Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5391/2015

Требование: О признании незаконным отказа в согласовании акта местоположения границы земельного участка и обязании согласовать акт.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает на незаконность оспариваемого постановления, так как оно принято в отсутствие полномочия на распоряжение земельным участком, относящимся к категории земель "земли лесного фонда".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. по делу N 33-5391/2015


Председательствующий: Дьяченко Т.А.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Шукеновой М.А.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре С.,
рассмотрела в судебном заседании 19 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО3 на решение Омского районного суда Омской области от 18 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2000 кв. м местоположение: <...>
Признать недействительным Постановление Администрации Пушкинского сельского округа N <...> от 22.12.1999 "О предоставлении ФИО1 земельного участка в <...>".
Признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 2000 кв. м местоположение: <...> за ФИО1, произведенную 01.10.2014 за N <...> Управлением Росреестра по Омской области.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N <...> площадью 2000 кв. м местоположение: <...> и снять данный земельный участок с кадастрового учета.
Взыскать со ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в Омской области в согласовании акта местоположения границы земельного участка с кадастровым номером N <...> включенным в межевой план от 12.11.2014 и возложении обязанности на ТУ Росимущество в Омской области согласовать данный акт.
ТУ Росимущество в Омской области обратилось со встречными к ФИО1 и администрации Пушкинского Сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействительным Постановления администрации Пушкинского сельского округа N <...> от 22.12.1999 "О предоставлении ФИО1 земельного участка в <...> в границах земель администрации Пушкинского сельского округа"; признании отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью 2000 кв. м, адрес (местоположение): <...>; признании недействительными записи о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок за ФИО1, свидетельства о государственной регистрации права серии N <...>, выданного ФИО1 01.10.2014 Управлением Росреестра по Омской области по Омской области; снятии с кадастрового учета указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано на незаконность оспариваемого постановления, поскольку оно принято Главой администрации, у которого отсутствуют полномочия на распоряжение земельным участком, относящимся к категории земель - земли лесного фонда. Границы земельного участка с кадастровым номером N <...> налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 2047247 кв. м, местоположение: <...>, категория земель - земли лесного фонда. Лесной земельный участок с кадастровым номером N <...> сформирован из лесного (земельного) участка, и ранее, до принятия Советом Пушкинского сельского поселения решения N <...> от 11.12.2012 "Об утверждении Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" относился к категории земель земли лесного фонда. Процедура перевода спорного земельного участка в состав земель населенных пунктов в установленном законом порядке не осуществлена, спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда и находится в собственности РФ.
Определением суда от 15 мая 2015 года прекращено производство по делу в части заявленных ФИО1 требований, в связи с отказом заявителя от их поддержания.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущество в Омской области по доверенности - ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Его представитель - ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на пропуск срока исковой давности по требованию об оспаривании Постановления администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22.12.1999 N 105.
В судебном заседании представитель ГУ Лесного хозяйства Омской области - ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала требования ТУ Росимущество в Омской области.
Администрация Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Управление Росреестра по Омской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Администрация Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Управление Росреестра по Омской области просили о рассмотрении дела без участия их представителей.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО3 просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, необоснованность применения положений Лесного кодекса 1997 года, Указа президента N <...> от 27.12.1991, Закона РСФСР от 23.11.1990 N <...> "О земельной реформе". Выражает несогласие с выводами суда относительно того, что на момент предоставления спорного земельного участка он относился к землям лесного фонда. Указывает, что спорный земельный участок по градостроительному землеустройству, как на момент оспариваемого постановления, так и на момент регистрации права собственности находился в административных границах Пушкинского сельского поселения. В то время как нахождение лесного фонда на землях населенных пунктах невозможно. Полагает, что данные обстоятельства не были учтены судом. Кроме того, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 23 ЗК РФ от 25.04.1991 N 1103-1, указывает на наличие права местных выборных органов предоставлять гражданам земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов без наделения их полномочиями. Также указывает на отсутствие лесного фонда на оспариваемом участке на 01.10.2014 согласно действовавшему Генеральному плану Пушкинского сельского поселения. При этом обращает внимание, что не учтены мотивы суда по делу 3 2 N <...>2014 о признании Генерального плана Пушкинского сельского поселения частично недействительным с 16.01.2015 в связи с реализацией гражданами прав в период его действия. Вместе с тем, считает, что судом нарушен принцип долевого возмещения судебных расходов, второй ответчик - администрация Пушкинского сельского поселения необоснованно освобождена от их несения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (т. 2 л.д. 238-244), руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя - ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ТУ Росимущество в Омской области - ФИО5, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из материалов дела следует, что 22.12.1999 постановлением Главы администрации Пушкинского сельского округа N <...> ФИО1 был предоставлен земельный участок площадью 0,20 га в <...> в границах земель администрации Пушкинского сельского округа для индивидуального жилищного строительства, на основании чего зарегистрировано право собственности ФИО1 и выдано 01.10.2014 свидетельство о государственной регистрации права N <...>
Полагая, что у Главы Пушкинской сельской администрации отсутствуют полномочия по предоставлению ФИО1 земельного участка, относящегося к категории земель лесного фонда, и в этой связи находящегося в силу закона в федеральной собственности, ТУ Росимущество в Омской области обратилось в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования ТУ Росимущества в Омской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из обстоятельств отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером N <...> по его фактическому местоположению к землям лесного фонда, выбытия данного участка из владения собственника в лице Российской Федерации помимо его воли, исключения возможности перевода данного земельного участка в земли населенных пунктов и отсутствия полномочий у органа местного самоуправления по распоряжению таким земельным участком.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению о законности приобретенного права на земельный участок, повторяют доводы, изложенные представителем в суде первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
В период предоставления ФИО1 спорного земельного участка действовал Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ 1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Как следует из ст. 12 Лесного кодекса РФ 1997 года оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено данным Кодексом.
Статьей 19 Лесного кодекса РФ 1997 года закреплено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Названным Лесным кодексом РФ органы местного самоуправления не наделялись полномочиями по распоряжению землями лесного фонда, предоставлению их в собственность граждан.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу правового регулирования, установленного ч. ч. 1, 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ 2006 года лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Исходя из ст. 69 Лесного кодекса РФ 2006 года местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, нахождение земельных участков, относящихся к категории земель лесного фонда в собственности физического лица является недопустимым, поскольку законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо исключений, позволяющих физическому лицу приобрести земельный участок в составе земель лесного фонда в собственность.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:20:190301:2380 по его фактическому местоположению относится к землям лесного фонда и на него зарегистрировано право собственности ФИО1
Так, согласно кадастровой выписке земельного участка с кадастровым номером N <...> от 11.02.2015, земельный участок, расположенный по адресу: <...> площадью 2000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности ФИО1 Номер в государственный реестр недвижимости внесен 22.12.1999. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При выполнении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади спорного земельного участка, выявлено наложение уточняемого земельного участка с земельным участком, ранее учтенным в ГКН, имеющим кадастровый номер N <...>, находящимся а распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области. По сведениям ГКН площадь уточняемого земельного участка составляет 2000 кв. м, в ходе кадастровых работ площадь земельного участка была уточнена и составила 2400 кв. м. Согласно акту согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером N <...>, границы участка не были согласованы с ТУ Росимущество в Омской области.


































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)