Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2014 N Ф03-6689/2013 ПО ДЕЛУ N А51-17246/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. N Ф03-6689/2013


Резолютивная часть постановления от 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Панченко И.С.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии:
- от ООО "Стивидорная компания "Славянский Лесной Терминал" - представитель не явился;
- от администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края - представитель не явился;
- от Муниципального комитета Славянского городского поселения - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стивидорная компания "Славянский Лесной Терминал"
на решение от 30.10.2013
по делу N А51-17246/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи Д.А. Самофал, И.С. Чугаева, Н.В. Колтунова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стивидорная компания "Славянский Лесной Терминал"
к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, Муниципальному комитету Славянского городского поселения
о признании недействующим генерального плана в части и внесении в него изменений
ООО "Стивидорная компания "Славянский Лесной Терминал" (ОГРН 1022502261418; далее - ООО "СЛТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением и, уточнив свои требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило признать недействующим генеральный план Славянского городского поселения в части абзаца 3 подраздела ("Развитие общественных центров и объектов инфраструктуры") раздела 2.2. Приложения; абзаца 4 подраздела ("Организация и развитие производственных территорий") раздела 2.2. Приложения; абзаца 1 подраздела ("Зоны общественного центра") раздела 3.2 Приложения; абзаца 3 подраздела ("Развитие и размещение объектов производственной сферы") раздела 33 Приложения N 1 к решению от 25.02.2011 N 41 муниципального комитета Славянского городского поселения "Об утверждении генерального плана Славянского городского поселения" и о понуждении Администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (далее - администрация) и муниципального комитета внести изменения в генеральный план Славянского городского поселения (далее - генеральный план), принятый решением муниципального комитета от 25.02.2011 N 41 "Об утверждении генерального плана Славянского городского поселения", а именно: исключить из генерального плана Славянского городского поселения мероприятия, связанные с переносом ООО "СЛТ" на территорию Славянского судоремонтного завода и изъятием земельного участка, принадлежащего обществу.
Определением арбитражного суда от 16.08.2013 к участию в деле вторым ответчиком привлечен муниципальный комитет Славянского городского поселения (далее - муниципальный комитет).
Решением арбитражного суда от 30.10.2013 оспариваемый нормативный правовой акт признан соответствующим нормам статей 209, 260, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем заявление общества оставлено без удовлетворения. Поскольку во взаимосвязи с разрешением по существу спора об оспаривании нормативного правового акта находятся требования общества об исключении из генерального плана Славянского городского поселения мероприятий, связанных с переносом ООО "СЛТ" на территорию Славянского судоремонтного завода и изъятием земельного участка, принадлежащего обществу, судом также в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Законность принятого судебного решения проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд по основанию несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что поскольку нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельного участка при возникшей спорной ситуации, поэтому в результате утверждения генерального плана и впоследствии - его реализация приведет к нарушению прав общества как законного правообладателя земельных участков и объектов капитального строительства.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили; лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом по материалам дела обстоятельств, муниципальный комитет в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Устава Славянского городского поселения от 25.02.2011 принял решение N 41 "Об утверждении генерального плана Славянского городского поселения".
Данное решение опубликовано в газете "Хасанские Вести", на официальном сайте Славянского городского поселения www.mo-slavyanskoe.narod.ru и в Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения.
Подготовка генерального плана осуществлялась применительно к территории Славянского городского поселения и каждого населенного пункта, входящего в его состав, с учетом существующих границ и с выходом за их пределы в связи с упорядочиванием территории и необходимостью расширения селитебной зоны.
Одной из основных задач по развитию общественных центров и объектов социальной инфраструктуры населенных пунктов Славянского городского поселения подразделом "Развитие общественных центров и объектов инфраструктуры" Приложения N 1 "Положения о территориальном планировании Славянского городского поселения" (далее - Положение о территориальном планировании) к решению муниципального комитета от 25.02.2011 N 41 определено создание двухполюсного общепоселкового центра за счет освоения под культурно-развлекательный, туристско-рекреационный центр территории существующего лесного терминала (абзац 3).
В числе основных задач по организации и развитию производственных территорий подразделом "Организация и развитие производственных территорий" раздела 2.2 "Задачи территориального планирования" Положения о территориальном планировании предусмотрена реорганизация с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для общественно-делового строительства (перенос лесного терминала на территории СРЗ) (абзац 4).
В соответствии с генеральным планом под созданием двухполюсного общегородского центра имеется в виду объединение существующего общепоселкового центра (районная и городская администрация, мемориал, универмаг и другие здания общественного назначения) с центром старой "Славянки" и международным терминалом (второй полюс центра), который образуется за счет выноса лесного терминала на территорию судоремонтного завода (абзац 1 подраздела "Зоны общественного центра" раздела 3.2 "Мероприятия по развитию основных функциональных зон для обеспечения размещения объектов капитального строительства" Положения о территориальном планировании).
Абзацем 3 подраздела "Развитие и размещение объектов производственной сферы" раздела 3.3 "Мероприятия по развитию и размещению объектов капитального строительства" Положения о территориальном планировании для реализации мероприятий по развитию и размещению объектов капитального строительства определены территории для переноса существующего лесного терминала из общественной застройки на территорию СРЗ.
Посчитав, что названные акты направлены на изъятие у ООО "СЛТ" земельного участка с кадастровым номером 25:20:210102:650, не соответствуют статьям 209, 260, 279 ГК РФ и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд, рассмотрев заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, правомерно исходил из следующего.
Обстоятельства дела подтверждают, что общество является собственником земельного участка общей площадью 40 462 кв. м, с кадастровым номером 25:20:210102:650, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенное использованием - для размещения цеха гидротехнических сооружений, причала, железнодорожного тупика и производственной территории, адрес объекта: установлено относительно ориентира здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, Хасанский район, пгт.Славянка, ул. Морской бульвар, дом 19, (далее - земельный участок с кадастровым номером 25:20:210102:650, спорный земельный участок), о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.01.2009 и внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 25-25-11/027/2008-248.
Правовые основы территориального зонирования земель населенных пунктов установлены Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (часть 2 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии со статьей 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 10 ГрК РФ в документах территориального планирования отображаются границы субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований; особых экономических зон; муниципальных образований; существующие и планируемые границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий, границы земель обороны и безопасности; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы территорий, подверженных риску воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; существующие объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения; границы размещения планируемых объектов капитального строительства.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план поселения содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
По правилам статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Заинтересованность общества в исходе возникшего спора была основана на возможном изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:20:210102:650 для целей, предусмотренных названным генеральным планом, ввиду запланированного в нем переноса ООО "СЛТ" на территорию Славянского судоремонтного завода.
В обоснование своих доводов при обращении в арбитражный суд заявитель требований сослался на нарушение администрацией и муниципальным комитетом положений ГК РФ и ЗК РФ.
В этой связи, исходя из фактических обстоятельств дела, проверенных и исследованных, руководствуясь положениями статьей 279, 282 ГК РФ, 49, 85 ЗК РФ, 18, 23 - 29 ГрК РФ, арбитражный суд сделал выводы о том, что поскольку генеральный план после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает законную силу нормативного правового акта и лишь устанавливает обязательные правила, действующие на территории муниципального образования, вопрос о возможном изъятии впоследствии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не подлежит установлению и исследованию в рамках возникшего спора.
Как установил арбитражный суд, из текста Положения о территориальном планировании следует, что генеральный план содержит указания на последовательность мероприятий, в том числе относительно очередности проектных периодов.
Судом в этой связи проанализировано содержание абзаца 3 подраздела 2.1 "Цели территориального планирования" раздела 2 "Цели и задачи территориального планирования в рамках генерального плана Славянского городского поселения" Положения о территориальном планировании Славянского городского поселения, из которого следует, что основной целью генерального плана, как основополагающего документа о территориальном планировании, является разработка долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития и создания благоприятной среды обитания, поэтому принятое муниципальным комитетом решение не противоречит положениям Закона N 131-ФЗ.
Вместе с тем в генеральном плане отсутствуют какие-либо сведения, касающиеся указаний на необходимость изъятия земель с определенным местоположением в границах территории ООО "СЛТ".
Судом также исследовано письмо администрации от 15.05.2013 N 896, подготовленное в ответ на обращение ООО "СЛТ" от 15.04.2013 N 73 о внесении изменений в Генеральный план Славянского городского поселения, которым администрация сообщила, что при утверждении Правил землепользования и застройки Славянского городского поселения внесены изменения в соответствии с данными кадастрового учета земельных участков. Администрация сообщила обществу, что ею проведено зонирование территории Славянского городского поселения с выделением зоны коммунально-складского назначения (КС) в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:20:210102:650, а вид разрешенного использования смежных земельных участков соответствует зоне общественного и коммерческого назначения (ОДЗ 2).
Этим же письмом администрация сообщила обществу, что ею не планируется изъятие у последнего принадлежащих ему земельных участков.
Основа правового режима земельных участков в городах и поселениях определяется градостроительным регламентом, который устанавливается правилами землепользования и застройки и обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК). Правила землепользования и застройки определяют виды разрешенного использования и предельные (минимальные и максимальные) значения размеров земельных участков.
Решением муниципального комитета от 27.09.2009 N 165 утверждены правила землепользования и застройки Славянского городского поселения, пунктом 1 статьи 14 которых предписано, что производственные и коммунально-складские зоны предназначены для размещения промышленных, коммунально-складских и иных объектов, предусмотренных градостроительными регламентами, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. При этом в санитарно-защитной зоне промышленных, коммунально-складских объектов не допускается размещение жилых домов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, детских площадок, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования, а также производство сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 14 Правил).
Согласно пункту 4 статьи 14 этих же Правил на территориях производственных и коммунально-складских зон могут быть размещены объекты общественно-делового назначения (административные здания, столовая, медпункт, спортзал, магазины товаров первой необходимости и т.д.).
Анализ названных нормоположений, с учетом правового регулирования вопросов прав собственника о владении, пользовании и распоряжении принадлежащим ему имуществом, закрепленных ГК РФ, позволил суду сделать обоснованные выводы об отсутствии законных оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:20:210102:650 подлежит изъятию у общества. Отсюда нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности оспоренным актом не допущено.
Прочие доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и их правовой оценкой. По существу в кассационной жалобе предложено суду кассационной инстанции согласиться с позицией заявителя жалобы и дать иную оценку обстоятельствам дела.
Между тем переоценка, как доказательств, так и фактических обстоятельств спора, установленных арбитражным судом, в силу положений главы 35 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение арбитражным судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.10.2013 по делу N А51-17246/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.С.ПАНЧЕНКО

Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)