Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.06.2015 N Ф09-3701/15 ПО ДЕЛУ N А76-14717/2014

Требование: Об обязании: 1) Вынести распоряжение о разделе земельного участка, обратиться за изменением вида его разрешенного использования, о признании незаконным бездействия уполномоченного органа; 2) Обратиться за регистрацией права собственности.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Не совершены действия по формированию участка для эксплуатации многоквартирного дома и изменению вида разрешенного использования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. N Ф09-3701/15

Дело N А76-14717/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2014 по делу N А76-14717/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- товарищества собственников жилья "Воровского 1" - Мирный Н.В. (доверенность от 28.10.2014);
- Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Попова Н.В. (доверенность от 12.01.2015 N 1/4).

Товарищество собственников жилья "Воровского 1" (далее - ТСЖ "Воровского 1") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (в настоящее время - Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области) (далее - Минпром Челябинской области), в котором просило:
- - признать незаконным бездействие Минпрома, выразившееся в непринятии распоряжения о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) с целью регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, в том числе на земельный участок площадью 723 кв. м с кадастровым номером 74:36:0407002:259, расположенный по адресу: город Челябинск, ул. Кирова, 116;
- - возложить на Минпром Челябинской области обязанность вынести распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и обратиться в Управление Росреестра с целью регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259;
- - возложить на Минпром Челябинской области обязанность обратиться в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 1 по улице Воровского.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство культуры Челябинской области (далее - Министерство культуры); Правительство Челябинской области (далее - Правительство); областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный драматический "Молодежный театр" (далее - Молодежный театр).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2014 (судья Бастен Д.А.) требования ТСЖ "Воровского 1" удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Минпрома Челябинской области, выразившееся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 из категория земель населенных пунктов с разрешенным видом использования "для эксплуатации многоквартирного жилого дома", путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10; на Минпром Челябинской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Воровского 1", а также возложена обязанность принять решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и совершить действия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259, установив вид разрешенного использования "для эксплуатации многоквартирного жилого дома". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 (судьи Ермолаева Л.П., Фотина О.Б., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Минпром Челябинской области обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неприменение п. 2 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ), подлежащего применению при рассмотрении настоящего спора, нарушение ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что суды пришли к ошибочному выводу о возможности раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, поскольку в границах земельного участка расположен объект культурного наследия, памятник под названием "Народный дом" архитектора Карвовского Р.И.; расположенные на участке здания связаны функционально (переходом) и исторически, образуют единый архитектурный ансамбль. Кроме того, в настоящее время на основании постановления Законодательного собрания Челябинской области от 18.12.2014 N 2423 многоквартирный жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, включен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия областного значения "Дом жилой для артистов с колонным портиком". Таким образом, по мнению заявителя, земельный участок представляет собой территорию памятника, его раздел противоречит положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ; возложение на Минпром Челябинской области обязанности изменить вид разрешенного использования противоречит основному принципу градостроительного законодательства, установленному в ст. 1, 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявитель также считает, что судами не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что нежилое помещение N 4, являющееся частью многоквартирного дома, расположенного по ул. Воровского, 1, фактически относится к зданию театра, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 116, и является памятником истории, в подтверждение чего в материалы дела представлены соответствующие доказательства. Таким образом, Минпром Челябинской области считает, что с учетом того обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259 снят с государственного кадастрового учета, раздел земельного участка в повторяющихся границах с земельном участком с кадастровым номером 74:36:0407002:259 противоречит Земельному кодекса Российской Федерации, принятие решения о разделе земельного участка является незаконным.
В отзыве Министерство культуры поддержало доводы Минпрома Челябинской области, изложенные в кассационной жалобе.

При рассмотрении спора судами установлено, что на основании постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 здание драматического театра, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 116, включено в список памятников истории, подлежащих охране как памятники местного значения.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения включен Народный дом, 1903 г., архитектор Карвовский Р.И., расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 116.
Комитетом по охране исторического и культурного наследия администрации Челябинской области 12.01.1994 в список N 13 вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в качестве памятника архитектуры внесен жилой дом 1940 г., расположенный по ул. Воровского, 1. Условное наименование объекта "Театр для детей и молодежи, жилой дом".
На государственный кадастровый учет 09.12.1994 поставлен земельный участок площадью 8692 кв. м из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующей территории театра, расположенный по адресу г. Челябинск, ул. Кирова, 116. Земельному участку присвоен кадастровый номер 74:36:0407002:10.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Челябинской области и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование областному государственному бюджетному учреждению культуры "Челябинский государственный драматический "Молодежный театр", что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный участок занят объектом недвижимости - зданием жилого дома, а также зданием театра.
Распоряжением главы администрации города Челябинска от 01.08.2011 N 4792-с земельному участку с кадастровым номером 74:36:0407002:10 площадью 8692 кв. м, а также нежилому зданию театра, включая помещение N 4, литера А, присвоен адрес: г. Челябинск, ул. Кирова, 116, ранее существующие адреса, в том числе, г. Челябинск, ул. Воровского 1, признано считать устаревшими.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-10219/2012 удовлетворены требования ТСЖ "Воровского 1" к Минпрому Челябинской области о признании незаконным бездействия Минпрома Челябинской области по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 1; на Минпром Челябинской области возложена обязанность рассмотреть по существу заявление ТСЖ "Воровского 1" от 27.03.2012, поступившее в Минпром 28.03.2012 (вх. N 2/6236), и принять по данному заявлению соответствующее решение.
При рассмотрении дела N А76-10219/2012 установлены следующие фактические обстоятельства. Многоквартирный жилой дом, полномочия по управлению которым предоставлены ТСЖ "Воровского 1", а также здание Молодежного театра и иные сооружения, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, находящегося в собственности Челябинской области и праве постоянного (бессрочного) пользования театра.
Из данных технического паспорта и представленного заявителем проекта границ земельного участка следует, что здание театра и жилой дом примыкают друг к другу, при этом нежилое помещение N 4, находящееся в пользовании Театра, расположено на первом этаже спорного многоквартирного жилого дома (литер А) и имеет почтовый адрес ул. Кирова, 116. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что формирование земельного участка под жилым домом предполагает необходимость раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10.
В письме от 09.02.2012 N 27 ТСЖ "Воровского 1" просило Минпром Челябинской области утвердить схему границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома. В письме от 11.03.2012 N 2/2849 заинтересованное лицо указало, что формирование земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома, возможно путем проведения процедуры раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10. Представленная схема возвращена заявителю без утверждения. Товарищество обратилось в Минпром Челябинской области с письмом от 28.03.2012 N 2/6236 о формировании земельного участка общей площадью 1195 кв. м для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного в границах участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, путем раздела названного земельного участка согласно прилагаемой схеме. В письме от 23.04.2012 N 2/5187 Минпром Челябинской области указал, что "поскольку на представленной схеме не обозначены иные объекты недвижимого имущества, относящиеся к общему имуществу жилого дома и расположенные на земельном участке, предоставленном театру, испрашиваемый участок не может быть сформирован в предлагаемых границах". В целях определения границ испрашиваемого земельного участка заинтересованным лицом направлены запросы в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, в Молодежный театр и в Министерство культуры.
В письме от 02.12.2013 N 1/18830 Минпром Челябинской области сообщил председателю ТСЖ "Воровского 1" о том, что формирование земельного участка в соответствии с проектом границ, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Предприятие "ИНПРОЕКТ", противоречит требованиям законодательства об объектах культурного наследия, а также земельного и градостроительного законодательства. В целях образования земельного участка товарищество вправе повторно обратиться в Минпром Челябинской области, предоставив мотивированное обоснование площади земельного участка, учитывающее требования и нормативы законодательства о градостроительной деятельности.
В декабре 2013 года ТСЖ "Воровского 1" обратилось в Минпром Челябинской области с заявлением, в котором просило утвердить прилагаемую схему раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 с целью формирования участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 1.
В письме от 31.12.2013 N 1/20728 Минпром Челябинской области сообщил заявителю о том, что не возражает против проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и указал, что кадастровые работы необходимо провести в соответствии с прилагаемой схемой. В этой схеме приведены геодезические данные земельного участка площадью 723 кв. м.
Согласно сведениям ГКН, земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 1 по улице Воровского в городе Челябинске, с согласия Минпрома Челябинской области (письмо от 31.12.2013 N 1/20728), сформирован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, поставлен на государственный кадастровый учет не позднее 24.02.2014. Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 74:36:0407002:259. Общая площадь участка составила 723 +/- 9 кв. м. Категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации существующей территории театра". Местоположение участка: г. Челябинск, ул. Кирова, 116.
В марте 2014 года ТСЖ "Воровского 1" обратилось в Минпром Челябинской области с заявлением об изменении названного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 на иной вид - для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В письме от 03.04.2014 N 2/5089 Минпром Челябинской области сообщил заявителю о том, что в настоящее время Министерством культуры проводятся мероприятия по приданию объекту культурного наследия федерального значения "Народный дом" и объектам, попадающим в границу зоны охраны объекта культурного наследия, статуса архитектурного ансамбля. Также заинтересованное лицо указало, что им направлен запрос в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска о предоставлении выписки из правил землепользования и застройки, и что обращение об изменении вида разрешенного использования будет рассмотрено после получения необходимой информации и вынесения распоряжения о разделе участка.
На основании приказа от 07.04.2014 N 92 Министерством культуры в список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, в качестве памятника архитектуры и градостроительства внесен жилой дом 1940 г., расположенный по ул. Воровского, 1.
ТСЖ "Воровского 1" 16.04.2014 обратилось в Минпром Челябинской области с заявлением, в котором просило вынести распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, а также обратиться в Управление Росреестра с целью регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259.
Письмом от 16.05.2014 N 2/4789 Минпром Челябинской области сообщил, что поступившее обращение (о разделе участка) будет рассмотрено после предоставления Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска выписки из "Правового зонирования территории города Челябинска".
В письме от 08.07.2014 N 40-7298/кад Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска сообщило председателю ТСЖ "Воровского 1" о том, что в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259 находится в общественно-деловой территориальной зоне "Б.3" (смешанная зона). Одним из основных видов разрешенного использования земель, расположенных в данной зоне, является размещение многоквартирных жилых домов. Аналогичная информация в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 направлена в Минпром Челябинской области в апреле 2014 года.
Согласно уведомлению Управления Росреестра от 07.08.2014 права, правопритязания либо аресты в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 в ЕГРП не зарегистрированы.
Полагая, что Минпромом Челябинской области допущено незаконное бездействие, неправомерно не совершены действия, направленные на формирование земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 и изменение вида разрешенного использования вновь сформированного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, ТСЖ "Воровского 1" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Минпрома Челябинской области в части принятия решения о разделе земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не соответствует положениям действующего жилищного и земельного законодательства. Поскольку многоквартирный жилой дом в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения не включен, элементом архитектурного ансамбля не является, представляет собой самостоятельный объект недвижимого имущества, у заинтересованного лица отсутствуют основания для непринятия решения о формирования земельного участка в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Отказывая в удовлетворении требований ТСЖ "Воровского 1" в части возложения на Минпром Челябинской области обязанности обратиться в Управление Росреестра с целью регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, суд первой инстанции указал, что переход права собственности на земельный участок (на праве общей долевой собственности жильцов жилого дома) возникает в силу закона вне зависимости его государственной регистрации в связи с завершением процесса формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое бездействие в части изменения вида разрешенного использования земельного участка нарушает права ТСЖ "Воровского 1", так как не позволяет последнему определить круг полномочий собственников помещений в многоквартирном жилом доме относительно земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. При этом суд указал, что формирование самостоятельного земельного участка под зданием, подпадающим под понятие объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), не освобождает собственников многоквартирного жилого дома от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определяется ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Из п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ следует, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
В силу ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Названная правовая позиция изложена также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12, от 09.04.2013 N 14363/12.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что с момента формирования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 и проведения его государственного кадастрового учета этот земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом (адрес г. Челябинск, ул. Воровского, 1), принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в указанном многоквартирном доме. На момент принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу Минпромом Челябинской области решение в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не принято.
Возражая против удовлетворения заявленных ТСЖ "Воровского 1" требований, Минпром Челябинской области ссылалось на, что препятствием для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и образовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259, а также изменении вида разрешенного использования вновь образованного земельного участка является то, что находящиеся в границах земельного участка многоквартирный жилой дом (ул. Воровского, 1) и расположенное рядом здание молодежного театра (ул. Кирова, 116), являются объектами культурного наследия и представляют единый архитектурный ансамбль "Городской театр".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в арбитражный суд), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники; ансамбли; достопримечательные места.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 названного Федерального закона (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ сведения, указанные в п. 2 настоящей статьи (сведения, указанные в подпунктах 3 - 10 ст. 17 настоящего Федерального закона, а также сведения об органе государственной власти, принявшем решение о включении объекта культурного наследия в реестр; номер и дата принятия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр), за исключением фотографических изображений объектов археологического наследия, ансамблей и достопримечательных мест, подлежат обязательному опубликованию.
В силу положений п. 2 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (утратила силу с 22.01.2015 с введением в действие Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ) памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Как следует из положений ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством (п. 3 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. 27, 99 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве земель, гражданский оборот которых ограничен, выделены земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (изъяты из оборота). Земельные участки, в границах которых расположены иные, не поименованные в пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации объекты культурного наследия, ограниченными в обороте не являются, вне зависимости от того, к какой категории историко-культурного назначения относится объект культурного наследия (федерального, регионального либо местного значения).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Минпромом Челябинской области совершены действия по утверждению схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 с целью формирования земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома; по итогам формирования спорного земельного участка в ГКН внесены сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 - эксплуатация существующей территории театра, сведения носят временный характер.
Судами также установлено, что спорный многоквартирный жилой дом 1940 г., расположенный по ул. Воровского, д. 1, является памятником архитектуры и градостроительства. Доказательств присвоения указанному многоквартирному жилому дому и зданию молодежного театра (расположено по ул. Кирова, 116) статуса "ансамбля", то есть комплекса объектов культурного наследия, в своей совокупности имеющих определенную историческую, художественную или иную культурную ценность, до момента обращения ТСЖ "Воровского 1" с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, в материалы настоящего дела не представлено. Более того, статус "ансамбля" не был присвоен двум объектам недвижимого имущества и по состоянию на момент рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Таким образом, установив, что многоквартирный жилой дом является самостоятельным объектом недвижимого имущества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259, на котором расположен многоквартирный жилой дом (адрес: г. Челябинск, ул. Воровского, 1), с разрешенным видом использования - эксплуатация существующей территории театра, сформирован с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, что нарушает права и законные интересы собственников помещений в указанном многоквартирном доме на управление многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования заявителя о признании незаконным бездействия Минпрома Челябинской области, выразившегося в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 из категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования "для эксплуатации многоквартирного жилого дома", путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, и возложили на заинтересованное лицо обязанность совершить действия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 с вида: "для эксплуатации существующей территории театра" на вид: "для эксплуатации многоквартирного жилого дома".
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции по правилам ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2014 по делу N А76-14717/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
А.А.СТОЛЯРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)