Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Путинцевой Н.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Саенко В.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" Старковой Юлии Александровны (доверенность от 17.02.2014 N 15), Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ Старковой Юлии Александровны (доверенность от 24.02.2014 N 200),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гиргушкина Н.А., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Табдаев Жаргал Сергеевич (ОГРН 305032318800010, г. Улан-Удэ, далее - ИП Табдаев Ж.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, далее - Комитет по управлению имуществом, Комитет), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, г. Улан-Удэ, далее - Комитет по архитектуре) о признании недействительным решения от 25.12.2013 N 010318440 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом просит судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, производство по делу прекратить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Следовательно, размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее, не допускается.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Представитель Комитета в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.11.2013 предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка общей площадью 100 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", с кадастровым номером 03:24:032801:21 для размещения объекта общественного питания.
Письмом от 25.12.2013 N 010318440 Комитет по управлению имуществом отказал в предоставлении земельного участка в аренду в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта.
Не согласившись с отказом Комитета, выраженным в письме от 25.12.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из того, что решение Комитета, изложенное в письме от 25.12.2013 N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву Ж.С. земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 3 данной статьи:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации;
- - граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр;
- - в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с названной нормой Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности (далее - Положение).
В силу пункта 3.1 Положения предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в собственность или в аренду за плату на торгах или без проведения торгов на срок не более 3 лет.
Пунктом 3.2 Положения определено, что предоставление земельных участков осуществляется в аренду на срок не более 1 года для целей размещения объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, в том числе нестационарных объектов торговли, общественного питания, бытовых услуг.
Согласно пунктам 3.3 - 3.6 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Комитет заявление. Комитет в трехдневный срок направляет со дня регистрации заявления направляет его в Управление, которое в семидневный срок со дня его поступления определяет возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил и направляет заключение о возможности или невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в Комитет. Комитет в случае невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в семидневный срок со дня поступления указанного заключения дает заявителю мотивированный письменный отказ.
Основанием для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев для размещения объекта общественного питания, явилось то, что расположенная на нем закусочная является самовольно возведенным объектом.
Вместе с тем, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что закусочная, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:21, не является самовольно возведенным объектом, то есть недвижимым объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Доказательств обратного Комитетом по управлению имуществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод судов о том, что решение Комитета, изложенное в письме от 25.12.2013 N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву Ж.С. земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания, является правильным.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами двух инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.СОНИН
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2015 N Ф02-5956/2014 ПО ДЕЛУ N А10-1344/2014
Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N А10-1344/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Путинцевой Н.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Саенко В.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" Старковой Юлии Александровны (доверенность от 17.02.2014 N 15), Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ Старковой Юлии Александровны (доверенность от 24.02.2014 N 200),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гиргушкина Н.А., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Табдаев Жаргал Сергеевич (ОГРН 305032318800010, г. Улан-Удэ, далее - ИП Табдаев Ж.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, далее - Комитет по управлению имуществом, Комитет), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, г. Улан-Удэ, далее - Комитет по архитектуре) о признании недействительным решения от 25.12.2013 N 010318440 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом просит судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, производство по делу прекратить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Следовательно, размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее, не допускается.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Представитель Комитета в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.11.2013 предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка общей площадью 100 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", с кадастровым номером 03:24:032801:21 для размещения объекта общественного питания.
Письмом от 25.12.2013 N 010318440 Комитет по управлению имуществом отказал в предоставлении земельного участка в аренду в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта.
Не согласившись с отказом Комитета, выраженным в письме от 25.12.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из того, что решение Комитета, изложенное в письме от 25.12.2013 N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву Ж.С. земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 3 данной статьи:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации;
- - граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр;
- - в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с названной нормой Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности (далее - Положение).
В силу пункта 3.1 Положения предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в собственность или в аренду за плату на торгах или без проведения торгов на срок не более 3 лет.
Пунктом 3.2 Положения определено, что предоставление земельных участков осуществляется в аренду на срок не более 1 года для целей размещения объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, в том числе нестационарных объектов торговли, общественного питания, бытовых услуг.
Согласно пунктам 3.3 - 3.6 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Комитет заявление. Комитет в трехдневный срок направляет со дня регистрации заявления направляет его в Управление, которое в семидневный срок со дня его поступления определяет возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил и направляет заключение о возможности или невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в Комитет. Комитет в случае невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в семидневный срок со дня поступления указанного заключения дает заявителю мотивированный письменный отказ.
Основанием для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев для размещения объекта общественного питания, явилось то, что расположенная на нем закусочная является самовольно возведенным объектом.
Вместе с тем, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что закусочная, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:21, не является самовольно возведенным объектом, то есть недвижимым объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Доказательств обратного Комитетом по управлению имуществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод судов о том, что решение Комитета, изложенное в письме от 25.12.2013 N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву Ж.С. земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания, является правильным.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами двух инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.СОНИН
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)