Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2014 N 11АП-17508/2014 ПО ДЕЛУ N А55-13415/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N А55-13415/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Воронина Е.А., доверенность от 27 декабря 2013 года N 3773,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 октября 2014 года по делу N А55-13415/2014, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 25.03.2014 г. N 01/555/2014-409 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Подшипниковая, с кадастровым номером 63:01:0000000:24037, площадью 31220 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Подшипниковая и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Подшипниковая, с кадастровым номером 63:01:0000000:24037, площадью 31220 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Подшипниковая.
Суд первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области Решением суда первой инстанции от 06 октября 2014 года заявление удовлетворено в полном объеме (том 2 л.д. 47-49).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и приять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы указывает, что свидетельством о государственной регистрации права подтверждено право собственности муниципального образования городского округа Самара на объект значительно меньшей протяженности, чем площадь земельного участка, доказательств наличия оснований для отнесения всего земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:24037, площадью 31220 кв. м к муниципальной собственности Департаментом не было представлено.
Считает, что Департаменту для осуществления государственной регистрации муниципальной собственности на весь земельный участок (площадью 31220 кв. м) необходимо было представить обоснование, доказывающее необходимость использования земельного участка данной площади для эксплуатации, содержания и использования объекта дорожного хозяйства, в том числе в заявленных целях.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 04.12.2014 г. N 15-07-19/49995.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, Министерство строительства Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 13.02.2014 г. заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Подшипниковая, с кадастровым номером 63:01:0000000:24037, площадью 31220 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Подшипниковая.
Сообщением от 25 марта 2014 года N 01/555/2014-409 заявителю было отказано по мотиву отсутствия документов, необходимых для государственной регистрации прав (том 1 л.д. 11-14).
Заявитель, посчитав отказ незаконным, и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области.
06 октября 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Подшипниковая зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 декабря 2013 года (том 1 л.д. 20).
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При наличии государственной регистрации права муниципальной собственности на объект дорожного хозяйства улица Подшипниковая, в данном случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, которые заявителем были представлены на государственную регистрацию (том 1 л.д. 21).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка он образован для размещения объекта дорожного хозяйства улица Подшипниковая.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С позиции изложенного следует, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Таким образом, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Закона о государственной регистрации и нарушает права и интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба министерства не содержит.
Суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Департамента управления имуществом городского округа Самара.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 октября 2014 года по делу N А55-13415/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.А.МОРОЗОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)