Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А51-5247/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А51-5247/2012


Резолютивная часть постановления оглашена 27 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс", администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-2983/2014, 05АП-2984/2014
на решение от 20.04.2012
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-5247/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ" (ИНН 2538148713, ОГРН 1112538008813, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.07.2011)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от ООО "Каспиан ДВ": представитель А.В. Григорьев (паспорт, доверенность от 28.08.2013);
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 30.12.2013 N 1-3/4679);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4178);
- от ООО "Эдельвейс": представитель Е.А. Михайлов (паспорт, доверенность от 29.05.2012);

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 20.02.2012 N 12145д, об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") утвердить и выдать схемы расположения земельных участков ориентировочной площадью 5 000 кв. м и 6 000 кв. м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Лазурная, д. 55, для целей, не связанных со строительством, - размещения зоны отдыха.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал УГА г. Владивостока в месячный срок утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории для целей, не связанных со строительством, - размещения зоны отдыха ориентировочной площадью 5 000 кв. м и 6 000 кв. м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Лазурная, д. 55.
С апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции в Пятый арбитражный апелляционный суд обратились ООО "Эдельвейс", администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 производство по апелляционной жалобе ООО "Эдельвейс" прекращено. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Владивостока и УГА г. Владивостока - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.02.2014 N Ф03-6791/2013 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.
На новом рассмотрении дела апеллянты поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме.
Обжалуя решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 в апелляционном порядке, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока настаивают на том, что зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2) предназначена только для строительства и эксплуатации уже существующих объектов, связанных непосредственно с рекреационной деятельностью. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, по мнению апеллянтов, градостроительным регламентом указанной зоны не предусмотрено.
Кроме того, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока считают, что возложение обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории выходит за пределы полномочий суда, так как суд не может подменять собой орган местного самоуправления.
ООО "Эдельвейс" также не согласно с вынесенным судом первой инстанции решением. Полагает, что основания для формирования испрашиваемого заявителем земельного участка у администрации г. Владивостока отсутствовали, поскольку он не свободен от прав третьих лиц. Пояснило, что является арендатором лесного участка, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано в установленном порядке. Со ссылкой на решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - "Кадастровая палата") от 10.05.2012 N Ф01/12-21526 считает, что испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на арендуемый ООО "Эдельвейс" лесной участок.
Представитель ООО "Каспиан ДВ" по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражал против доводов апелляционных жалоб. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
31.08.2011 ООО "Каспиан ДВ" обратилось в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков ориентировочной площадью 5000 кв. м и 6000 кв. м для целей, не связанных со строительством, - размещения зоны отдыха в районе ул. Лазурная, 55 в г. Владивостоке. К данному заявлению были приложены регистрационные документы общества, кадастровый план территории и выписка из ЕГРЮЛ.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для решения вопроса о формировании земельных участков.
10.10.2011 обществом в УГА г. Владивостока представлены проекты схем расположения земельных участков и топографическая съемка.
Письмом от 20.02.2012 N 12145д администрация г. Владивостока отказала обществу в формировании земельных участков, указав на их нахождение в территориальной зоне Р-2, в границах которой предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством (для размещения зоны отдыха), не предусмотрено.
Не согласившись с решением администрации г. Владивостока и посчитав его нарушающим права и законные интересы, ООО "Каспиан ДВ" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, ООО "Каспиан ДВ" испрашивает земельный участок для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Коллегией установлено, что, обращаясь в департамент с заявлением о предоставлении земельных участков ориентировочной площадью 5000 кв. м и 6000 кв. м для размещения зоны отдыха в районе ул. Лазурная, 55 в г. Владивостоке, общество указало все необходимые сведения и представило достаточный пакет документов.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, администрацией г. Владивостока земельные участки по заявлению общества не формировались. Проекты схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории представлены в администрацию г. Владивостока обществом и отклонены со ссылкой на отсутствие оснований для предоставления земель в границах территориальной зоны Р-2 для целей, не связанных со строительством (для размещения зоны отдыха).
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
То есть основное значение для рассмотрения по существу заявления о предоставлении земельного участка имеют сведения о том, каким образом заявитель будет использовать испрашиваемый земельный участок. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 N 16158/09.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования, испрашиваемые заявителем земельные участки расположены в границах зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2).
Из буквального толкования положений статьи 45 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Как следует из заявления от 31.08.2011, общество планирует использовать испрашиваемые им земельные участки для целей, не связанных со строительством, а именно - под организацию зоны отдыха.
Муниципальным правовым актом Думы г. Владивостока от 05.04.2011 N 297-МПА утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке, которые в силу 1.1 устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства города Владивостока, определяют порядок санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты городских территорий, включая прилегающие к границам зданий, земельных участков и ограждений, а также внутренние территории для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами, арендаторами, пользователями зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Владивостока, независимо от организационно-правовой формы и гражданства.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил под благоустройством понимается деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации и рекламы.
Согласно пунктам 5.1.1, 5.2.1 - 5.2.4 приказа Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" зоны отдыха являются объектами благоустройства территорий рекреационного назначения, предназначенными и обустроенными для организации активного массового отдыха, купания и рекреации.
На территории зоны отдыха рекомендуется размещать: пункт медицинского обслуживания с проездом, спасательную станцию, пешеходные дорожки, инженерное оборудование (питьевое водоснабжение и водоотведение, защита от попадания загрязненного поверхностного стока в водоем). Медицинский пункт обычно располагают рядом со спасательной станцией и оснащают надписью "Медпункт" или изображением красного креста на белом фоне, а также - местом парковки санитарного транспорта с возможностью беспрепятственного подъезда машины скорой помощи. Помещение медпункта рекомендуется устанавливать площадью не менее 12 кв. м, имеющим естественное и искусственное освещение, водопровод и туалет.
Обязательный перечень элементов благоустройства на территории зоны отдыха включает: твердые виды покрытия проезда, комбинированные - дорожек (плитка, утопленная в газон), озеленение, питьевые фонтанчики, скамьи, урны, малые контейнеры для мусора, оборудование пляжа (навесы от солнца, лежаки, кабинки для переодевания), туалетные кабины.
При проектировании озеленения рекомендуется обеспечивать:
- - сохранение травяного покрова, древесно-кустарниковой и прибрежной растительности не менее, чем на 80% общей площади зоны отдыха;
- - озеленение и формирование берегов водоема (берегоукрепительный пояс на оползневых и эродируемых склонах, склоновые водозадерживающие пояса - головной дренаж и пр.);
- - недопущение использования территории зоны отдыха для иных целей (выгуливания собак, устройства игровых городков, аттракционов и т.п.).
Возможно размещение ограждения, уличного технического оборудования (торговые тележки "вода", "мороженое").
Из толкования приведенных норм права в их совокупности и из прямого указания пункта 5.1.1 приказа Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 следует, что организация зоны отдыха по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования.
В свою очередь, благоустройство территории является деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу подпункта 1 пункта 1, подпункта 11 пункта 2 статьи 50 указанного Федерального закона имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа предусмотрен такой вид разрешенного использования как "зона отдыха", однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду частным лицам для осуществления благоустройства, чем по своей сути является размещение зоны отдыха.
Таким образом, поскольку спорные земельные участки не могут иметь такое самостоятельное целевое назначение как благоустройство, предусмотренные законом основания для их формирования с целью последующего предоставления в аренду обществу с разрешенным использованием "зона отдыха" у администрации г. Владивостока отсутствовали.
Рассматривая вопрос о возможности формирования земельных участков в соответствии с представленными ООО "Каспиан ДВ" схемами расположения, коллегия также учитывает, что по смыслу статей 11, 28 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции.
При этом органы в силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
Как следует из материалов дела, в 2010 году на территории Лазурного участкового лесничества сформирован лесной участок (категория земель: земли лесного фонда) общей площадью 19 000 кв. м, на который согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.06.2010 серии 25-АБ N 402157 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
По результатам проведенного аукциона указанный участок предоставлен в аренду ООО "Эдельвейс" на основании договора от 21.06.2011 N 61/41.
В апреле 2012 года ООО "Эдельвейс" организовало проведение межевых работ с целью постановки лесного участка на кадастровый учет, по результатам которых Кадастровая палата пришла к выводу о пересечении границ лесного участка с границами ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050088:79 и 25:28:050088:80, о чем имеется решение от 10.05.2012 N Ф01/12-21526.
Из схемы взаимного расположения земельных участков коллегией установлено, что испрашиваемые заявителем земельные участки практически полностью налагаются на границы лесного участка. Указанный факт в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом в силу пункта 3 данной статьи целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По правилам пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В рассматриваемом случае заявитель просит сформировать земельные участки за счет земельных участков различных уровней государственной собственности и разных категорий земель, что с учетом вышеуказанных положений законодательства недопустимо.
Кроме того, исходя из смысла статей 1, 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации применение избранного заявителем способа защиты гражданских прав не должно влечь нарушения прав и интересов третьих лиц.
Между тем формирование земельных участков заявителю повлечет нарушение права собственности Российской Федерации на лесной участок и права ООО "Эдельвейс", которому данный земельный участок передан в аренду, на его использование в соответствии с предоставленными целями.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и об обоснованности вынесенного администрацией г. Владивостока решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения администрации г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В связи с отменой решения суда первой инстанции коллегией распределяются судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований по правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб относятся коллегией на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб., в том числе 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы и 1000 руб. за подачу кассационной жалобы подлежит возврату ООО "Эдельвейс".
Согласно части 2 статьи 325 АПК РФ, если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.
Частью 1 статьи 326 АПК РФ предусмотрено, что вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт
Решением от 20.04.2012 суд обязал УГА г. Владивостока в месячный срок утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории для целей, не связанных со строительством, - размещения зоны отдыха ориентировочной площадью 5 000 кв. м и 6 000 кв. м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Лазурная, д. 55, и взыскал с администрации г. Владивостока в пользу ООО "Каспиан ДВ" судебные издержки в размере 2000 руб.
12.11.2013 заявителю выданы соответствующие исполнительные листы серии АС N 006130327 и N 006130328.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исполнение решения от 20.04.2012 подлежит повороту.
Доказательства исполнения решения от 20.04.2012 в материалы дела не представлены.
Следовательно, с учетом требований части 2 статьи 325 АПК РФ исполнение по исполнительным листам серии АС N 006130327 и N 006130328, выданным Арбитражным судом Приморского края 12.11.2013 согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 по делу N А51-5247/2012, прекращается.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 по делу N А51-5247/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей, в том числе 1000 руб., излишне уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 28.05.2012 N 4, и 1000 руб., излишне уплаченных за подачу кассационной жалобы по чеку-ордеру филиала N 176 Приморского отделения ОАО "Сбербанк России" от 02.12.2013. Выдать справку на возврат госпошлины.
Произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 по делу N А51-5247/2012.
Прекратить исполнение по исполнительным листам серии АС N 006130327 и N 006130328, выданным Арбитражным судом Приморского края 12.11.2013 согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 по делу N А51-5247/2012.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)