Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска на постановление от 25.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-10843/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (644010, г. Омск, ул. Учебная, 107, ИНН 5507054362, ОГРН 1025501399714) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (644024, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании действий, выразившихся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска, незаконными, обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска предоставить указанные участки для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (далее - ООО "Зодиак-1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании действий департамента, выразившихся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска незаконными, обязании департамента предоставить указанные участки для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Решением от 15.10.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением от 25.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 15.10.2013 Арбитражного суда Омской области отменено, по делу принят новый судебный акт. Заявление ООО "Зодиак-1" удовлетворено, признаны незаконными действия департамента, выразившиеся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Апелляционный суд обязал департамент предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска. С департамента в пользу общества взыскано 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению кассатора, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к правильному выводу о том, что в составе рекреационной зоны размещение административного здания является запрещенным видом использования земельного участка; земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен в территориальной зоне, предназначенной для улучшения экологической обстановки, а земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5207 не может быть предоставлен заявителю в связи с невозможностью создания единого имущественного комплекса на земельных участках, находящихся в различных территориальных зонах.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Зодиак-1" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Зодиак-1" 17.03.2004 обратилось в департамент недвижимости администрации города Омска с заявлением об отводе земельного участка под строительство офисного здания в стиле русской деревянной архитектуры по бульвару Мартынова.
Заявителю 11.05.2004 был выдан акт N 2700 о выборе земельного участка по бульвару Мартынова для строительства офисного здания. Технические условия и согласования были собраны, но в дальнейшем оформление документов на земельный участок было приостановлено, поскольку департамент письмом от 14.11.2005 N 13838-1-5 сообщил обществу, что в результате рассмотрения на заседании рабочей группы и комиссии по градостроительству и землепользованию вопроса размещения офисного здания по бульвару Мартынова было принято решение об отказе в размещении объекта, поскольку размещение офисного здания не соответствует генплану застройки ул. Маршала Жукова, утвержденному решением Омского городского Совета от 21.02.1991 N 77, данная территория предназначена для создания пешеходной зеленой зоны с применением современных средств ландшафтной архитектуры.
Данные обстоятельства были установлены в рамках рассмотрения дела N А46-6186/2006, в котором департамент выступал третьим лицом. По этому делу было обжаловано и признано незаконным бездействие администрации города Омска по предварительному согласованию места размещения названного объекта. Суд обязал заинтересованное лицо осуществить передачу в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области) поданных обществом документов для предоставления прав на земельный участок.
В ходе исполнения данного судебного акта ГУЗР Омской области обратилось к департаменту с просьбой согласовать акт выбора земельного участка, составленный для ООО "Зодиак-1" в 2004 году.
Однако департаментом в совершении данного действия было отказано в связи с тем, что заявитель не разрешил вопрос об освобождении от прав ООО "ТПФ "Рубин" части земельного участка, которая принадлежит на правах аренды данному юридическому лицу.
В связи с этим ООО "Зодиак-1" вновь обратилось в арбитражный суд к департаменту с требованиями о признании отказа в утверждении проекта границ земельного участка для предварительного согласования места размещения строительства административного здания незаконным. Общество также просило суд обязать заинтересованное лицо утвердить проект границ этого земельного участка и направить в ГУЗР Омской области. Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1307/2008 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.
Распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р во исполнение решения суда по делу N А46-1307/2008 утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов: площадью 1 127 кв. м - для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска; площадью 122 кв. м - для организации строительной площадки по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Письмом от 24.11.2009 N 09/13154 департаментом был направлен в ГУЗР Омской области пакет документов по выбору земельного участка под строительство административного здания по адресу: бульвар Мартынова в Центральном административном округе города Омска с приложением полученных технических условий и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 23.12.2009 N 0402/11081 ГУЗР Омской области возвратило департаменту пакет документов, приложенный к письму от 24.11.2009 N 09/13154, и указало, что на основании решения суда распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р утвержден проект границ земельного участка для предварительного согласования ООО "Зодиак-1" места размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе, согласно которому земельный участок для строительства объекта образуется из состава земельного участка площадью 16 865 кв. м, ранее предоставленного в аренду ООО "Торгово-промышленная фирма "Рубин" для строительства многоэтажного гаража (договор аренды земельного участка N Д-Ц-2-7-2751 от 17.05.2001), и земельных участков площадью 1 127 кв. м и 122 кв. м.
Данные обстоятельства установлены в рамках дела N А46-919/2011, по результатам рассмотрения которого признано незаконным бездействие департамента и ГУЗР Омской области по неутверждению в пределах своей компетенции акта о выборе земельного участка для строительства административного здания по бульвару Мартынова; суд обязал департамент и ГУЗР Омской области в пределах своей компетенции утвердить акт от 11.05.2004 N 2700 о выборе земельного участка и согласовать место размещения административного издания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска в соответствии с утвержденным распоряжением от 01.07.2009 N 584-р проектом границ.
Распоряжением департамента от 01.12.2011 N 1207-р во исполнение судебных актов по делу N А46-919/2011 утвержден акт от 11.05.2004 N 2700 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания - и предварительно согласовано место размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска согласно проекту границ по формированию земельных участков, утвержденному распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р.
На основании указанных распоряжений 28.03.2013 и 25.04.2013 заявителем на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки: с кадастровым номером 55:36:090108:5196 площадью 589 кв. м, местоположение: г. Омск, Центральный АО, бульвар Мартынова, разрешенное использование: парикмахерская, косметический салон, мастерская по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и бытовых приборов, фотоателье, справочно-информационная служба, административное здание и офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон; с кадастровым номером 55:36:090108:5207 площадью 563 кв. м, местоположение г. Омск, Центральный АО, бульвар Мартынова, разрешенное использование: для строительства административного здания.
Согласно пояснениям заявителя данные земельные участки территориально в точности совпадают с предварительно выбранными земельными участками площадью 1 127 кв. м и 122 кв. м.
Впоследствии ООО "Зодиак-1" обратилось в департамент с заявлением о представлении в аренду спорных земельных участков.
В ответ на указанное обращение департамент письмом от 19.06.2013 N 09/6424 сообщил обществу, что предоставление вышеуказанных земельных участков для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска невозможно по причине того, что строительство планируется на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196 и 55:36:090108:5207. При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Омска, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 и прошедшими процедуру публичных слушаний, а также в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Маршала Жукова - левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова в ЦАО г. Омска, утвержденным постановлением администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен на территории зоны городской рекреации, предназначенной для улучшения экологической обстановки, на которой расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади. Размещение административного здания является запрещенным видом использования в указанной территориальной зоне. Создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
Полагая, что действия департамента, выразившиеся в отказе предоставить спорные земельные участки для строительства, не соответствует закону и нарушают права и законные интересы ООО "Зодиак-1", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в составе рекреационной зоны размещение административного здания является запрещенным видом деятельности; один из испрашиваемых земельных участков находится в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования город Омск в территориальной зоне Р1-1204, предназначенной для улучшения экологической обстановки, на которой расположены скверы, бульвары, набережные, городские сады и т.д.; второй земельный участок не может быть предоставлен под строительство в связи с невозможностью создания единого имущественного комплекса на земельных участках, находящихся в различных территориальных зонах.
Апелляционный суд, отменяя решение суда и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что обжалуемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указал апелляционный суд, заявителем осуществлены все действия, предусмотренные статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), законность которых установлена решениями арбитражных судов, и все установленные статьей 32 ЗК РФ условия предоставления земельных участков, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в их предоставлении.
Отклоняя довод о нахождении одного из участков в рекреационной зоне, суд установил, что заявление о предоставлении земельного участка подано обществом в 2004 году, акт выбора утвержден также в 2004 году, то есть до принятия Правил землепользования и застройки, которые не отвечают требованию принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне. Кроме того, в деле не имеется надлежащих доказательств принадлежности земельного участка 55:36:090108:5196 к территориальной зоне, отведенной под рекреационные цели, и доказательств отнесения земельных участков к разным территориальным зонам. Также в данном случае речь не идет о создании единого имущественного комплекса на двух земельных участках.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы и поддерживая выводы судов, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В статье 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: с предварительным согласованием мест размещения объектов; с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, выбор земельных участков осуществлен актом от 11.05.2004 N 2700.
Распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов: площадью 1 127 кв. м - для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска; площадью 122 кв. м - для организации строительной площадки по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Распоряжением департамента от 01.12.2011 N 1207-р утвержден акт N 2700 от 11.05.2004 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания - и предварительно согласовано место размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска согласно проекту границ по формированию земельных участков, утвержденному распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.07.2009 N 584-р.
Таким образом, как верно установлено судом апелляционной инстанции, заявителем осуществлены все действия, предусмотренные статьями 30, 31 ЗК РФ, законность которых подтверждена решениями Арбитражного суда Омской области по делам N А46-6186/2006, N А46-1307/2008 и N А46-919/2011.
Порядок предоставления земельных участков установлен статьей 32 ЗК РФ. Согласно пункту 1 данной решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
Следовательно, для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство необходимо соблюдение процедуры выбора земельного участка, которая заканчивается принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, постановка земельного участка на кадастровый учет и подача соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Установив, что общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196, 55:36:090108:5207 по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска, которые были сформированы и поставлены на кадастровый учет, что подтверждается их кадастровыми паспортами, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что заявителем были соблюдены все установленные статьей 32 ЗК РФ условия предоставления земельных участков, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в их предоставлении.
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка департамент указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен на территории зоны городской рекреации, в которой запрещено размещение административных зданий, а предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5207 невозможно в связи с тем, что создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, следовательно, нарушение градостроительного законодательства не может быть основанием для отказа в соответствии со статьей 32 ЗК РФ.
Руководствуясь положениями указанной нормы, установив, что распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, а распоряжением департамента от 01.12.2011 N 1207-р утвержден акт N 2700 от 11.05.2004 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания - и предварительно согласовано место его размещения по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска, данные ненормативные акты были приняты во исполнение решений судов по делам N А46-1307/2008 и N А46-919/2011, при этом, заинтересованным и третьим лицом в рамках судебного дела N А46-6186/2006 указывалось на планирование в указанном месте зеленой зоны в соответствии с генеральным планом города, но данные доводы были отклонены судом, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил указанные выше доводы департамента со ссылкой на градостроительное законодательство.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
На основании пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также закреплено правило о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться, в том числе, по границам земельных участков.
Учитывая, что заявление о предоставлении земельного участка было подано обществом в 2004 году и акт выбора земельного участка под строительство был утвержден 01.11.2004, то есть до принятия Омским городским Советом 10.12.2008 Правил землепользования и застройки, является правомерным вывод апелляционного суда о том, что границы территориальных зон должны были быть установлены таким образом, чтобы не допустить нарушения прав существующих либо потенциальных землепользователей.
Таким образом, при принятии Правил землепользования и застройки требования части 4 статьи 30 и пункта 1 и 4 статьи 34 ГрК РФ, а также пункта 2 статьи 85 ЗК РФ не были учтены, в связи с чем границы установленных названным нормативным правовым актом территориальных зон не отвечают требованию принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне.
В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, надлежащих доказательств принадлежности земельного участка 55:36:090108:5196 к территориальной зоне, отведенной под рекреационные цели, в материалах дела не имеется.
Фрагмент Правил землепользования и застройки, представленный департаментом, не содержит сведений о земельных участках, указанные сведения нанесены заинтересованным лицом самостоятельно.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:710 земельный участок входит в территориальную зону: зона объектов административно-делового и общественного назначения ОД1.840. Из земельного участка образован земельный участок, сведения о котором носят временный характер, с кадастровым номером 55:36:090108:5196. Следовательно, судом правильно установлено, что временно поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 является частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:710, входящего в территориальную зону объектов административно-делового и общественного назначения ОД1.840, а не в рекреационную зону Р1-1204.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5207 следует, что данный земельный участок находится в зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД1.915. Отказывая в его предоставлении департамент указал, что создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
Однако, как было указано выше, доказательств отнесения земельных участков к разным территориальным зонам материалы дела не содержат.
Кроме того, из распоряжения от 01.07.2009 N 584-р "Об утверждении проекта границ земельного участка для предварительного согласования места размещения строительства административного здания по Бульвару Мартынова" следует, что один земельный участок планировался под строительство административного здания, а второй - для организации строительной площадки, что не подтверждает ссылку департамента на создание единого имущественного комплекса на двух земельных участках.
Таким образом, доводы заявителя жалобы не опровергают выводы апелляционного суда, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку, и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 25.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10843/2013 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.04.2014 ПО ДЕЛУ N А46-10843/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. по делу N А46-10843/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска на постановление от 25.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-10843/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (644010, г. Омск, ул. Учебная, 107, ИНН 5507054362, ОГРН 1025501399714) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (644024, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании действий, выразившихся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска, незаконными, обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска предоставить указанные участки для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (далее - ООО "Зодиак-1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании действий департамента, выразившихся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска незаконными, обязании департамента предоставить указанные участки для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Решением от 15.10.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением от 25.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 15.10.2013 Арбитражного суда Омской области отменено, по делу принят новый судебный акт. Заявление ООО "Зодиак-1" удовлетворено, признаны незаконными действия департамента, выразившиеся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Апелляционный суд обязал департамент предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска. С департамента в пользу общества взыскано 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению кассатора, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к правильному выводу о том, что в составе рекреационной зоны размещение административного здания является запрещенным видом использования земельного участка; земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен в территориальной зоне, предназначенной для улучшения экологической обстановки, а земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5207 не может быть предоставлен заявителю в связи с невозможностью создания единого имущественного комплекса на земельных участках, находящихся в различных территориальных зонах.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Зодиак-1" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Зодиак-1" 17.03.2004 обратилось в департамент недвижимости администрации города Омска с заявлением об отводе земельного участка под строительство офисного здания в стиле русской деревянной архитектуры по бульвару Мартынова.
Заявителю 11.05.2004 был выдан акт N 2700 о выборе земельного участка по бульвару Мартынова для строительства офисного здания. Технические условия и согласования были собраны, но в дальнейшем оформление документов на земельный участок было приостановлено, поскольку департамент письмом от 14.11.2005 N 13838-1-5 сообщил обществу, что в результате рассмотрения на заседании рабочей группы и комиссии по градостроительству и землепользованию вопроса размещения офисного здания по бульвару Мартынова было принято решение об отказе в размещении объекта, поскольку размещение офисного здания не соответствует генплану застройки ул. Маршала Жукова, утвержденному решением Омского городского Совета от 21.02.1991 N 77, данная территория предназначена для создания пешеходной зеленой зоны с применением современных средств ландшафтной архитектуры.
Данные обстоятельства были установлены в рамках рассмотрения дела N А46-6186/2006, в котором департамент выступал третьим лицом. По этому делу было обжаловано и признано незаконным бездействие администрации города Омска по предварительному согласованию места размещения названного объекта. Суд обязал заинтересованное лицо осуществить передачу в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области) поданных обществом документов для предоставления прав на земельный участок.
В ходе исполнения данного судебного акта ГУЗР Омской области обратилось к департаменту с просьбой согласовать акт выбора земельного участка, составленный для ООО "Зодиак-1" в 2004 году.
Однако департаментом в совершении данного действия было отказано в связи с тем, что заявитель не разрешил вопрос об освобождении от прав ООО "ТПФ "Рубин" части земельного участка, которая принадлежит на правах аренды данному юридическому лицу.
В связи с этим ООО "Зодиак-1" вновь обратилось в арбитражный суд к департаменту с требованиями о признании отказа в утверждении проекта границ земельного участка для предварительного согласования места размещения строительства административного здания незаконным. Общество также просило суд обязать заинтересованное лицо утвердить проект границ этого земельного участка и направить в ГУЗР Омской области. Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1307/2008 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.
Распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р во исполнение решения суда по делу N А46-1307/2008 утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов: площадью 1 127 кв. м - для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска; площадью 122 кв. м - для организации строительной площадки по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Письмом от 24.11.2009 N 09/13154 департаментом был направлен в ГУЗР Омской области пакет документов по выбору земельного участка под строительство административного здания по адресу: бульвар Мартынова в Центральном административном округе города Омска с приложением полученных технических условий и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 23.12.2009 N 0402/11081 ГУЗР Омской области возвратило департаменту пакет документов, приложенный к письму от 24.11.2009 N 09/13154, и указало, что на основании решения суда распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р утвержден проект границ земельного участка для предварительного согласования ООО "Зодиак-1" места размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе, согласно которому земельный участок для строительства объекта образуется из состава земельного участка площадью 16 865 кв. м, ранее предоставленного в аренду ООО "Торгово-промышленная фирма "Рубин" для строительства многоэтажного гаража (договор аренды земельного участка N Д-Ц-2-7-2751 от 17.05.2001), и земельных участков площадью 1 127 кв. м и 122 кв. м.
Данные обстоятельства установлены в рамках дела N А46-919/2011, по результатам рассмотрения которого признано незаконным бездействие департамента и ГУЗР Омской области по неутверждению в пределах своей компетенции акта о выборе земельного участка для строительства административного здания по бульвару Мартынова; суд обязал департамент и ГУЗР Омской области в пределах своей компетенции утвердить акт от 11.05.2004 N 2700 о выборе земельного участка и согласовать место размещения административного издания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска в соответствии с утвержденным распоряжением от 01.07.2009 N 584-р проектом границ.
Распоряжением департамента от 01.12.2011 N 1207-р во исполнение судебных актов по делу N А46-919/2011 утвержден акт от 11.05.2004 N 2700 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания - и предварительно согласовано место размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска согласно проекту границ по формированию земельных участков, утвержденному распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р.
На основании указанных распоряжений 28.03.2013 и 25.04.2013 заявителем на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки: с кадастровым номером 55:36:090108:5196 площадью 589 кв. м, местоположение: г. Омск, Центральный АО, бульвар Мартынова, разрешенное использование: парикмахерская, косметический салон, мастерская по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и бытовых приборов, фотоателье, справочно-информационная служба, административное здание и офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон; с кадастровым номером 55:36:090108:5207 площадью 563 кв. м, местоположение г. Омск, Центральный АО, бульвар Мартынова, разрешенное использование: для строительства административного здания.
Согласно пояснениям заявителя данные земельные участки территориально в точности совпадают с предварительно выбранными земельными участками площадью 1 127 кв. м и 122 кв. м.
Впоследствии ООО "Зодиак-1" обратилось в департамент с заявлением о представлении в аренду спорных земельных участков.
В ответ на указанное обращение департамент письмом от 19.06.2013 N 09/6424 сообщил обществу, что предоставление вышеуказанных земельных участков для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска невозможно по причине того, что строительство планируется на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196 и 55:36:090108:5207. При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Омска, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 и прошедшими процедуру публичных слушаний, а также в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Маршала Жукова - левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова в ЦАО г. Омска, утвержденным постановлением администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен на территории зоны городской рекреации, предназначенной для улучшения экологической обстановки, на которой расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади. Размещение административного здания является запрещенным видом использования в указанной территориальной зоне. Создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
Полагая, что действия департамента, выразившиеся в отказе предоставить спорные земельные участки для строительства, не соответствует закону и нарушают права и законные интересы ООО "Зодиак-1", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в составе рекреационной зоны размещение административного здания является запрещенным видом деятельности; один из испрашиваемых земельных участков находится в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования город Омск в территориальной зоне Р1-1204, предназначенной для улучшения экологической обстановки, на которой расположены скверы, бульвары, набережные, городские сады и т.д.; второй земельный участок не может быть предоставлен под строительство в связи с невозможностью создания единого имущественного комплекса на земельных участках, находящихся в различных территориальных зонах.
Апелляционный суд, отменяя решение суда и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что обжалуемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указал апелляционный суд, заявителем осуществлены все действия, предусмотренные статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), законность которых установлена решениями арбитражных судов, и все установленные статьей 32 ЗК РФ условия предоставления земельных участков, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в их предоставлении.
Отклоняя довод о нахождении одного из участков в рекреационной зоне, суд установил, что заявление о предоставлении земельного участка подано обществом в 2004 году, акт выбора утвержден также в 2004 году, то есть до принятия Правил землепользования и застройки, которые не отвечают требованию принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне. Кроме того, в деле не имеется надлежащих доказательств принадлежности земельного участка 55:36:090108:5196 к территориальной зоне, отведенной под рекреационные цели, и доказательств отнесения земельных участков к разным территориальным зонам. Также в данном случае речь не идет о создании единого имущественного комплекса на двух земельных участках.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы и поддерживая выводы судов, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В статье 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: с предварительным согласованием мест размещения объектов; с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, выбор земельных участков осуществлен актом от 11.05.2004 N 2700.
Распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов: площадью 1 127 кв. м - для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска; площадью 122 кв. м - для организации строительной площадки по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Распоряжением департамента от 01.12.2011 N 1207-р утвержден акт N 2700 от 11.05.2004 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания - и предварительно согласовано место размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска согласно проекту границ по формированию земельных участков, утвержденному распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.07.2009 N 584-р.
Таким образом, как верно установлено судом апелляционной инстанции, заявителем осуществлены все действия, предусмотренные статьями 30, 31 ЗК РФ, законность которых подтверждена решениями Арбитражного суда Омской области по делам N А46-6186/2006, N А46-1307/2008 и N А46-919/2011.
Порядок предоставления земельных участков установлен статьей 32 ЗК РФ. Согласно пункту 1 данной решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
Следовательно, для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство необходимо соблюдение процедуры выбора земельного участка, которая заканчивается принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, постановка земельного участка на кадастровый учет и подача соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Установив, что общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196, 55:36:090108:5207 по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска, которые были сформированы и поставлены на кадастровый учет, что подтверждается их кадастровыми паспортами, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что заявителем были соблюдены все установленные статьей 32 ЗК РФ условия предоставления земельных участков, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в их предоставлении.
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка департамент указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен на территории зоны городской рекреации, в которой запрещено размещение административных зданий, а предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5207 невозможно в связи с тем, что создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, следовательно, нарушение градостроительного законодательства не может быть основанием для отказа в соответствии со статьей 32 ЗК РФ.
Руководствуясь положениями указанной нормы, установив, что распоряжением департамента от 01.07.2009 N 584-р утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, а распоряжением департамента от 01.12.2011 N 1207-р утвержден акт N 2700 от 11.05.2004 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания - и предварительно согласовано место его размещения по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска, данные ненормативные акты были приняты во исполнение решений судов по делам N А46-1307/2008 и N А46-919/2011, при этом, заинтересованным и третьим лицом в рамках судебного дела N А46-6186/2006 указывалось на планирование в указанном месте зеленой зоны в соответствии с генеральным планом города, но данные доводы были отклонены судом, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил указанные выше доводы департамента со ссылкой на градостроительное законодательство.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
На основании пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также закреплено правило о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться, в том числе, по границам земельных участков.
Учитывая, что заявление о предоставлении земельного участка было подано обществом в 2004 году и акт выбора земельного участка под строительство был утвержден 01.11.2004, то есть до принятия Омским городским Советом 10.12.2008 Правил землепользования и застройки, является правомерным вывод апелляционного суда о том, что границы территориальных зон должны были быть установлены таким образом, чтобы не допустить нарушения прав существующих либо потенциальных землепользователей.
Таким образом, при принятии Правил землепользования и застройки требования части 4 статьи 30 и пункта 1 и 4 статьи 34 ГрК РФ, а также пункта 2 статьи 85 ЗК РФ не были учтены, в связи с чем границы установленных названным нормативным правовым актом территориальных зон не отвечают требованию принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне.
В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, надлежащих доказательств принадлежности земельного участка 55:36:090108:5196 к территориальной зоне, отведенной под рекреационные цели, в материалах дела не имеется.
Фрагмент Правил землепользования и застройки, представленный департаментом, не содержит сведений о земельных участках, указанные сведения нанесены заинтересованным лицом самостоятельно.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:710 земельный участок входит в территориальную зону: зона объектов административно-делового и общественного назначения ОД1.840. Из земельного участка образован земельный участок, сведения о котором носят временный характер, с кадастровым номером 55:36:090108:5196. Следовательно, судом правильно установлено, что временно поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 является частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:710, входящего в территориальную зону объектов административно-делового и общественного назначения ОД1.840, а не в рекреационную зону Р1-1204.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5207 следует, что данный земельный участок находится в зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД1.915. Отказывая в его предоставлении департамент указал, что создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
Однако, как было указано выше, доказательств отнесения земельных участков к разным территориальным зонам материалы дела не содержат.
Кроме того, из распоряжения от 01.07.2009 N 584-р "Об утверждении проекта границ земельного участка для предварительного согласования места размещения строительства административного здания по Бульвару Мартынова" следует, что один земельный участок планировался под строительство административного здания, а второй - для организации строительной площадки, что не подтверждает ссылку департамента на создание единого имущественного комплекса на двух земельных участках.
Таким образом, доводы заявителя жалобы не опровергают выводы апелляционного суда, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку, и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 25.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10843/2013 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)