Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2010 N 05АП-3692/2010 ПО ДЕЛУ N А51-10274/2008

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2010 г. N 05АП-3692/2010

Дело N А51-10274/2008

Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Осиик, Е.В., доверенность от 26.03.2010 N 20-а, паспорт;
- от ФГУ "Уссурийская КЭЧ района": представитель Осиик, Е.В., доверенность от 18.11.2009 N 3/189, паспорт;
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ООО "Уссури-Сервис", Департамент имущественных отношений по ПК, Глава Уссурийского городского округа: извещены, не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы Уссурийского городского округа
апелляционное производство N 05АП-3692/2010
на решение от 19.05.2010 судьи Л.Н. Зиньковой
по делу N А51-10274/2008 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Военного прокурора Дальневосточного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
к Главе Уссурийского городского округа,
третьи лица: ФГУ "Уссурийская КЭЧ района", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ООО "Уссури-Сервис", Департамент имущественных отношений по ПК,
о признании недействительным постановления N 392 от 07.04.2008.

установил:

Военный прокурор Дальневосточного военного округа обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в интересах Министерства обороны Российской Федерации (с учетом замены Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае определением от 30.11.2009) о признании недействительным постановления главы Уссурийского городского округа N 392 от 07.04.2008 "О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Уссури-Сервис".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.05.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Глава Уссурийского городского округа обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся к тому, что зарегистрированное право совершено в отношении земельного участка, кадастровый план на который составлен не на основании материалов межевания, не содержащий необходимые сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок и точно определить его как объект права в соответствии с действующим земельным законодательством и законодательством о государственном кадастровом учете земельных участков. Зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок площадью 17408,00 га под объекты обороны (Барановский полигон); назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый номер 25:18:01 57 02: 0012, расположенный по адресу: ориентир: здание клуба, адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, с. Баневурово, ул. Школьная, 31, примерно в 5,0 кв. по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка является недействительным в силу закона.
На основании вышеизложенного апеллянт полагает, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах компетенции, предоставленной органам местного самоуправления законодательством РФ, действующим на день принятия муниципального правового акта.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ООО "Уссури-Сервис", Департамент имущественных отношений по ПК, Глава Уссурийского городского округа явку представителей в настоящее судебное заседание не обеспечили. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей не явившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Уссурийская КЭЧ района" на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.05.2010 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании государственного акта на право пользования землей от 15.12.1980 серии А-1 N 196565 в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16.09.1951 N 21404 ЦСМ и постановлением Совета Министров РСФСР от 16.12.1993 N 5250 Уссурийской квартирно-эксплуатационной части из земель Уссурийского и Надеждинского района на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 18025 га для размещения Барановского полигона.
В результате изъятия земельных участков для иных землепользователей общая площадь земельного участка под Барановским полигоном составила 17408 га, о чем указано в письме Межрайонного отдела N 8 управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю от 07.07.2005 N 500 и подтверждается постановлением главы администрации Уссурийского района от 17.11.1993 N 461, постановлением Объединенной Уссурийской администрацией Приморского края от 05.06.1996 N 947 и постановлением главы муниципального образования города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 10.08.1998 N 998.
Земельный участок общей площадью 17408 га, расположенный примерно в 5 км по направлению на юго-восток от ориентира - здания клуба, расположенного за пределами участка по адресу: Уссурийский район, с.Баневурово, ул. Школьная, 31, в 2005 году поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:18:01 57 02:0012.
Из кадастрового плана от 08.07.2005 N 18/03-300 следует, что земельный участок общей площадью 17408 га, расположенный примерно в 5 км по направлению на юго-восток от ориентира - здания клуба, расположенного за пределами участка по адресу: Уссурийский район, с.Баневурово, ул. Школьная, 31, кадастровый номер 25:18:01 57 02:0012 относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения и предназначен под размещение объектов обороны (Барановского полигона).
31.01.2006 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (федеральная собственность), о чем выдано свидетельство серии 25-АА N 664833.
Постановлением от 25.09.2009 N ФОЗ-4911/2009 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отказал управлению управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа в удовлетворении требований о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок общей площадью 17408 га, кадастровый номер 25:18:015702:0012.
На основании заявления от 05.06.2007 ООО "Уссури-Сервис" управлением Роснедвижимости по Приморскому краю поставлен на кадастровый учет земельный участок общей площадью 18917 га, расположенный примерно в 2935 по направления на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, по адресу: Уссурийский район, с.Баневурово, ул. Озерная, 1, с присвоением кадастрового номера 25:18:015702:0010.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 15.04.2008 N 18-03-0-022 следует, что земельный участок, относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения и предназначен для расширения автомобильного рынка.
В соответствии с данными Межрайонного отдела N 8 управления Федерального агентства кадастров недвижимости по Приморскому краю (ответ на запрос военного прокурора Уссурийского гарнизона от 09.08.2006 N 475) земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:0010 входит в состав земельного участка общей площадью 17408 га, кадастровый номер 25:18:015702:0012.
Постановлением главы Уссурийского городского округа от 07.04.2008 N 392 обществу с ограниченной ответственностью "Уссури-Сервис" указанный земельный участок предоставлен в аренду сроком на 5 лет. Во исполнение указанного постановления 15.04.2008 между Уссурийским городским округом и ООО "Уссури-Сервис" подписан договор аренды земельного участка площадью 18917 га, кадастровый номер 25:18:01 5702:0010. В соответствии с пунктом 2 договора срок аренды устанавливается с 7 апреля 2008 г. по 6 апреля 2013 года.
Военный прокурор Дальневосточного военного округа, полагая, что указанное постановление принято с нарушением требований земельного и гражданского законодательства РФ, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 87 ЗК РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения входят земли обороны и безопасности.
Землями обороны и безопасности в силу пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" N 61-ФЗ от 31.05.1996 земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что спорный земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:0010 входит в состав другого земельного участка с кадастровым номером 25:18:015702:0012, общей площадью 17408 га, предназначенного для размещения объектов обороны (Барановский полигон), следовательно, он относится к землям обороны и безопасности, поэтому в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Из части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В связи, с чем коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что глава администрации Уссурийского городского округа не вправе был распоряжаться спорным земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Кроме того, судом первой инстанции с учетом требований ст. 71 АПК РФ, обоснованно отмечено, что надлежащих доказательств отказа Министерства обороны РФ от спорного земельного участка, в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на землю указаны в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ "отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;".
В этой связи, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что с момента передачи земельных участков для нужд обороны они являются федеральной собственностью в силу закона. Решение об изъятии земельного участка в установленном законом порядке не принималось. Доказательств обращения Министерства обороны Российской Федерации в Территориальное управление с отказом от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками суду не представлено. Исходя из указанного, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку администрации Уссурийского городского округа на письмо заместителя министра обороны РФ от 12.08.2004 N 147/3/3/22609.
Коллегия апелляционного суда также считает обоснованным выводы суда о том, что акт о передаче спорного земельного участка, подписанный в 2004 году, начальником Уссурийской КЭЧ и начальником управления архитектуры, градостроительства, землепользования и кадастра муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район на основании разрешения заместителя Министра обороны N 147/3/3/22609 от 12.08.2004, не имеет юридической силы, как противоречащий требованиям п. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в нарушение ст. 65 АПК РФ, доказательств регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок главой Уссурийского городского округа в материалы дела не представлено.
С учетом того, что в материалы дела не представлено доказательств передачи спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление главы администрации Уссурийского городского округа о передаче его в аренду ООО "Уссури-Сервис" не соответствует Земельному кодексу РФ, Федеральному закону "Об обороне", а также нарушает права собственника земельного участка - Российской Федерации.
Кроме того, исследовав материалы дела по правилам ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно указал, что из содержания решения управления Роснедвижимости по Приморскому краю от 11.04.2008 N КФ18/08-20 о внесении изменений в государственный кадастр, а также других документов, представленных в материалы дела в обоснование перевода, не следует, что изменение сведений о категории спорного земельного участка осуществлялось управлением Роснедвижимости по Приморскому краю на основании акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти о переводе земель из одной категории в другую. Доказательств принятия данного акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти, в материалы дела также не представлено.
При указанных обстоятельствах, вывод суда о том, что постановление главы Уссурийского округа Приморского края от 07.04.2008 N 392 "О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Уссури-Сервис" противоречит вышеназванным нормам действующего законодательства, верен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Фактически доводы жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 19 мая 2010 года по делу N А51-10274/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА

Судьи
З.Д.БАЦ
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)