4; 50:23:0050453:3; 50:23:0050384:32; 50:23:0050373:0048; 50:23:0050373:0102; 50:23:0050373:0101; 50:23:0050373:0046; 50:23:0050373:061; 50:23:0050373:0094, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
Истец, считая, с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельного показателя кадастровой стоимости указанных земельных участков и не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость данных земельных участков, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные не соответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
На основании данного распоряжения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, что подтверждается кадастровыми паспортами в отношении указанных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.01.2014 по рассматриваемому делу была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а также рыночной стоимости 1 кв. м. Заключением экспертов N 0908/2013-1 от 07.03.2014 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
Кроме того, как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
При этом согласно материалам дела и пояснениям сторон, установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная на основании указанного распоряжения, и внесена в кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, при установлении в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что сформулированные истцом и удовлетворенные судом требования как признание не соответствующей рыночной кадастровой стоимости земельных участков, не соответствуют положения статьи 66 ЗК РФ, в которой речь идет не о соответствии или несоответствии кадастровой стоимости рыночной, а о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
Также судом первой инстанции при установлении периода внесения сведений в кадастр недвижимости о рыночной стоимости земельного участка в резолютивной части решения не учтено, что основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является момент вступления в силу судебного акта об определении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Аналогичная правовая позиция о невозможности определения кадастровой стоимости в размере рыночной на прошедший период при наличии на момент рассмотрения дела новой кадастровой стоимости отражена в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам N А11-1051/2013, N А27-16264/2012, N А57-1910/2012.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2014 по делу N А41-58353/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)