Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2015 N 11АП-6820/2015 ПО ДЕЛУ N А55-3023/2015

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. по делу N А55-3023/2015


Резолютивная часть постановления объявлена: 15 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 июля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Калинина С.А., доверенность от 12 февраля 2015 г.
от ответчика - Устинов О.В., доверенность от 29 декабря 2014 г. N 12-9291,
от третьего лица - Романова В.Ю., доверенность от 30 января 2015 г. N 3-49/11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2015 г. по делу N А55-3023/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группы Компаний "ДАР", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "ДАР" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения от 12.01.2015 г. N 01/086/2014-142 об отказе в государственной регистрации договора N 934 от 07.11.2014 г. аренды земельного участка с кадастровым номером N 63:01:0707001:4502, площадью 6 474 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, по ул. Молодежной/ул. Г. Димитрова, о возложении на ответчика обязанности произвести государственную регистрацию договора N 934 от 07.11.2014 г. аренды земельного участка с кадастровым номером N 63:01:0707001:4502, площадью 6 474 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, по ул. Молодежной/ул. Г. Димитрова.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2015 г. по делу N А55-3023/2015 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и третье лицо считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела распоряжением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27.11.2013 г. N РД-1272, на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "ДАР" от 20.11.2008 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Молодежной/улице Георгия Димитрова в Промышленном районе города Самары для строительства административно-общественного центра.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 23.06.2014 г. N 258 на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "ДАР" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства административно-общественного центра по улице Молодежной/улице Георгия Димитрова в Промышленном районе города Самары.
03.10.2014 г. Министерство строительство и архитектуры предоставило Обществу в аренду сроком на 5 лет без права выкупа в собственность земельный участок с кадастровым номером: 63:01:0707001:4502. площадью 6 474 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, по улице Молодежной/улице Георгия Димитрова.
07.11.2014 г. между Обществом и Министерством строительства заключен договор аренды N 934 вышеуказанного земельного участка сроком на пять лет.
24.11.2014 г. Общество и Министерство строительства Самарской области обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 934 от 07.11.2014 г. земельного участка, с кадастровым номером: 63:01:0707001:4502, площадью 6 474 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара. Промышленный район, по улице Молодежной/улице Георгия Димитрова (далее - Участок), представив при этом полный пакет документов.
12.01.2015 г. ответчик отказал заявителям в государственной регистрации договора, Сообщением исх. N 01/086/2014-142 по причине непредставления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), а именно, документов, подтверждающих предоставление земельного участка с соблюдением норм, установленных постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639.
Пунктом 1 постановления N 639 установлены случаи, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется для целей строительства исключительно на торгах.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что административная процедура предоставления спорного земельного участка была начата до вступления в законную силу постановления N 639, в связи с чем действия последнего к данному случаю неприменимы.
По этот вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012 Г..
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае Общество до 23.11.2012 г. не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 г. по делу N А 55-26907/2014.
Поскольку выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2015 г. по делу N А55-3023/2015 отменить. Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)