Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева В.П., Железовской В.А. о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 66-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" по апелляционной жалобе Васильева В.П., Железовской В.А. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Васильева В.П., поддержавшего доводы жалобы от своего имени и как представитель Железовской В.А., возражения представителя Государственного Совета Республики Татарстан по доверенности Сунгатуллина М.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законом Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 66-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе", опубликованным в официальном печатном издании "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2012 г., N 9, изменены границы территорий муниципальных образований "Поселок городского типа Балтаси", "Малолызинское сельское поселение" и "Норминское сельское поселение", входящих в состав Балтасинского муниципального района.
Васильев В.П. и Железовская В.А., являясь жителями Малолызинского сельского поселения и собственниками доли в праве на земельный участок, расположенный в Балтасинском муниципальном районе, обратились в суд с заявлением о признании не действующим приведенного Закона в части изменения границ территории муниципального образования "Малолызинское сельское поселение".
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что оспариваемыми нормами часть Малолызинского сельского поселения включена в границы поселка городского типа Балтаси, что привело к фактическому изъятию у собственников части земельного участка и к нарушению их прав, следовательно, противоречит основным началам гражданского законодательства о неприкосновенности права собственности (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указывали на нарушение проведения процедуры публичных слушаний, выразившегося в непроведении опроса или схода жителей в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полагали, что перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов осуществлен с нарушением требований Федерального закона от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Васильевым В.П. и Железовской В.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, Государственным Советом Республики Татарстан поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Железовская В.А., интересы которой представляет по доверенности Васильев В.П.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт принят Государственным Советом Республики Татарстан в пределах полномочий и с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Закона.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с приведенным Законом (часть 1 статьи 12).
Изменение границ поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других муниципальных поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений (часть 4 этой же статьи).
Судом первой инстанции установлено, что 30 марта 2012 г. решением Совета Балтасинского городского поселения выдвинута инициатива изменения смежных границ территорий муниципальных образований "Поселок городского типа Балтаси", "Малолызинское сельское поселение", "Норминское сельское поселение" и предложено сельским поселениям выразить мнение по предлагаемому изменению границ.
Постановлением Совета Малолызинского сельского поселения от 5 апреля 2012 г. N 4 назначена дата проведения публичных слушаний по данному вопросу, которое было обнародовано 6 апреля 2012 г. путем размещения на официальном сайте Балтасинского муниципального района и на информационных стендах Малолызинского сельского поселения.
25 апреля 2012 г. состоялись публичные слушания, по результатам которых приняты рекомендации об одобрении инициативы об изменении смежных границ территорий муниципальных образований. Протокол и рекомендации публичных слушаний были размещены на официальном сайте Балтасинского муниципального района.
Решением Совета Малолызинского сельского поселения от 17 мая 2012 г. N 58 инициатива Совета Балтасинского городского поселения поддержана, в связи с чем 6 июня 2012 г. Балтасинским районным Советом Республики Татарстан принято решение о внесении в порядке законодательной инициативы в Государственный Совет Республики Татарстан проекта Закона "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении предусмотренной федеральным законодательством процедуры принятия оспариваемого республиканского акта.
Изложенные выше установленные судом фактические обстоятельства опровергают доводы заявителей о том, что мнение населения при принятии оспариваемого Закона не было учтено.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, мнение населения было выражено представительным органом Малолызинского сельского поселения в соответствующем решении после проведения публичных слушаний, что согласуется с положениями части 4 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом суд правильно исходил из того, что законодательный орган государственной власти Республики Татарстан, принимая оспариваемый Закон, был не вправе проверять законность решений представительных органов муниципальных образований, давать им правовую оценку.
Утверждение Васильева В.П. и Железовской В.А. о том, что оспариваемыми нормами деревня Большие Лызи 1 часть, ранее входившая в состав Малолызинского сельского поселения, отнесена к территории поселка городского типа Балтаси, было предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признано несостоятельным.
Границы территории Малолызинского сельского поселения, в состав которого входит населенный пункт деревня Большие Лызи 1 часть, установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 г. N 49-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
Суд первой инстанции, проанализировав содержание Закона Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 66-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе", а также приложения к нему, пришел к верному заключению, что оспариваемым республиканским законом были изменены границы Малолызинского сельского поселения, но не входящих в него населенных пунктов, что деревня Большие Лызи 1 часть, как и ранее, включена в состав названного муниципального образования.
Фактически заявители утверждают о нарушении их прав как собственников земельных участков владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Между тем, оспариваемый акт, определяя территориальную организацию местного самоуправления, вопросов гражданского законодательства не регулирует.
Оспариваемый нормативный правовой акт не изменяет категорию земель, не регулирует вопросы собственности на земельные участки, расположенные на землях, включенных в границы муниципального образования "Поселок городского типа Балтаси", не изменяет границы населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований Балтасинского муниципального района, границы которого также остались неизменны, в силу чего не имеет правового значения качественные характеристики земель, включенных в границы муниципального образования "Поселок городского типа Балтаси", а также исторические, культурные, национальные и иные местные традиции использования этих земель.
Утверждение о противоречии статей 10 - 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положениям Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельным, основано на ошибочном толковании норм материального права, без учета того обстоятельства, что названные нормативные правовые акты одного уровня регулируют вопросы в разных сферах общественных отношений.
Доводов, опровергающих выводов суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем не является основанием для отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева В.П. и Железовской В.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.02.2014 N 11-АПГ14-1
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. N 11-АПГ14-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева В.П., Железовской В.А. о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 66-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" по апелляционной жалобе Васильева В.П., Железовской В.А. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Васильева В.П., поддержавшего доводы жалобы от своего имени и как представитель Железовской В.А., возражения представителя Государственного Совета Республики Татарстан по доверенности Сунгатуллина М.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законом Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 66-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе", опубликованным в официальном печатном издании "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2012 г., N 9, изменены границы территорий муниципальных образований "Поселок городского типа Балтаси", "Малолызинское сельское поселение" и "Норминское сельское поселение", входящих в состав Балтасинского муниципального района.
Васильев В.П. и Железовская В.А., являясь жителями Малолызинского сельского поселения и собственниками доли в праве на земельный участок, расположенный в Балтасинском муниципальном районе, обратились в суд с заявлением о признании не действующим приведенного Закона в части изменения границ территории муниципального образования "Малолызинское сельское поселение".
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что оспариваемыми нормами часть Малолызинского сельского поселения включена в границы поселка городского типа Балтаси, что привело к фактическому изъятию у собственников части земельного участка и к нарушению их прав, следовательно, противоречит основным началам гражданского законодательства о неприкосновенности права собственности (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указывали на нарушение проведения процедуры публичных слушаний, выразившегося в непроведении опроса или схода жителей в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полагали, что перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов осуществлен с нарушением требований Федерального закона от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Васильевым В.П. и Железовской В.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, Государственным Советом Республики Татарстан поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Железовская В.А., интересы которой представляет по доверенности Васильев В.П.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт принят Государственным Советом Республики Татарстан в пределах полномочий и с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Закона.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с приведенным Законом (часть 1 статьи 12).
Изменение границ поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других муниципальных поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений (часть 4 этой же статьи).
Судом первой инстанции установлено, что 30 марта 2012 г. решением Совета Балтасинского городского поселения выдвинута инициатива изменения смежных границ территорий муниципальных образований "Поселок городского типа Балтаси", "Малолызинское сельское поселение", "Норминское сельское поселение" и предложено сельским поселениям выразить мнение по предлагаемому изменению границ.
Постановлением Совета Малолызинского сельского поселения от 5 апреля 2012 г. N 4 назначена дата проведения публичных слушаний по данному вопросу, которое было обнародовано 6 апреля 2012 г. путем размещения на официальном сайте Балтасинского муниципального района и на информационных стендах Малолызинского сельского поселения.
25 апреля 2012 г. состоялись публичные слушания, по результатам которых приняты рекомендации об одобрении инициативы об изменении смежных границ территорий муниципальных образований. Протокол и рекомендации публичных слушаний были размещены на официальном сайте Балтасинского муниципального района.
Решением Совета Малолызинского сельского поселения от 17 мая 2012 г. N 58 инициатива Совета Балтасинского городского поселения поддержана, в связи с чем 6 июня 2012 г. Балтасинским районным Советом Республики Татарстан принято решение о внесении в порядке законодательной инициативы в Государственный Совет Республики Татарстан проекта Закона "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении предусмотренной федеральным законодательством процедуры принятия оспариваемого республиканского акта.
Изложенные выше установленные судом фактические обстоятельства опровергают доводы заявителей о том, что мнение населения при принятии оспариваемого Закона не было учтено.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, мнение населения было выражено представительным органом Малолызинского сельского поселения в соответствующем решении после проведения публичных слушаний, что согласуется с положениями части 4 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом суд правильно исходил из того, что законодательный орган государственной власти Республики Татарстан, принимая оспариваемый Закон, был не вправе проверять законность решений представительных органов муниципальных образований, давать им правовую оценку.
Утверждение Васильева В.П. и Железовской В.А. о том, что оспариваемыми нормами деревня Большие Лызи 1 часть, ранее входившая в состав Малолызинского сельского поселения, отнесена к территории поселка городского типа Балтаси, было предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признано несостоятельным.
Границы территории Малолызинского сельского поселения, в состав которого входит населенный пункт деревня Большие Лызи 1 часть, установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 г. N 49-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
Суд первой инстанции, проанализировав содержание Закона Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 66-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Балтасинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе", а также приложения к нему, пришел к верному заключению, что оспариваемым республиканским законом были изменены границы Малолызинского сельского поселения, но не входящих в него населенных пунктов, что деревня Большие Лызи 1 часть, как и ранее, включена в состав названного муниципального образования.
Фактически заявители утверждают о нарушении их прав как собственников земельных участков владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Между тем, оспариваемый акт, определяя территориальную организацию местного самоуправления, вопросов гражданского законодательства не регулирует.
Оспариваемый нормативный правовой акт не изменяет категорию земель, не регулирует вопросы собственности на земельные участки, расположенные на землях, включенных в границы муниципального образования "Поселок городского типа Балтаси", не изменяет границы населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований Балтасинского муниципального района, границы которого также остались неизменны, в силу чего не имеет правового значения качественные характеристики земель, включенных в границы муниципального образования "Поселок городского типа Балтаси", а также исторические, культурные, национальные и иные местные традиции использования этих земель.
Утверждение о противоречии статей 10 - 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положениям Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельным, основано на ошибочном толковании норм материального права, без учета того обстоятельства, что названные нормативные правовые акты одного уровня регулируют вопросы в разных сферах общественных отношений.
Доводов, опровергающих выводов суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем не является основанием для отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева В.П. и Железовской В.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)