Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Яковеца В.С. по доверенности от 10.01.2013, представителя Сафоновой В.Н. по доверенности от 17.02.2014,
от заинтересованных лиц:
от администрации Сальского района Ростовской области: представителя
Токаревой И.А. по доверенности от 04.08.2014,
от Управления имущественных отношений Сальского района: представителя Токаревой И.А. по доверенности от 06.02.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления имущественных отношений Сальского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07 апреля 2014 года по делу N А53-956/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сальсксельхозхимия"
к заинтересованным лицам: Управлению имущественных отношений Сальского района, администрации Сальского района Ростовской области
о признании отказа неправомерным,
принятое в составе судьи Смольковой А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сальсксельхозхимия" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению имущественных отношений Сальского района (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании неправомерным, не соответствующим закону отказа N 4969 от 27.12.2013 в заключении договора купли-продажи арендуемого земельного участка с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Сальск, Северная окраина г. Сальска, об обязании предоставить в собственность за плату спорный земельный участок по цене, сложившейся на 19.12.2013.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Сальского района Ростовской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ N 4969 от 27.12.2013 управления в заключении договора купли-продажи арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га, расположенного по адресу: Ростовская область, Сальский район, г. Сальск, северная окраина г. Сальска. На администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность ООО "Сальсксельхозхимия" за плату земельного участка с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га, расположенного по адресу: Ростовская область, Сальский район, г. Сальск, северная окраина г. Сальска, по цене, сложившейся на 19.12.2013. С управления в пользу общества взыскано 2 000 руб. расходов на уплату государственной пошлины по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление имущественных отношений Сальского района в порядке, определенном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе управление ссылается на то, что в предоставлении права собственности на спорный земельный участок обществу было отказано в связи с тем, что спорный земельный участок к категории земель населенных пунктов. Согласно действующему законодательству земельные участки с данной категорией земель предоставляются на общих основаниях путем участия заинтересованных лиц в публичных торгах и в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования отклонить.
Представители общества с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании постановления главы Сальского района N 708 от 07.05.2008 между Управлением имущественных отношений Сальского района (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сальсксельхозхимия" (арендатор) заключен договор аренды N 80 от 08.05.2008 находящегося в государственной собственности земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га пашни, находящийся по адресу: установлено относительно ориентира северная окраина г. Сальска, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ростовская область, Сальский район, г. Сальск, для сельскохозяйственного использования, сроком с 07.05.2008 по 07.05.2018.
19.12.2013 ООО "Сальсксельхозхимия" обратилось в Управление имущественных отношений Сальского района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка, мотивировав свое обращение пунктом 1 статьи 12.1 Областного закона от 22.07.2003 года N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области".
Письмом N 3096 от 27.12.2013 управление сообщило заявителю об отсутствии оснований для заключения договора купли-продажи, сославшись на то, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов (сведения, указанные в графе 9 кадастрового паспорта N 61/001/13-979992 от 20.12.2013).
Полагая, что отказ Управления имущественных отношений Сальского района в выкупе испрашиваемого земельного участка противоречит положениям части 4 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая решение Управления N 4969 от 27.12.2013 об отказе в выкупе земельного участка незаконным, суд первой инстанции, основываясь на сведениях кадастровых паспортов N 57-08/03-0541 от 21.02.2008 и N 61/001/13-979992 от 20.12.2013, пришел к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для предоставления земельного участка в собственность заявителя. Суд указал, что в материалы дела не были представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт изменения категории спорного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции не может согласится с указанным выводом по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Аналогичное положение содержится в статье 12.1 Областного закона Ростовской области N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области".
При этом землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
При заключении договора аренды N 80 от 08.05.2008 находящегося в государственной собственности земельного участка, категория спорного земельного участка была указана как земли сельскохозяйственного назначения. Аналогичные сведения содержались и в кадастровом плане земельного участка N 57-08/03-0541 от 21.02.2008.
Между тем, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции управлением был представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 20.08.2013, на основании которого и принималось обжалуемое решение органа местного самоуправления, в сведениях которого значится категория земель: земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации под установлением или изменением границ населенных пунктов понимается утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно пункту 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что к правовому регулированию отношений по поводу владения, пользования и распоряжения участками, относящимися к категории земель населенных пунктов, нормы Федерального закона Российской Федерации "Об обороте сельскохозяйственного назначения" не применяются, что непосредственно следует из положений статьи 1 данного Закона.
Таким образом, для правильного разрешения существующего спора определяющим значением имело разрешение вопроса о том, к какой категории земель подлежит отнесению спорный земельный участок. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что категория земельного участка подлежит определению нормативно-правовым актом компетентного органа власти.
Законом Ростовской области N 233-ЗС от 27.12.2004 утверждены границы муниципального образования "Сальский район", в границы которого входят земли Сальского городского поселения с административным центром в г. Сальск.
Судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения жалобы проверен довод об отнесении спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов.
Администрацией Сальского района Ростовской области было представлено постановление главы администрации N 3208 от 29.12.2005, которым, в связи с допущенными техническими ошибками, внесены изменения в постановление о предоставлении ООО "Сальсксельхозхимия" земельного участка общей площадью 150,54 га с адресными ориентирами: северная окраина г. Сальска; в постановлении N 3208 уточнена категория земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли поселений".
В ответ на запрос суда филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области сообщило, что на основании заявления и постановления главы администрации Сальского района N 3208 от 29.12.2005, орган кадастрового учета принял решение N 61/006/09-151636 от 03.08.2009 об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 61:57:0010301:1, в части уточнения категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли поселений".
Кроме того, Управлением имущественных отношений Сальского района суду были представлены заключения кадастровых инженеров ООО "Недвижимость" и Ростовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", которыми подтверждается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 61:57:0010301:1, общей площадью 150,54 га, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Сальск, Северная окраина г. Сальска, входит в границы Сальского городского поселения, земли населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции предлагал ООО "Сальсксельхозхимия" провести судебную экспертизу, направленную на опровержение выводов кадастровых инженеров, однако заявитель от предложения суда отказался.
В силу пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
При таких обстоятельствах, поскольку от проведения экспертизы общество отказалось, заключение кадастровых инженеров не опровергло, суд апелляционной инстанции считает доказанным факт отнесения спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного использования", что отражено в кадастровой выписке земельного участка N 61/001/13-585186 от 28.08.2013 (лист дела 49).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что статус земель населенного пункта спорный земельный участок приобрел не в результате перевода земельного участка из одной категории в другую, как ошибочно указывал суд первой инстанции, а в результате издания нормативно-правового акта - Закона Ростовской области N 233-ЗС от 27.12.2004, которым были определены границы муниципального образования "Сальский район".
При этом на момент заключения договора аренды N 80 от 08.05.2008 спорный участок уже относился к землям населенных пунктов в силу действия выше указанного нормативно-правового акта, вне зависимости от того, какие сведения об участке стороны указали в тексте договора, либо какие сведения об участке содержались в ГКН.
Из вышеуказанного следует, что в данном случае нормы Федерального закона Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к спорным правоотношениям не подлежат применению, у управления отсутствовали правовые основания для предоставления спорного земельного участка ООО "Сальсксельхозхимия" в порядке статьи 10 данного Закона, в связи с чем оспариваемый отказ является обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства, не нарушает субъективные права заявителя.
С учетом изложенного, решение суда согласно пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить и в удовлетворении заявленных ООО "Сальсксельхозхимия" требований отказать.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ООО "Сальсксельхозхимия".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 апреля 2014 года по делу N А53-956/2014 отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.А.ПОПОВ
Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2014 N 15АП-8147/2014 ПО ДЕЛУ N А53-956/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. N 15АП-8147/2014
Дело N А53-956/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Яковеца В.С. по доверенности от 10.01.2013, представителя Сафоновой В.Н. по доверенности от 17.02.2014,
от заинтересованных лиц:
от администрации Сальского района Ростовской области: представителя
Токаревой И.А. по доверенности от 04.08.2014,
от Управления имущественных отношений Сальского района: представителя Токаревой И.А. по доверенности от 06.02.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления имущественных отношений Сальского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07 апреля 2014 года по делу N А53-956/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сальсксельхозхимия"
к заинтересованным лицам: Управлению имущественных отношений Сальского района, администрации Сальского района Ростовской области
о признании отказа неправомерным,
принятое в составе судьи Смольковой А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сальсксельхозхимия" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению имущественных отношений Сальского района (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании неправомерным, не соответствующим закону отказа N 4969 от 27.12.2013 в заключении договора купли-продажи арендуемого земельного участка с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Сальск, Северная окраина г. Сальска, об обязании предоставить в собственность за плату спорный земельный участок по цене, сложившейся на 19.12.2013.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Сальского района Ростовской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ N 4969 от 27.12.2013 управления в заключении договора купли-продажи арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га, расположенного по адресу: Ростовская область, Сальский район, г. Сальск, северная окраина г. Сальска. На администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность ООО "Сальсксельхозхимия" за плату земельного участка с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га, расположенного по адресу: Ростовская область, Сальский район, г. Сальск, северная окраина г. Сальска, по цене, сложившейся на 19.12.2013. С управления в пользу общества взыскано 2 000 руб. расходов на уплату государственной пошлины по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление имущественных отношений Сальского района в порядке, определенном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе управление ссылается на то, что в предоставлении права собственности на спорный земельный участок обществу было отказано в связи с тем, что спорный земельный участок к категории земель населенных пунктов. Согласно действующему законодательству земельные участки с данной категорией земель предоставляются на общих основаниях путем участия заинтересованных лиц в публичных торгах и в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования отклонить.
Представители общества с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании постановления главы Сальского района N 708 от 07.05.2008 между Управлением имущественных отношений Сальского района (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сальсксельхозхимия" (арендатор) заключен договор аренды N 80 от 08.05.2008 находящегося в государственной собственности земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 61:57:010301:0001, общей площадью 150,54 га пашни, находящийся по адресу: установлено относительно ориентира северная окраина г. Сальска, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ростовская область, Сальский район, г. Сальск, для сельскохозяйственного использования, сроком с 07.05.2008 по 07.05.2018.
19.12.2013 ООО "Сальсксельхозхимия" обратилось в Управление имущественных отношений Сальского района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка, мотивировав свое обращение пунктом 1 статьи 12.1 Областного закона от 22.07.2003 года N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области".
Письмом N 3096 от 27.12.2013 управление сообщило заявителю об отсутствии оснований для заключения договора купли-продажи, сославшись на то, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов (сведения, указанные в графе 9 кадастрового паспорта N 61/001/13-979992 от 20.12.2013).
Полагая, что отказ Управления имущественных отношений Сальского района в выкупе испрашиваемого земельного участка противоречит положениям части 4 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая решение Управления N 4969 от 27.12.2013 об отказе в выкупе земельного участка незаконным, суд первой инстанции, основываясь на сведениях кадастровых паспортов N 57-08/03-0541 от 21.02.2008 и N 61/001/13-979992 от 20.12.2013, пришел к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для предоставления земельного участка в собственность заявителя. Суд указал, что в материалы дела не были представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт изменения категории спорного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции не может согласится с указанным выводом по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Аналогичное положение содержится в статье 12.1 Областного закона Ростовской области N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области".
При этом землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
При заключении договора аренды N 80 от 08.05.2008 находящегося в государственной собственности земельного участка, категория спорного земельного участка была указана как земли сельскохозяйственного назначения. Аналогичные сведения содержались и в кадастровом плане земельного участка N 57-08/03-0541 от 21.02.2008.
Между тем, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции управлением был представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 20.08.2013, на основании которого и принималось обжалуемое решение органа местного самоуправления, в сведениях которого значится категория земель: земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации под установлением или изменением границ населенных пунктов понимается утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно пункту 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что к правовому регулированию отношений по поводу владения, пользования и распоряжения участками, относящимися к категории земель населенных пунктов, нормы Федерального закона Российской Федерации "Об обороте сельскохозяйственного назначения" не применяются, что непосредственно следует из положений статьи 1 данного Закона.
Таким образом, для правильного разрешения существующего спора определяющим значением имело разрешение вопроса о том, к какой категории земель подлежит отнесению спорный земельный участок. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что категория земельного участка подлежит определению нормативно-правовым актом компетентного органа власти.
Законом Ростовской области N 233-ЗС от 27.12.2004 утверждены границы муниципального образования "Сальский район", в границы которого входят земли Сальского городского поселения с административным центром в г. Сальск.
Судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения жалобы проверен довод об отнесении спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов.
Администрацией Сальского района Ростовской области было представлено постановление главы администрации N 3208 от 29.12.2005, которым, в связи с допущенными техническими ошибками, внесены изменения в постановление о предоставлении ООО "Сальсксельхозхимия" земельного участка общей площадью 150,54 га с адресными ориентирами: северная окраина г. Сальска; в постановлении N 3208 уточнена категория земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли поселений".
В ответ на запрос суда филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области сообщило, что на основании заявления и постановления главы администрации Сальского района N 3208 от 29.12.2005, орган кадастрового учета принял решение N 61/006/09-151636 от 03.08.2009 об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 61:57:0010301:1, в части уточнения категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли поселений".
Кроме того, Управлением имущественных отношений Сальского района суду были представлены заключения кадастровых инженеров ООО "Недвижимость" и Ростовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", которыми подтверждается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 61:57:0010301:1, общей площадью 150,54 га, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Сальск, Северная окраина г. Сальска, входит в границы Сальского городского поселения, земли населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции предлагал ООО "Сальсксельхозхимия" провести судебную экспертизу, направленную на опровержение выводов кадастровых инженеров, однако заявитель от предложения суда отказался.
В силу пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
При таких обстоятельствах, поскольку от проведения экспертизы общество отказалось, заключение кадастровых инженеров не опровергло, суд апелляционной инстанции считает доказанным факт отнесения спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного использования", что отражено в кадастровой выписке земельного участка N 61/001/13-585186 от 28.08.2013 (лист дела 49).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что статус земель населенного пункта спорный земельный участок приобрел не в результате перевода земельного участка из одной категории в другую, как ошибочно указывал суд первой инстанции, а в результате издания нормативно-правового акта - Закона Ростовской области N 233-ЗС от 27.12.2004, которым были определены границы муниципального образования "Сальский район".
При этом на момент заключения договора аренды N 80 от 08.05.2008 спорный участок уже относился к землям населенных пунктов в силу действия выше указанного нормативно-правового акта, вне зависимости от того, какие сведения об участке стороны указали в тексте договора, либо какие сведения об участке содержались в ГКН.
Из вышеуказанного следует, что в данном случае нормы Федерального закона Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к спорным правоотношениям не подлежат применению, у управления отсутствовали правовые основания для предоставления спорного земельного участка ООО "Сальсксельхозхимия" в порядке статьи 10 данного Закона, в связи с чем оспариваемый отказ является обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства, не нарушает субъективные права заявителя.
С учетом изложенного, решение суда согласно пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить и в удовлетворении заявленных ООО "Сальсксельхозхимия" требований отказать.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ООО "Сальсксельхозхимия".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 апреля 2014 года по делу N А53-956/2014 отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.А.ПОПОВ
Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)