Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N А55-35235/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N А55-35235/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" - Садонцевой Н.В., доверенность от 24.12.2013,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-35235/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети", г. Самара, открытое акционерное общество "МРСК Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети", г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным решения от 26.09.2012 N 3/6489 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 7256,00 кв. м, расположенного по адресу: ул. Калинина/ул. Красных Коммунаров в Советском районе г. Самары, для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами; обязании вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013, требования удовлетворены.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 26.03.2008 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами по ул. Калинина/ул. Красных Коммунаров, испрашиваемое право: аренда под строительство на три года, предполагаемая площадь земельного участка 7256 кв. м.
В газете "Самарская газета" от 11.10.2008 N 187 была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами по вышеуказанному адресу.
Постановлением главы городского округа Самара от 29.01.2009 N 83 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по ул. Калинина/ул. Красных Коммунаров в Советском районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами.
Данный земельный участок площадью 7256 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 17.02.2009 с присвоением кадастрового номера 63:01:0925004:515, с указанием разрешенного использованием: для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами, характера сведений ГКН: сведения о земельном участке носят временный характер.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары сопроводительным письмом от 23.08.2012 N СПИ-9/3617-0-2 направил в министерство согласованный в установленном порядке акт о выборе испрашиваемого земельного участка.
Министерство письмом от 26.09.2012 N 3/6489 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку на земельном участке расположены опоры линии электропередач и существующих трасс инженерных коммуникаций (кабели связи, водопровод диаметром 200 мм), со ссылкой на пункт 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, свод правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий".
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд, с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, наличие подготовленного акта о выборе и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Материалами дела подтверждается, что схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории была утверждена постановлением главы городского округа Самара от 29.01.2009 N 83; результаты выбора земельного участка оформлены Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары актом о выборе земельного участка для строительства, который направлен сопроводительным письмом от 23.08.2012 N СПИ-9/3617-0-2 в министерство, и получен последним 30.08.2012.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 1, 2 Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений (пункт 7 Правил).
Доказательств установления сетевой организацией границ охранной зоны в отношении объекта электросетевого хозяйства в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами ответчиком в материалы дела не представлено. Указание только на наличие линий электропередач (сетей) без конкретизации их типа, класса, границы охранной зоны является недостаточным для вывода о невозможности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию министерства в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Министерством владелец указанных электрических сетей не установлен.
Таким образом, не доказан факт принадлежности расположенных на указанном земельном участке сетей конкретному физическому или юридическому лицу, следовательно, отсутствуют и доказательства, что предполагаемое размещение объекта нарушает права и законные интересы каких-либо физических, юридических лиц либо создает угрозу такого нарушения.
Выводы судов кассатором не опровергнуты.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 по делу N А55-35235/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)