Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2015 N Ф08-5164/2015 ПО ДЕЛУ N А32-21764/2013

Требование: Об образовании земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец полагал, что для образования участка требуется произвести раздел участка, принадлежащего ответчикам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу N А32-21764/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньэкопродукт" (ИНН 2310061889, ОГРН 1022301629404) - Лотниковой Н.П. (доверенность от 09.07.2015), от ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Дудаковой К.С. (доверенность от 24.06.2015), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Марченко А.О. (доверенность от 02.12.2014); в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-21764/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кубаньэкопродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД"), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об образовании земельного участка площадью 5057 кв. м, необходимого для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы (условный кадастровый номер 23:49:0000000:199-ЗУ1), по адресу: г. Сочи, ул. Новая Заря, 2, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199, с постановкой нового участка на кадастровый учет и с сохранением земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 в измененных границах. Истец также просил образовать часть земельного участка площадью 111 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 (условный кадастровый номер 23:49:0000000:199/чзу1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015, исковые требования удовлетворены. Суд предписал образовать из земельного участка площадью 447 073 кв. м земельный участок в координатах и площадью согласно приложению N 1 (межевой план) к решению, а также установил координаты и площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202027:35, являющегося обособленным земельным участком в составе единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 согласно приложению N 2 (план измененных границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202027:35) к решению. В целях осуществления доступа к землям общего пользования через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 образована часть земельного участка площадью 111 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 (условный кадастровый номер 23:49:00000000:199/чзу1) согласно приложению N 3 (межевой план) к решению. Суды пришли к выводу о том, что общество в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имеет право на формирование земельного участка для использования принадлежащих ему объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:199. Для раздела исходного земельного участка в судебном порядке согласия иных лиц не требуется (пункт 6 статьи 11.2 Земельного кодекса, пункты 4 и 6 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). На основании представленных в дело доказательств суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 является делимым, препятствия для образования земельного участка в целях эксплуатации принадлежащих истцу объектов недвижимости отсутствуют.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Податель жалобы ссылается на существующую у ОАО "РЖД" обязанность по передаче части арендованного названным лицом земельного участка в субаренду обществу, имеющему в собственности расположенные на этом земельном участке здания, строения, сооружения, по заявлению собственника объектов недвижимости (пункт 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264). Для заключения договора субаренды необходимо сформировать пакет документов, о чем обществу сообщено в письме от 23.05.2013 N 09-10/5803. Территориальное управление указывает, что решение об образовании (выделении) земельных участков и их последующем предоставлении может быть принято исключительно по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство). Обществом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусматривает возможности рассмотрения требований об устранении нарушений прав заявителя без предварительной оценки судом действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия. В рамках настоящего дела требование о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения об образовании земельного участка площадью 5072 кв. м, не заявлено.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить оспариваемые судебные акты, в удовлетворении требований общества отказать. Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве аренды и находится в полосе отвода железной дороги. В силу действующего законодательства земельные участки в границах полосы отвода железной дороги предназначены для размещения определенных объектов. Суды не учли, что ОАО "РЖД" и общество заключили договор от 19.03.2013 субаренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу. Вопрос о предоставлении дополнительной площади земельного участка относится к исключительной компетенции ОАО "РЖД", как арендатора земельного участка. Доводы общества о том, что к нему, как к новому собственнику недвижимого имущества, перешло право пользования земельным участком, не подтверждены документально. В случае раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 изменится ширина и конфигурация земельного участка полосы отвода железной дороги, что приведет к нарушению норм, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог". Формирование нового земельного участка путем раздела или выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 без согласования его границ с арендатором ("ОАО "РЖД") и собственником (Федеральное агентство) противоречит статье 11.2 Земельного кодекса. Податель жалобы полагает, что обществом избран ненадлежащий способ защиты права.
В отзыве общество указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представители территориального управления и ОАО "РЖД" настаивали на отмене решения от 12.02.2015 и постановления от 29.04.2015.
Представитель общества просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления отсутствуют.
Как видно из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимости (контора, железнодорожный тупик, подкрановый путь, гараж с мастерскими и комнатой отдыха, пресс), расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Новая Заря, 2а (т. 1, л.д. 15-24).
Указанные объекты приобретены обществом по договорам купли-продажи у ЗАО "Центрвтормет", которое получило их от ЗАО ПКФ "Кубаньвтормет", приватизировавшего государственное имущество (том материалы дела, л.д. 94-96).
Имущество общества расположено на земельном участке площадью 447 073 кв. м (кадастровый номер 23:49:0000000:199), находящемся в собственности Российской Федерации, переданном в аренду ОАО "РЖД" и предназначенном для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, ж/д путей, зданий, сооружений, в том числе вокзалов, ж/д станций, а также устройств и других объектов, необходимых для их эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития (т. 1, л.д. 67-118; т. 2, л.д. 83, 102; т. 4, л.д. 40-43).
Суды установили, что общество 16.04.2013 обратилось к ОАО "РЖД" с письмом о разделе арендуемого им земельного участка для формирования участка под своим имуществом (т. 1, л.д. 25-27).
В письме от 29.04.2010 ОАО "РЖД" сообщило о том, что формирование земельного участка для общества повлечет изменение площади полосы отвода железной дороги и договора аренды, заключенного с территориальным управлением, поэтому необходимо получить согласие арендодателя на раздел участка (т. 1, л.д. 28, 29).
Общество 06.05.2013 обратилось в территориальное управление с заявлением о разделе участка, занятого недвижимым имуществом, и предоставлении вновь образованного земельного участка в собственность (т. 1, л.д. 30-32).
В письме от 23.05.2013 территориальное управление сообщило о невозможности удовлетворения заявления о разделе земельного участка в связи с отсутствием кадастрового паспорта образуемого участка, а также о необходимости заключения договора субаренды с арендатором земельного участка (т. 1, л.д. 33-36).
Общество, полагая, что для образования земельного участка, необходимого для эксплуатации собственных объектов недвижимости, требуется произвести раздел участка, принадлежащего ответчикам, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса (здесь и далее - в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Суды установили, что истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:199.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса предусматривает, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса).
По общему правилу, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Пункт 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, установили, что общество обращалось к собственнику и арендатору исходного земельного участка с заявлениями о его разделе в целях формирования участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости (статья 35 Земельного кодекса). Поскольку необходимые согласование и решение истец не получил, суды правомерно рассмотрели вопрос об образовании земельного участка (пункт 6 статьи 11.2 Земельного кодекса).
При производстве по настоящему делу назначена судебная экспертиза. Согласно заключению эксперта земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 является делимым. Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости истца, составляет 5057 кв. м. Названное имущество не может полноценно эксплуатироваться без взаимосвязи, каждый из объектов должен быть обеспечен проходом (проездом), соединяющим строения (сооружения), площадь земельного участка определена для всех объектов недвижимости в совокупности.
Эксперт указал, что образуемый земельный участок формируется путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 с сохранением в измененных границах, то есть сведения об образуемом земельном участке будут иметь временный характер (до момента государственной регистрации прав на него). При этом площадь исходного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 не изменится до момента государственной регистрации, отдельно формировать земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 площадью и конфигурацией, исключающей площадь земельного участка, сформированного под объектами недвижимости истца, для государственного кадастра недвижимости не требуется. План измененных границ обособленного участка 23:49:0202027:35, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:199, после исключения земельного участка, необходимого для использования объектов истца, представлен в приложении N 4 к заключению. Оставшаяся площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202027:35 составит 98 333 кв. м. В целях осуществления доступа к землям общего пользования через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 образована часть земельного участка площадью 111 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:00000000:199 (условный кадастровый номер 23:49:00000000:199/чзу1 присвоен экспертом) согласно приложению N 3 к заключению.
Поскольку общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на образуемом земельном участке, в силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 35 Земельного кодекса истец обладает правом пользования указанным земельным участком на основании приведенных норм. Отсутствие у общества оформленных прав арендатора указанного земельного участка не может являться основанием для отказа в образовании земельного участка.
Довод ОАО "РЖД" об отсутствии письменного согласия арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 не принимается. Земельный кодекс содержит правовые гарантии приобретения собственниками объектов недвижимости земельных участков, занятых такими объектами и необходимых для их нормального использования, арендаторы исходных земельных участков не могут произвольно ограничивать права таких собственников путем немотивированного отказа в согласовании раздела земельного участка. Обоснованных возражений против определения границ земельного участка, на котором расположено имущество заявителя, ответчик не представил, доказательства использования ОАО "РЖД" части земельного участка, на которой расположено имущество общества, отсутствуют, координаты границ образуемого земельного участка определены судебным экспертом.
В силу пунктов 4 - 6 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Статья 90 Земельного кодекса определяет, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Охранные зоны представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, и Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц, предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в полосе отвода и относящихся к землям железнодорожного транспорта, только на условиях срочного (временного) пользования.
Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.
Размеры полосы отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с названными нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Из материалов дела видно, что на образованном земельном участке находятся принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости, возведенные в период с 1955 по 1989 годы, образуемый земельный участок фактически находится в пользовании истца (т. 2, л.д. 124; том материалы дела, л.д. 2-96). Доказательств, подтверждающих, что образованием земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих обществу объектов, нарушены нормы формирования полосы отвода железных дорог, расчета охранных зон железных дорог, а также требования безопасности движения, установленные федеральными законами, ответчики не представили.
Согласно статье 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, входящих в предмет доказывания, влечет для него риск наступления последствий несовершения соответствующего процессуального действия (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Из экспертного заключения следует, что с учетом правил пожарной безопасности, градостроительных норм, фактических границ землепользования площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объектов истца, составляет 5057 кв. м, поэтому доводы ответчиков о том, что интересы общества (собственника недвижимости) обеспечиваются договором субаренды части участка площадью 754 кв. м (т. 2, л.д. 38-46) не принимаются.
Кроме того, исходя из системного анализа пунктов 2 и 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, правовой позиции, приведенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2007 N ГКПИ06-1020 о признании пункта 2 данных Правил недействительным в части, не соответствующим пункту 1 статьи 36 и пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса, следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на ограниченных в обороте земельных участках, вправе на основании статьи 36 Земельного кодекса получить их в аренду самостоятельно от уполномоченного органа собственника при условии использования таких участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Аргументы подателей жалоб об избрании истцом неверного способа судебной защиты следует отклонить. В рамках настоящего спора фактически рассмотрено исковое заявление об образовании земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости общества (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 304-ЭС14-3964), поэтому утверждения ответчиков о неправильном применении судами норм главы 24 Кодекса ошибочны.
Субъектный состав спора суды определили правильно, с учетом наличия у ОАО "РЖД" прав арендатора исходного земельного участка, а также компетенции территориального управления по распоряжению данным объектом.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили требования общества.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Кодекса основания для отмены (изменения) решения и постановления.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебного акта в силу части 4 статьи 288 Кодекса, отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение от 12.02.2015 и постановление от 29.04.2015 надлежит оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при обращении в суд кассационной инстанции (т. 4, л.д. 132), относятся на ОАО "РЖД" (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А32-21764/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)