Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.08.2015 N 33-АПГ15-14

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что результаты государственной кадастровой оценки земельного участка значительно завышены, чем нарушаются его права как налогоплательщика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 г. N 33-АПГ15-14


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дачного некоммерческого партнерства "Кравцово" на решение Ленинградского областного суда от 27 марта 2015 года, об отказе в удовлетворении заявления ДНП "Кравцово" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя ДНП "Кравцово" Карпова Р.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ДНП "Кравцово", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 47:01:1014001:2027, общей площадью 336 220 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, СПК "Шестаковский", обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости 27 633 992 рублей определенной по состоянию на 1 января 2008 года и возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Заявление мотивировано тем, что результаты государственной кадастровой оценки данного земельного участка в сумме 249 340 752 рублей значительно завышены, чем нарушаются права заявителя как налогоплательщика.
Решением Ленинградского областного суда от 27 марта 2015 года в удовлетворении требований ДНП "Кравцово" отказано.
В апелляционной жалобе ДНП "Кравцово", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 65, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской федерации, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
По общему правилу итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны дата определения стоимости объекта оценки (24.11).
Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что дата определения стоимости объекта оценки относится к сведениям, имеющим существенно важное значение для определения действительной, достоверной рыночной стоимости объекта оценки.
Как усматривается из материалов дела, сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 29 июня 2012 года; 5 марта 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменении качественных характеристик объекта недвижимости, а именно об изменении разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена органом кадастрового учета в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на дату внесения в государственный кадастр недвижимости указанных выше изменений - на 5 марта 2013 года.
Следовательно, и рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена на дату внесения в государственный кадастр недвижимости данных изменений, то есть на 5 марта 2013 года.
Между тем из представленного в суд отчета от 7 октября 2014 года N 133/14 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка видно, что его рыночная стоимость определена на дату по состоянию на 1 января 2008 года, в связи с чем указанная рыночная стоимость не может быть признана достоверной для определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, отказ в удовлетворении заявления ДНП "Кравцово" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2008 года, является правомерным.
На основании изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ленинградского областного суда от 27 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ДНП "Кравцово" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)