Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А12-2727/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А12-2727/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "31" июля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Каплина С.Ю., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (404110, Волгоградская область, г. Волжский, пр-кт им. Ленина, 46, ИНН 3435111400, ОГРН 1043400122226), администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 21, ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-2727/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлениям инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (404110, Волгоградская область, г. Волжский, пр-кт им. Ленина, 46, ИНН 3435111400, ОГРН 1043400122226), администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 21, ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. им. Ткачева, 20 Б, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. им. Калинина, 4, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298), Правительство Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 9, ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965), Управление муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр-кт им. Ленина, 21, ОГРН 1023402012589, ИНН 3435110029), индивидуальный предприниматель Дорин Александр Николаевич (г. Волгоград), Медков Андрей Викторович (г. Волгоград), общество с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная компания-34" (400001, г. Волгоград, ул. Клинская, 32 А, ОГРН 1123455003869, ИНН 3409014488)
о признании незаконными действий,
в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 23.07.2014 до 30.07.2014, 09 час. 20 мин.,
при участии в судебном заседании представителей: инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области - представитель Фурдыло Д.А., по доверенности от 20.02.2014, представитель Брытченко Н.А., по доверенности от 27.12.2013
без участия в судебном заседании представителей: администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Правительства Волгоградской области, Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, индивидуального предпринимателя Дорина Александра Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная компания-34", Медкова Андрея Викторовича (почтовые уведомления N 91060-91069 приобщены к материалам дела)

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, заявитель), администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация, заявитель) обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области) с требованиями:
- - о признании незаконными действий по внесению 27.12.2012 несоответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:030221:16 в части указания удельного показателя кадастровой стоимости в размере 721,48 руб. /кв. м, кадастровой стоимости в размере 3323858,36 руб.;
- - об обязании исправить техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости, установив в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:35:030221:16, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Медведева, д. 61, кадастровую стоимость в размере 17624585,27 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земли с видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, в размере 3825,61 руб. /кв. м, установленные Постановлением главы администрации Волгоградской области от 16.03.2006 N 279 "О внесении изменений в Постановление главы администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области", по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011.
ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области также просило восстановить срок для подачи заявления в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-2727/2014 в удовлетворении требований ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области отказано.
Не согласившись с принятым решением, инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области, администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
В порядке статьи 262 АПК РФ Дориным А.Н. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области поддержал позицию по делу.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 23.07.2014 до 30.07.2014, 09 час. 20 мин.,
После перерыва апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Правительства Волгоградской области, Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, индивидуального предпринимателя Дорина Александра Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Поволжская строительная компания-34", Медкова Андрея Викторовича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционных жалоб установлены следующие обстоятельства.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 34:35:030221:16, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Медведева, 61, о чем был составлен протокол о выявлении технической ошибки N 4654 от 24.12.2012, принято соответствующее решение об исправлении технической ошибки от 27.12.2012 N 3434/12-87636. Указанными документами установлено значение характеристики: удельный показатель кадастровой стоимости - 721,48 руб. /кв. м, кадастровая стоимость - 3323858,36 руб., с учетом Постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2013 по делу N А12-5070/2013.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области оспаривает действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости равной 3323858,36 руб. в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ИП Дорину А.Н., с кадастровым номером 34:35: расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Медведева, д. 61.
Согласно решения Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2013 по делу N А12-5070/2013 по заявлению ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области к ИП Дорину А.Н. о взыскании недоимки по налогу, пени, штрафам, доначисленным решениями по камеральным налоговым проверкам, требования ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области были удовлетворены частично.
По мнению заявителей, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности ИП Дорину А.Н., расположенного по адресу Волгоградская область, г. Волжский, ул. Медведева, 61, является необоснованной. Отражение в кадастровом паспорте земельного участка кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующих землям, предназначенным для размещения домов индивидуальной застройки, повлекло уменьшение налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2010, 2011 годы. В результате, чего указанные действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области повлекли неблагоприятные последствия для бюджета городского округа в виде непоступления в бюджет запланированных доходов.
Приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, определенную в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010, суд рассмотрел дело по общим правилам искового производства.
Суд не усмотрел оснований для признания действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по внесению 27.12.2012 сведений в государственный кадастр недвижимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:030221:16 в части указания удельного показателя кадастровой стоимости в размере 721,48 руб. /кв. м, кадастровой стоимости в размере 3323858,36 руб. незаконными.
Вывод суда об отказе в иске является правильным и переоценке по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 по делу А46-13112/2010, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требование налогового органа о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области по внесению 27.12.2012 несоответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:030221:16 в части указания удельного показателя кадастровой стоимости в размере 721,48 руб. /кв. м, кадастровой стоимости в размере 3323858,36 руб., по существу направлено на определение иных удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка.
Свои полномочия на обращение с указанным требованием в арбитражный суд налоговый орган обосновывает положениями части 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения его площади на утвержденный субъектом Российской Федерации удельный показатель кадастровой стоимости, определяемый с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством, налоговый орган не обладает полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законодательства, регулирующего установление кадастровой стоимости земельных участков, суд первой инстанции признал, что у налогового органа отсутствуют полномочия на предъявление в арбитражный суд требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
При этом компетенция налоговых органов определена Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах) и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6 названного Закона главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом.
Статьей 7 Закона о налоговых органах определены полномочия налоговых органов, в том числе предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Также полномочия налоговых органов установлены статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговые органы вправе, в том числе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, к полномочиям налоговых органов отнесен контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления и полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Поэтому налоговые органы вправе обращаться в суд с исками и заявлениями, указанными в статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 7 Закона о налоговых органах, либо в иных случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами для реализации определенных им законодательством полномочий.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, в соответствии со статьями 85, 396 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны предоставлять в налоговый орган сведения о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения.
Следовательно, при осуществлении своих полномочий налоговый орган вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком земельного налога в соответствии со сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, предоставляемыми органами кадастрового учета.
С учетом изложенного, обращение налогового органа в суд с требованием, направленным на определение кадастровой стоимости земельного участка, выходит за рамки полномочий налогового органа, поскольку непосредственно не влияет на выполнение задач налогового органа по контролю за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления и полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 34:35:030221:16, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Медведева, 61, о чем был составлен протокол о выявлении технической ошибки N 4654 от 24.12.2012, принято соответствующее решение об исправлении технической ошибки от 27.12.2012 N 3434/12-87636. Указанными документами установлено значение характеристики: удельный показатель кадастровой стоимости - 721,48 руб. /кв. м, кадастровая стоимость - 3323858,36 руб., с учетом Постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2013 по делу N А12-5070/2013.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области. Все земельные участки населенных пунктов разделены по группам по признаку вида разрешенного использования; установлены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов.
Согласно указанному постановлению в кадастровом квартале 34:35:030221, где располагается спорный земельный участок, предусматривается размещение земельных участков 2-ой группы вида разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Данные обстоятельства явились основанием для принятия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области решения по правилам части 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исправление за прошлый период (2010-2011) каких-либо ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке невозможно в силу закона, поскольку исправление кадастровой ошибки направлено на регулирование будущих правоотношений (определение ВАС РФ от 25.11.2013 N ВАС -15850).
В связи с этим ссылка на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2013 по делу N А12-5070/2013, как на правовое основание обжалования действия кадастровой палаты несостоятельна.
Постановление губернатора Волгоградской области от 29.052013 N 507 "Об утверждении официального толкования постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, также указывает на то, что приведенная формулировка пункта 4 постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 не предусматривает применение обратной силы.
Таким образом, решение об исправлении технической ошибки от 27.12.2012 N 3434/12-87636 направлено на регулирование будущих правоотношений, не предусматривает применение обратной силы на налоговые периоды 2010-2011 г.г..
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010, из которого следует, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть доказана истцом и установлена решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобе уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-2727/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Ю.КАПЛИН
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)