Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 19.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6693/2014

Требование: Об оспаривании действий органа местного самоуправления.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчик в установленный законом срок не утвердил схему расположения земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу N 33-6693/2014


Судья С.И. Тарханова
Учет N 25

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Э. Курмашевой, С.М. Тютчева
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Х. на решение Советского районного суда г. Казани от 11 марта 2014 года, которым постановлено:
иск С. к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании действий органа местного самоуправления - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выраженные в отказе С. в принятии решения об утверждении схемы расположения земельных участков площадью.... кв. м и.... кв. м, расположенных по <адрес>, и смежных с земельным участком кадастровый номер.....
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" подготовить проект правового акта об утверждении схемы расположения земельных участков площадью.... кв. м и.... кв. м, расположенных по <адрес>, и смежных с земельным участком кадастровый номер N ...., на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани рассмотреть вопрос о предоставлении истцу в собственность за плату земельных участков площадью.... кв. м и.... кв. м, расположенных по <адрес>, и смежных с земельным участком кадастровый номер N ...., в течение одного месяца со дня предоставления истцом соответствующих кадастровых паспортов указанных земельных участков, в порядке, определенном Решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав С. и ее представителя К., возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия

установила:

С. обратилась к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее Управление архитектуры и градостроительства) и Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее ИК МО г. Казани) с заявлением об оспаривании действий и бездействия органа государственной власти.
В обоснование указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером.... площадью.... кв. м по <адрес>, и жилого дома, находящегося на указанном земельном участке.
29 ноября 2012 года заказным письмом с уведомлением она направила в адрес Управления архитектуры и градостроительства заявление с просьбой сформировать и предоставить в собственность дополнительный земельный участок для благоустройства территории - обустройства детской площадки, беседки и озеленения территории.
20 декабря 2012 года Управлением архитектуры и градостроительства ему направлено письмо с предложением предоставить дополнительные документы: разработанный проект благоустройства (оригинал) с указанием границ запрашиваемого земельного участка и объектов благоустройства размещаемых на указанном земельном участке; технико-экономическое обоснование запрашиваемой площади земельного участка.
26 марта 2013 года вышеперечисленные документы были предоставлены ответчику.
04 апреля 2013 года она направила в адрес Управления архитектуры и градостроительства заявление с просьбой рассмотреть возможность корректировки (переноса) проектной красной линии, проходящей по <адрес>, 15 апреля 2013 года направлены документы по земельному участку с изменениями проектных красных линий.
24 апреля 2013 года от ответчика получен ответ, согласно которому с учетом представленных документов, подтверждающих изменение красных линий, имеется возможность формирования данного земельного участка с учетом текущей градостроительной ситуации.
22 мая 2013 года письмом Управления архитектуры и градостроительства ей сообщено, что в настоящее время устанавливаются границы и площадь земельного участка с целью соблюдения требования части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации о формировании земельного участка в одной территориальной зоне.
17 июня 2013 года ответчик информировал ее о возможности формирования земельных участков площадью.... кв. м и.... кв. м согласно приложенной графике.
Письмом от 26 июня 2012 года она выразила свое согласие на формирования земельных участков площадью.... кв. м и.... кв. м по <адрес> согласно направленной графике.
Однако письмом от 26 июня 2013 года Управление архитектуры и градостроительства отказало ей в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка для благоустройства территории по мотиву, что в соответствии с пунктом 2 решения Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 N 10-19 с учетом изменений, внесенных в него решением Казанской городской Думы от 16 мая 2013 N 20-22, Казанской городской Думы от 23 августа 2006 N 49-11, на основании которого подавалось заявление, признано утратившим силу. Взамен ей предложено повторно собрать пакет документов для формирования и предоставления земельного участка в аренду сроком на 10 лет.
Указывая, что в силу действовавших на момент ее обращения с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка нормативно-правовых актов ответчик должен был утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не позднее 31 января 2013 года, однако фактически затянул рассмотрение вопроса на 6 месяцев и 9 календарных дней, С. просила признать незаконными действия Управления архитектуры и градостроительства по отказу в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью.... кв. м и.... кв. м по <адрес>, смежного с земельным участком кадастровый номер N ...., обязать Управление архитектуры и градостроительства подготовить и опубликовать постановление об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, признать незаконным бездействие ИК МО г. Казани, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ей в собственность за плату смежного земельного участка, обязать ИК МО г. Казани устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о предоставлении ей в собственность за плату смежного земельного участка площадью.... кв. м и.... кв. м по <адрес>, смежного с земельным участком кадастровый номер N .... в срок 1 месяц со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка.
В судебном заседании суда первой инстанции С. и ее представитель К. заявление поддержали.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства, ИК МО г. Казани Б. с заявлением не согласилась.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Управления архитектуры и градостроительства - Х. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом указывает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19 утвержден новый порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. В частности, пунктом 4.1 данного решения земельные участки для указанных целей предоставляются только в аренду.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции С. и ее представитель К. с доводами жалобы не согласились.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
На основании части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с пунктом 1, абзацем 1 пункта 2, пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При этом согласно пункту 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, С. является собственником земельного с кадастровым номером.... площадью.... кв. м по <адрес>, и жилого дома, находящегося на указанном земельном участке.
29 ноября 2012 года она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением о формировании и предоставлении в собственность дополнительного земельного участка для благоустройства территории - обустройства детской площадки, беседки и озеленения территории.
26 марта 2013 года заявителем представлены дополнительные документы: разработанный проект благоустройства (оригинал) с указанием границ запрашиваемого земельного участка и объектов благоустройства, размещаемых на указанном земельном участке; технико-экономическое обоснование запрашиваемой площади земельного участка.
Письмами от 26 июня 2013 года (исх. N 16-19-8721) и от 08 июля 2013 года (исх. N 16-19-9384) С. в формировании и предоставлении в собственность земельных участков площадью 121,0 кв. м и 46,0 кв. м отказано на том основании, что в соответствии с пунктом 2 решения Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 N 10-19 с учетом изменений, внесенных в него решением Казанской городской Думы от 16 мая 2013 N 20-22, Казанской городской Думы от 23 августа 2006 N 49-11, признано утратившим силу, ей предложено повторно собрать пакет документов для формирования и предоставления земельного участка в аренду сроком на 10 лет.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем в уполномоченный орган местного самоуправления были предоставлены все необходимые документы для утверждения схемы расположения земельных участков для эксплуатации объекта капитального строительства в порядке, утвержденном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11. Однако в нарушение пункта 1.8 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11, ответчик - Управление архитектуры и градостроительства не обеспечил утверждение и выдачу в месячный срок соответствующей схемы расположения земельного участка.
При этом суд руководствовался нормативно-правовыми актами, изданными органом местного самоуправления, и регулирующими порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так, решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" было утверждено Положение о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения с целью приобретения прав на земельный участок для благоустройства граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в уполномоченный орган Исполкома г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права. К заявлению должны быть приложены оригиналы для сверки и копии или нотариально заверенные копии следующих документов:
- для граждан: документа, удостоверяющего личность
- - съемки текущих изменений в масштабе 1:500;
- - выписки из государственного земельного кадастра;
- - проекта благоустройства территории, согласованного с Управлением архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани.
На основании пунктов 4.4, 4.6 Положения уполномоченный орган Исполкома г. Казани в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления проводит работы по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В случае возможности использования земельного участка для благоустройства после окончания работ, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения, уполномоченный орган Исполкома г. Казани осуществляет опубликование в официальных источниках сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка с целью информирования населения и предотвращения споров с правообладателями смежных земельных участков. Если возражения в течение указанного срока не поступили, уполномоченный орган Исполкома г. Казани в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Уполномоченный орган Исполкома г. Казани в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в настоящем пункте решения.
Решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" утверждено новое Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при этом решение Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 признано утратившим силу в соответствии с главой VII "Заключительные и переходные положения" приложения к Решению N 10-19.
Текст Решения N 10-19 был опубликован в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 8 28 февраля 2013 года.
Согласно пунктам 7.1. и 7.2 главы VII "Заключительные и переходные положения" Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19, заявления граждан и юридических лиц, поступившие до вступления настоящего решения в действие, рассматриваются в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 но не позднее 01 июля 2013 года.
Если в порядке, установленном Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством", была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то указанный земельный участок предоставляется лицу, по заявлению которого он был сформирован, в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством", но не позднее 01 января 2014 года.
Судебная коллегия считает, что, установив, что заявление С. о предоставлении земельного участка, поступило до вступления решения Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19 в действие, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что заявление должно было быть рассмотрено в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-1.
Доводы апелляционной жалобы относительно применения к спорному правоотношению положения, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19, являются ошибочными, поскольку в данном случае применяется глава VII "Заключительные и переходные положения" приложения к решению N 10-19.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Казани от 11 марта 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)