Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2015 N 18АП-11/2015 ПО ДЕЛУ N А07-5630/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. N 18АП-11/2015

Дело N А07-5630/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.11.2014 по делу N А07-5630/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" - Латыпов Р.Р. (доверенность от 01.03.2014).

Общество с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" (далее - ООО "Тоннельные системы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий (бездействия) Администрации, выразившихся в отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении ООО "Тоннельные системы" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, п. Нагаево, ул. Рощинская, общей площадью 18 286 кв. м, с кадастровым номером 02:55:040616:808, об обязании Администрации заключить с ООО "Тоннельные системы" договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, п. Нагаево, ул. Рощинская, общей площадью 18 286 кв. м, с кадастровым номером 02:55:040616:808; о признании незаконным постановления Администрации от 26.08.2013 N 4542 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по адресу с. Нагаево, ул. Рощинская в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; о признании незаконным постановления Администрации от 13.09.2013 N 4812 "О внесении изменений в постановление "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по адресу с. Нагаево, ул. Рощинская в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.11.2014 (резолютивная часть объявлена 05.11.2014) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Тоннельные системы" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств дела. Так, общество отмечает, что имеет право на предоставление ему спорного земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, так как является лицом, подавшим единственную заявку на предоставление земельного участка.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители Администрации не явились. С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дополнительно представитель подателя жалобы заявил ходатайство о приобщении к материалам дела текста ходатайства общества, адресованного арбитражному суду первой инстанции, о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств со штампом суда о принятии данного ходатайства 20.08.2014, и дополнительных доказательств: копии заявления общества, адресованного Администрации, от 10.01.2012 об оформлении в аренду земельного участка и копии заявления общества, адресованного Администрации, от 28.10.2013 N 14.
В связи с тем, что на ходатайстве общества, адресованном арбитражному суду первой инстанции, о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств имеется штамп суд о принятии данного ходатайства 20.08.2014, арбитражный суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела указанные документы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 письмом N 01-02-21135 ООО "Тоннельные системы" обратилось в Администрацию с заявлением о подготовке градостроительного заключения для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского р-на г. Уфы (л. д. 103).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовило градостроительное заключение, которое утверждено на комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л. д. 29-34).
30 декабря 2011 года ООО "Тоннельные системы" обратилось к муниципальному унитарному предприятию "Центр недвижимости" (далее - МУП "Центр недвижимости") с просьбой опубликовать информационное сообщение в газете "Вечерняя Уфа" о предстоящем предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского р-на г. Уфы (л. д. 35).
12 января 2012 года в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (л. д. 36).
16 января 2012 года и 03.02.2012 в МУП "Центр недвижимости" поступили заявки на участие в торгах от Равоткина Максима Евгеньевича и общества с ограниченной ответственностью "Стоун-Медиа" (далее - ООО "Стоун-Медиа") (л. д. 38-40).
28 апреля 2012 года и 27.04.2012 от Равоткина М.Е. и ООО "Стоун-Медиа" поступили отказы от участия в торгах со ссылкой на отсутствие финансирования (л. д. 39, 41).
Из судебных актов по делу N А07-5392/2014 с участием тех же сторон следует, что 21.06.2012 ООО "Тоннельные системы" обратилось в Администрацию с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского р-на г. Уфы.
Из кадастрового паспорта от 28.06.2012 N 02/12/1-303000 земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 усматривается, что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 26.06.2012, разрешенное использование земельного участка не определено, категория земель не установлена (л. д. 26).
26 августа 2013 года Администрацией принято постановление N 4542 (л. д. 43) о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по адресу: с. Нагаево, ул. Рощинская в Октябрьском р-не г. Уфы, площадью 18 286 кв. м, с кадастровым номером 02:55:040616:808, а также утверждены условия аукциона (л. д. 44-45).
Постановлением от 13.09.2013 N 4812 в постановление N 4542 внесены изменения, обусловленные наличием технической ошибки (л. д. 46).
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 08.10.2013 аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок (л. д. 48), о чем 15.10.2013 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о признании аукциона несостоявшимся (л. д. 47).
07 марта 2014 года в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о проведении 08.04.2014 торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 в аренду сроком на три года для проектирования строительства торгово-развлекательного центра (л. д. 57).
Полагая, что предоставление вышеназванного земельного участка должно быть произведено обществу без проведения торгов ввиду того, что общество является единственным заинтересованным в предоставлении земельного участка лицом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств обращения общества с заявкой на участие в торгах и, соответственно, доказательств того, что заявитель являлся единственным заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 названного Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителей.
Так, в рамках настоящего дела заявителем оспариваются действия (бездействие) Администрации, выразившиеся в отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении ООО "Тоннельные системы" в аренду спорного земельного участка, и ненормативные правовые акты - постановление Администрации от 26.08.2013 N 4542 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и от 13.09.2013 N 4812 о внесении изменений в предыдущее постановление.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 названного Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 8 статьи 31 названного Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 названного Кодекса.
Указанная процедура включает, в том числе, работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 6 статьи 30 названного Кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Исходя из приведенных положений возможность предоставления земельного участка для строительства в аренду обществу без проведения торгов допускается в рамках реализации процедуры предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, а также в рамках процедуры предоставления без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц, что подлежит выявлению после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Из материалов настоящего дела следует, что изначально ООО "Тоннельные системы" была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного центра. Об этом свидетельствуют изготовленное по заявлению общества градостроительное заключение по условиям размещения объекта, обращение общества в МУП "Центр недвижимости" с просьбой опубликовать информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Однако, указанная процедуры не была завершена принятием решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Также, как указано ранее, в кадастровом паспорте от 28.06.2012 N 02/12/1-303000 земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 разрешенное использование земельного участка не определено, также имеется указание на то, что категория земель не установлена.
Таким образом, формирование испрашиваемого обществом земельного участка для целей строительства торгово-развлекательного центра не было произведено.
Ввиду указанного основания считать соблюденной процедуру предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, несмотря на указание о ней в публикации от 12.01.2012 в газете "Вечерняя Уфа", не имеется.
При таких обстоятельствах отказы от участия в торгах Равоткина М.Е. и ООО "Стоун-Медиа" не влекут для заявителя (как лица подавшего единственную заявку на предоставление земельного участка) правовых последствий, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также следует отметить, что до принятия 26.08.2013 Администрацией постановления N 4542 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, решение о проведении торгов в рамках процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта не принималось.
Публикация от 12.01.2012 о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, осуществленная МУП "Центр недвижимости" не в соответствии с заявлением ООО "Тоннельные системы" и проводимой процедурой предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не означает принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и не может повлечь возникновение права заявителя на предоставление земельного участка.
В связи с указанным общество не доказало наличие нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями и постановлениями Администрации.
Представленные подателем жалобы и приобщенные к материалам дела арбитражным судом апелляционной инстанции дополнительные доказательства (копия заявления общества, адресованного Администрации, от 10.01.2012 об оформлении в аренду земельного участка и копия заявления общества, адресованного Администрации, от 28.10.2013 N 14) не опровергают приведенные выше выводы.
В связи с вышеизложенным основания для принятия доводов апелляционной жалобы у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
ООО "Тоннельные системы" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная на основании квитанции от 10.02.2015 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.11.2014 по делу N А07-5630/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании квитанции от 10.02.2015 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
И.Ю.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)